23

Дневник начинающего волынщика, 3/X

Итак, как я писал в первой части, 30 мая 2020 года я получил волынку.

К этому моменту я мог играть около 7 простых произведений ( крайне хреново, надо признать ).


Что такое вообще волынка? Если говорить про большую шотландскую, то это 4 разных инструмента, которые питаются из одного воздушного резервуара - мешка.
Три инструмента (дроны) - дают постоянно один и тот-же звук, основную ноту ( Ля или A ).

Два из них (теноры) звучат на октаву ниже, чем основная нота чантера.

Один ( бас ) - на 2 октавы ниже.

А чантер уже может играть 9 нот в тональности A mixolydian.

Каждый из инструментов имеет свою трость ( звучащий элемент ) и настраивается путём изменения расстояния от трости до конца инструмента. Чем длиннее расстояние - тем ниже звук. Миллиметры превращаются в герцы.


Как звучит волынка? Восхитительно. Это лучший звук из существующих, по моему скромному мнению.


Но только лишь в том случае, если все 4 инструмента звучат в унисон. Любая неточность настройки, изменение давления, утечка воздуха - и звук становится весьма печальным.


И тут возникает тот замкнутый круг, из которого я выскочил всего лишь месяца полтора назад.

Смотрите:

- Чтоб инструмент звучал правильно, его нужно правильно настроить.

- Чтоб правильно настроить инструмент, нужно знать, как он должен звучать.

- Чтоб знать, как должен звучать инструмент, нужно поиграть на настроенном инструменте и запомнить ощущения.

- Возврат в начало цикла.


Это, по моим ощущениям, была самая тяжелая и депрессивная стадия в моём базовом обучении. Но, давайте по-порядку.

Итак, я получил волынку, кое-как её собрал и начал пытаться играть. Сил мне хватало, так что примерно через 2-3 недели я уже мог играть с двумя дронами ( из трёх ), записывал весёлые видео и хвастался друзьям, какой я прекрасный волынщик.

Звучал я, разумеется, весьма отвратительно. Но я всё ещё этого не слышал :)

Примерно к сентябрю я начал о чём-то догадываться, а к середине октября я услышал, как паршиво я звучу на самом деле. Любой, кто учился музыке, наверняка знает этот момент прозрения, когда внутренний критик научился отличать плохое от хорошего.


И тут наступил ад. Я понимал, что звучу паршиво. Я понимал, что нужно сделать, чтоб звучать лучше. Но я не понимал, как это сделать.


Около трёх месяцев чистого времени, по часу-полтора в день, у меня ушло на то, чтоб понять "как". Да, я всё ещё звучу так себе, если честно. Но я уже знаю способ и метод звучать лучше.


Проблема описана выше. Начинающий не может настроить инструмент, поскольку его уши не дают обратной связи. А чтоб уши давали обратную связь - нужно их научить, имея настроенный инструмент. Внутри волыночной среды это решается физическим присутствием преподавателя - он настраивает твой инструмент и ты привыкаешь его слушать.

Но что делать, когда ближайший преподаватель - за тысячи километров?


Слушать. Я слушал ( и продолжаю ) волыночную музыку буквально часами.

И тренировался настраивать инструмент и контролировать звук.

Слушал, тренировался, слушал и тренировался. Только так, к сожалению, только так.


И в какой-то день я смог настроить инструмент в унисон. А потом не смог. А потом смог 2 раза подряд. А потом смог всегда. В качестве примера - вот вам видео. Слушайте дроны и вы услышите, как меняется звук. Этот навык стоил мне 3 месяца жизни.

Мой учитель сказал мне, что он научился слышать и настраивать дроны где-то через 5 лет.

Не знаю, с чем это связано. Скорее всего, когда он учился, Spotify и Apple Music не предлагали такие запасы музыки к прослушиванию. А может быть, он полагался на того, кто учил его.

В любом случае, этот опыт был самым тяжелым и выматывающим для меня. Если кто-то пойдёт этой дорогой - знайте, чего ждать.


Ну и бонусом - видео того, как менялось моё исполнение одной крайне известной композиции, которую многие учат первой: Scots Wha Hae. Можно заметить некоторую разницу в интерпретации :)

Лига музыкантов

4.4K пост5.1K подписчиков

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.