Дневник начинающего волынщика, 3/X
Итак, как я писал в первой части, 30 мая 2020 года я получил волынку.
К этому моменту я мог играть около 7 простых произведений ( крайне хреново, надо признать ).
Что такое вообще волынка? Если говорить про большую шотландскую, то это 4 разных инструмента, которые питаются из одного воздушного резервуара - мешка.
Три инструмента (дроны) - дают постоянно один и тот-же звук, основную ноту ( Ля или A ).
Два из них (теноры) звучат на октаву ниже, чем основная нота чантера.
Один ( бас ) - на 2 октавы ниже.
А чантер уже может играть 9 нот в тональности A mixolydian.
Каждый из инструментов имеет свою трость ( звучащий элемент ) и настраивается путём изменения расстояния от трости до конца инструмента. Чем длиннее расстояние - тем ниже звук. Миллиметры превращаются в герцы.
Как звучит волынка? Восхитительно. Это лучший звук из существующих, по моему скромному мнению.
Но только лишь в том случае, если все 4 инструмента звучат в унисон. Любая неточность настройки, изменение давления, утечка воздуха - и звук становится весьма печальным.
И тут возникает тот замкнутый круг, из которого я выскочил всего лишь месяца полтора назад.
Смотрите:
- Чтоб инструмент звучал правильно, его нужно правильно настроить.
- Чтоб правильно настроить инструмент, нужно знать, как он должен звучать.
- Чтоб знать, как должен звучать инструмент, нужно поиграть на настроенном инструменте и запомнить ощущения.
- Возврат в начало цикла.
Это, по моим ощущениям, была самая тяжелая и депрессивная стадия в моём базовом обучении. Но, давайте по-порядку.
Итак, я получил волынку, кое-как её собрал и начал пытаться играть. Сил мне хватало, так что примерно через 2-3 недели я уже мог играть с двумя дронами ( из трёх ), записывал весёлые видео и хвастался друзьям, какой я прекрасный волынщик.
Звучал я, разумеется, весьма отвратительно. Но я всё ещё этого не слышал :)
Примерно к сентябрю я начал о чём-то догадываться, а к середине октября я услышал, как паршиво я звучу на самом деле. Любой, кто учился музыке, наверняка знает этот момент прозрения, когда внутренний критик научился отличать плохое от хорошего.
И тут наступил ад. Я понимал, что звучу паршиво. Я понимал, что нужно сделать, чтоб звучать лучше. Но я не понимал, как это сделать.
Около трёх месяцев чистого времени, по часу-полтора в день, у меня ушло на то, чтоб понять "как". Да, я всё ещё звучу так себе, если честно. Но я уже знаю способ и метод звучать лучше.
Проблема описана выше. Начинающий не может настроить инструмент, поскольку его уши не дают обратной связи. А чтоб уши давали обратную связь - нужно их научить, имея настроенный инструмент. Внутри волыночной среды это решается физическим присутствием преподавателя - он настраивает твой инструмент и ты привыкаешь его слушать.
Но что делать, когда ближайший преподаватель - за тысячи километров?
Слушать. Я слушал ( и продолжаю ) волыночную музыку буквально часами.
И тренировался настраивать инструмент и контролировать звук.
Слушал, тренировался, слушал и тренировался. Только так, к сожалению, только так.
И в какой-то день я смог настроить инструмент в унисон. А потом не смог. А потом смог 2 раза подряд. А потом смог всегда. В качестве примера - вот вам видео. Слушайте дроны и вы услышите, как меняется звук. Этот навык стоил мне 3 месяца жизни.
Мой учитель сказал мне, что он научился слышать и настраивать дроны где-то через 5 лет.
Не знаю, с чем это связано. Скорее всего, когда он учился, Spotify и Apple Music не предлагали такие запасы музыки к прослушиванию. А может быть, он полагался на того, кто учил его.
В любом случае, этот опыт был самым тяжелым и выматывающим для меня. Если кто-то пойдёт этой дорогой - знайте, чего ждать.
Ну и бонусом - видео того, как менялось моё исполнение одной крайне известной композиции, которую многие учат первой: Scots Wha Hae. Можно заметить некоторую разницу в интерпретации :)
Лига музыкантов
4.4K пост5.1K подписчиков
Правила сообщества
Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.