Дополнительная электрика - что куда

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост
Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Случилось так, что на момент покупки Сабли (мой мотоцикл) у меня в загашнике лежал пульт с кнопками небезызвестной фирмы Курьякун. Он на титульном фото. Если у вас, как и у меня, мотоцикл мощным пластиковым обвесом не обладает, при монтаже дополнительной электрики сразу возникнет вопрос - а куда девать кнопки, которые её включают? Курьякун сделали хорошее, изящное решение.. и воткнули галактический ценник на этот кусок железа с хромом и тремя кнопками. Мой вам совет - лучше закажите с алиэкспресс. Но мне эту штуку подарили, так что покажу я - на ней. Поскольку я за безопасность, главный вопрос, который надо решить:



Как не спалить ничего и сделать удобно?


Чтобы ничего не спалить лучший вариант - сделать отдельную проводку на все наши потребители. Так мы ничего не спалим в родной проводке. Но держать наши дополнительные цепи всегда под напряжением - вариант не из лучших. Тот же адаптер для USB в дежурном режиме тоже кушает. Немного, но за месяц от заряда АКБ ничего не останется. Можно было бы сделать кнопку, но вдруг вы забудете её выключить? Да и зачем, если есть реле!


Итак, наша проводка будет использовать:


- Свой общий предохранитель как можно ближе к плюсу аккумулятора дабы при любом повреждении мы сразу получили сгоревший предохранитель, а не локальный пожар.


- Реле, которое я заведу на замок зажигания чтобы как только я выключил его - у меня всё отключилось.


И чтобы всё это собрать нам будут нужны:


- провода (желательно как минимум 2 цветов)


- термоусадка (крайне нужная штука - надеваете заранее, скручиваете провода, надеваете сверху, проводите феном или зажигалкой и всё)


- предохранители


- колодки предохранителей


- реле


- колодка реле


- кнопка/кнопки


- клеммы для кнопок


- клеммы для аккумулятора


Впрочем я обо всём этом ещё скажу



А теперь подробней.


Если вы ничего не шарите в электрике, хрен бы с ним - я объясню на пальцах. Потому что я тоже не сильно шарю. Представьте что ток это вода, которая течёт от плюса к минусу и что мы строим водопровод. Так, надеюсь, будет понятней.


Я даю общую схему для моего частного случая. По ней мы и будем ориентироваться - можете открыть её в новой вкладке и поглядывать.

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Выглядит сложно? Это только пока.



Шаг 1


В нашей электрике шаг 1 - красный провод. Итак, от плюса аккумулятора мы забираем ток и сразу заводим его на предохранитель. Это нужно затем, чтобы если где-то дальше будет короткое замыкание, наш предохранитель пшикнул и ток перестал туда течь. В этом нам поможет набор начинающего радиоманьяка любителя (можно найти в автозапчастях или на рынках):


клемма: 

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

или

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Разница только в том, что верхнюю удобней одевать и снимать, а нижняя - лучше фиксируется. Само собой учитывайте, что у болтов аккумулятора тоже есть диаметр - лучше глянуть заранее. Зачищаете провод, засовываете внутрь и зажимаете лапки специальным инструментом или пассатижами.


И предохранитель, лучше сразу с колодкой:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост
Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Его провод-кольцо можно разрезать как удобней - на равные или неравные по длине концы. Идеальный вариант это если предохранитель будет того же вида что и остальные у мотоцикла - так вам не нужно будет таскать с собой несколько видов.



Шаг 2


После того, как мы обезопасились от собственных кривых рук, сделаем автоматическое включение. В этом нам поможет обычное 4-контактное механическое реле от ВАЗ. Я даже не знаю его партномер или название - фразы "4-контактное реле" обычно оказывалось достаточно.

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

К нему же рекомендую купить колодку - набор разъёмов, в который реле не воткнёшь неправильно. Так вы не запутаетесь, если отключите реле:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

В колодке может быть даже 5 проводов - центральный 4-контактному реле не нужен.


Работает оно до безобразия просто - когда через 2 определённых контакта проходит ток, этот ток замыкает 2 других контакта, рассчитанных на бОльший ток. Это удобно - маленькие кнопочки включают мощные вещи. А в нашем случае это нужно затем, что замок не рассчитан на такой ток, который мы может быть будет использовать (не выдержит напор воды в нашем водопроводе).


Если вы в точности следовали моим советам и в руках у вас то же самое реле что и у меня, то контакты будут 30, 85, 86, 87 (там так и подписано). Пара 85 и 86 - это "слабая" пара, а 30 и 87 - "сильная". Не знаю, почему именно так. Если у вас другие циферки - поищите в поиске или посмотрите на самом реле схему.


Соответственно реле мы должны подключить так:


87 - наш входящий провод от аккумулятора после предохранителя (напомню, в нашей схеме он - красный)


86 - наш выходящий провод "слабой" пары, его надо будет подключить к минусу (зелёный)


85 - наш входящий провод "слабой" пары, его нужно подключить к замку (тонкий красный)


30 - наш выходящий провод "сильной" пары - вот он-то и пойдёт на все потребители (оранжевый)



Сразу же дополню - как скрутить провода?


Если вы умеете работать паяльником - честь вам и хвала. Нет - можно просто сделать нормальную скрутку и закрыть термоусадкой - у меня всё это держится.


Про скрутку можно долго спорить, но если вы пользуетесь ей, я рекомендую принцип "бандажа":

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

В нашем случае (скорее всего у вас многожильные провода) это будет выглядеть так:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

И закручиваете провода относительно друг друга. Не забудьте изолировать соединение.


Кроме того, возникает вопрос - а куда мы должны подключиться к замку?



Шаг 3


Чтобы подключиться к замку, нам придётся разыскать схему электрики мотоцикла или потыкать тестером. Наша цель - найти провод, на котором напряжение появляется при включении зажигания и пропадает - после его отключения.


- на схеме это обычно провод, который от замка зажигания идёт к коробке предохранителей. Если схема цветная, то у замка зажигания вероятно будет 3 провода - один из них к аккумулятору, а вот какой-то второй - нужный


- у моей хонды это красный провод с чёрной полосой


- если вы работаете тестером, выставите его в режим замера сопротивления и одним щупом ткните в минус аккумулятора, а вторым - во все провода по очереди, аккуратно проткнув кончиком щупа изоляцию. Если вы угадали, тестер будет показывать бесконечное сопротивление при выключенном зажигании и небольшое - при включенном.



Извините, я не могу лучше объяснить, как подсоединить реле. Если вы так и не поняли, просто на шаге 2 поставьте кнопку, а лучше всё же - попросите кого-то из знакомых помочь с этим.


Когда вы нашли провод, всё что нужно - подключиться к нему не разрывая его то есть по сути - разветвить. Есть такая штука специалньая, называется "разветвитель" кажется:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Смысл в том что к неё вдевается 2 провода - старый и конец нового. После этого пассатижами вы её зажимаете, вставляя металлический ножичек и он остаётся внутри, соединяя 2 провода. И последним шагом вы захлопываете хвост чтобы оно не открылось. Удобно, но по идее их надо подбирать под толщину провода.


Альтернативное решение, если вы закупили термоусадки/изоленты а вот такую штуку не нашли:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост
Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Шаг 4


После того, как мы получили наш "идеальный" плюс, нам его нужно подключить к потребителям. Потребители могут быть самые разные:


- дополнительный свет


- музыка


- зарядное устройство


- видеорегистратор


И прочее и прочее и прочее. Принцип по сути везде одинаковый, но из-за того что я рисовал свою схему раньше у меня будет чуть сложнее чем надо. В целом порядок подключения такой - к нашему оранжевому плюсу мы подключаем один контакт кнопки, второй контакт кнопки мы подключаем к самому потребителю (к примеру - прикуриватель), а минус потребителя (на нашей схеме - зелёный) - либо к общему минусу, либо на минус АКБ, либо на раму. Дополнительно я бы рекомендовал ставить перед кнопкой отдельный предохранитель (у курьякунов он почему-то после кнопки, на схеме соответственно тоже) каждому потребителю. А то будет обидно если ночью в дождь из-за того что залило прикуриватель у вас сдохнет дополнительный свет.


О предохранителях - как правило у устройств есть заявленные данные, в том числе и о потребляемом токе. Так, если у вас зарядное устройство жрёт до 1 Ампера, ну и поставьте ему предохранитель на чуть больше (по моему они идут 1 2 5 10 15 и т.п.). А общий на всё - исходя из суммы всех отдельных.


То есть если вы знаете что у вас свет ест 10 Ампер, зарядное для мобильника 1А и навигатор ещё 1А то вы легко поймёте, что всё вместе это больше 12 ампер есть не может и тот самый первый предохранитель достаточно поставить 15А.


Чтобы подключить потребителей, если кнопок у вас ещё нет, нам могут пригодиться:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Кнопка. Кстати третий, жёлтый контакт это (если верно помню) минус внутренней лампочки. Если подключить его к минусу, кнопка будет гореть когда включена.

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Клемма для подключения провода к кнопке.


Альтернативный вараинт с алиэкспресса, уже с проводом:

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Последний момент - у меня на схеме крестик в кружке - зарядное устройство. Поскольку я немного паранойик и решил подстраховаться, товарищ мне собрал стабилизатор напряжения на основе LM317 и когда я объяснял это в прошлый раз, я и дорисовал его туда. Это не обязательный элемент.



Шаг 5


Если потребителей несколько - возникает вопрос, как разделить 1 провод на несколько? Или, в случае с минусом, как собрать несколько проводов в 1. Кроме той штуковины, о которой я говорил в шаге с замком, есть ещё штука под названием клеммник. В частности, я нашёл весьма удобными клеммники Wago (хотя они вроде как под 220)

Дополнительная электрика - что куда Мото, Электрика, Дополнительная электрика, Реле, Электропроводка, Своими руками, Длиннопост

Открыли, вставили зачищенный (и скрученный, если он многожильный) провод, закрыли.



Вот в общем-то и всё. По результатам этой работы у нас получится что при включении зажигания реле откроется, пропуская ток дальше. А при включении кнопки - цепь откроется полностью, пропуская ток на потребитель. В то же время если у вас есть что-то, работающее постоянно (к примеру видеорегистратор) кнопку ему можно не ставить - замок и реле выполнят всю работу. Так сделано и у меня.


НУ а теперь вперёд, в комментарии. Читать исправления и дополнения :D

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Извини что вопрос не по теме, но может ты (исходя из заголовка этой статьи решил спросить) сможешь ответить на вопрос, на который я не могу найти ответ:
Что произойдёт если на мопед или мотоцикл поставить турбонаддув и доп. бак с чистым спиртом? Т.е. при нажатии некого тумблера происходит переключение с основного бака на бак со спиртом, который подаётся через турбонаддув. Что произойдёт с мотоциклом или мопедом? продолжит ли он работать? Будет ли прибавка в мощности? И не взорвётся ли двигатель?

раскрыть ветку (23)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ох уж, эти влажные мечты! Ты хоть книжки умные почитай, что ли.

Турбонаддув – сложная и высокотехнологичная часть ДВС, просто так на любой двигатель его не «поставишь». Кроме того, турбонаддув принципиально невозможен на карбюраторных моторах – только на дизелях или инжекторных. Образование топливной смеси в карбюраторе целиком построено на разрежении, то есть всасывании воздуха поршнем двигателя, в результате чего во впускном тракте создаётся пониженное давление. Это разрежение в свою очередь обеспечивает всасывание топлива в карбюраторе во входящий поток в нужной пропорции и его перемешивание. Различные системы карбюратора обеспечивают нужную дозировку бензина на разных режимах работы двигателя.

В противоположность карбюраторному принципу, турбонаддув всегда принудительно нагнетает воздух в цилиндры двигателя, то есть создаёт ИЗБЫТОЧНОЕ давление. Благодаря этому повышается плотность воздуха и соответственно увеличивается наполнение воздухом цилиндров двигателя. Соответственно, для сохранения качественных пропорций топливной смеси можно подать больше топлива и получить бОльшую отдачу энергии, то есть бОльшую мощность при том же объёме двигателя. Но при избыточном давлении во впускном тракте любой карбюратор откажется работать категорически, топливо из него просто не выйдет. Поэтому турбонаддув может применяться только на двигателях с непосредственным впрыском топлива инжектором-форсункой.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Тут вы не правы. Есть много доказательств что это возможно. Турбина ставится после карбюратора. Тем самым в карбюраторе будет то же разрежение и он будет работать.
Кстати, погуглив, есть и фото, что ставили наддув и перед карбюратором.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Теоретически и даже в качестве экспериментальных испытаний можно сделать всё что угодно. Были на испытаниях, я помню, и газотурбинные МАЗы, и роторные двигатели на ВАЗе... Но как известно, практика – критерий истины. И если в массовом серийном производстве эти схемы не используются, то значит есть в них плохо преодолеваемые «подводные камни».
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но речь шла о воможности установить турбину на карбюратор. Мне известно что и на АвтоВАЗе занимались таким. Были испытания такого двигателя. Фото, кстати, оттуда.

Автор поста оценил этот комментарий

Без качественной настройки будет херня. Я не разбираюсь в этом, но люди ставили нитро на полтинник, заделанный под драг. Такой двигатель живёт 1 гонку.

Автор поста оценил этот комментарий

а так же еще сменить угол зажигания! Хотя лучше не насиловать двигатель! Если у тебя скутер, целесообразнее поставить ЦПГ побольше и сменить передаточное число ременной передачи вариатора (грузы потяжелее).

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий

Угол зажигания как раз проще всего сменить :D На ту же Дио коммутатор красная дайтона давал динамическое опережение угла зажигания.


А вот грузы далеко не всегда рациональней ставить тяжёлые - он так в динамике потеряет и не факт что соответственно выиграет в максималке. По мне если уж тюнить то надо ставить нормальный резонатор полуволновой и грузы к нему же подбирать. И грузы там - лёгкие, чтобы двигатель быстрее до нужных оборотов добрался.

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

кроме грузов же еще увеличение объема двигателя...

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

и что, вы считаете что при увеличении объёма двигателя необходимо увеличение веса грузов?


Грузы в вариаторе отвечают за выход ремня на широкий радиус. Ставить тяжелые груза - значит уменьшать обороты, на которых это произойдёт. Не спорю, увеличение мощности уменьшит "тупняк" двигателя при этом, но сдвигать зону вниз-то зачем?


По хорошему, если мы говорим об увеличении отдачи двигателя в целом, нужно кроме трубы поставить сцепление с более жёсткими пружинами (чтобы стартовать на более высоких оборотах и ближе к максиальной мощности), а в идеале - с большей площадью колодок (чтобы уменьшить проскальзывание сцепления).


Кроме того, если с одной стороны у нас груза, с другой (на задних шкивах) - пружина торка. И работают они вместе потому что груза должны пересилить пружину. Те же малосси, к примеру, продают киты разных цветов, специально разработанные для работы друг с другом.


Ну и я уже говорил о полуволновой трубе, в народе - саксофоне. Правильно подобранный саксофон даст до 20% мощности. Но и груза к нему надо легче обычных потому что вариатор должен начать выходить на максимальный радиус (то есть та самая зона тупняка) при максимальной отдаче мотора, а у половины саксофонов и двигателей она в районе 8-10 тысяч - соответственно чтобы шкивы сошлись ТАК поздно груза должны быть легче.


Важен также и коммутатор, потому что на таких оборотах нужен уже другой угол опережения зажигания. Не говоря уже о том что половина стоковых коммутаторов вообще зарезаны по оборотам.



А в вашем варианте (увеличить ЦПГ, утяжелить грузы) человек либо ничего не выиграет в динамике (либо даже чуть проиграет) и слегка выиграет в максималке... но только если у него коммутатор без отсечки, иначе он вообще ничего толком не выиграет.

раскрыть ветку (13)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

У меня был полностью малосявый конфиг т.е. цпс малося, колено малося, варик малося, сцепа малося флай + редуктор на максималку + леовинче хендмейд. А потом всё это сломалось и я поставил мотор от jf-06 :D

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
Автор поста оценил этот комментарий

да, в моем случае это вариант связанный с экономией и с увеличением скоростных характеристик, подзабыл уже немного лет  14 назад по табуретам загонялся. умудрялся я тогда кочегарить 27 хонду дио до 100км/ч на 72 кубиковом цилиндре (страшно, сейчас вспоминаю  и страшно становиться)

раскрыть ветку (8)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего невозможного тут нет) И да, холивары 27 против 34 несколько лет назад ещё шли :D


Я по вашему пути сходил, потом у меня сдох мотор так что я впихнул JF-06 от лида под зад 34ке =)

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

из подобных мопедов мне больше всего по душе пришелся Adress110... сейчас еще Yamaha Majesty ждет весны в гараже, хороший городской табурет, жрет мало, в пробках самое то толкаться.

раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот только не надо начинать тут холивары)

Автор поста оценил этот комментарий

А как же PCX? Для пробок вроде самое то - не "детская" табуретка но и не огромный диван

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

отвык уже от табуреток... после появления пузца только диваны и круизеры

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне и без пуза круизеры нравятся в принципе)

Автор поста оценил этот комментарий
1. турбонаддув подает воздух, а не топливо

2. ставь нитрометан, хуле

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку