Для начинающих фрилансеров.

Так как, многие сейчас рекомендуют работу на дому, в частности фрилансер, покопалась в интернете по поводу, возможной, недобросовестности заказчика. Самое любопытное оставляю вам)
Хочу поделиться историей о том, как я получил честно заработанный гонорар от немецкого заказчика, не желавшего платить.
В июле 2013 г. я откликнулся на объявление, которое разместила на proz.com пользователь из Германии судя по беглым интернет-поискам, переводчица, при случае распределяющая заказы среди коллег, подобно большинству фрилансеров. В ответ на резюме пришла ссылка на большой пакет pdf-документов (чертежи и технические описания) с предложением выбрать объём, который я осилю за 10 дней. Я ответил и получил "добро". Тогда же была согласована сумма гонорара –2125 евро. На вопрос о сроках оплаты было отвечено: через 45 дней после даты выставления счёта
Работа была выполнена в срок, счёт выставлен 29 июля.
Самое интересное началось в сентябре. Запрос от 4 сентября остался без ответа, на повторный (12.9) было отвечено: ждём перечисления от заказчика, надеемся получить на неделе. В ответ на мои письма от 18.9 и 23.9 снова молчание. 24.9 я позвонил и снова услышал, что заказчик-де никак не платит. Тут я забеспокоился, поискал в Интернете и выяснил, что недобросовестному заказчику принято отправлять 3 предупреждения, причём в третьем, последнем и самом строгом, нужно крепко пригрозить. Я написал такое строгое письмо с темой «3. Mahnung», изложил в нём факты, сослался на п. 1 и 2 ст. 286 Германского гражданского уложения (т.е. Гражданского кодекса), из которых следует, что с 12.9 на долг заказчицы передо мной начисляются проценты; предложил выплатить гонорар 3 частями и сообщил, что если не получу банковской квитанции о первом платеже до 26.9, то подам заявление на открытие «Mahnverfahren» – упрощённого судебного производства по долговым обязательствам (простота состоит в том, что суд не заслушивает стороны, а просто информирует ответчика о требовании истца, и если ответчик молчит, истец получает исполнительный лист; но ответчику достаточно просто не принять требования, и истец останется ни с чем).
25.9 пришёл более заинтересованный ответ: я как раз сейчас договариваюсь о встрече с клиентом, вам (т.е. мне) заплатим в первую очередь.
Больше ничего не было слышно, и 29.9 я оформил через Интернет заявку на открытие упрощённого производства, а 30.9 отправил её в суд в Берлин обычным письмом. 1.10 проинформировал об этом заказчицу.
3.10 она сообщила мне телефон своего клиента (а ему – мой в том же письме) и написала, что мне нужно заплатить в первую очередь, якобы потому что я перевёл очень хорошо.
Потом на протяжении двух недель я изредка общался с этим клиентом (оказался представитель российской полугосударственной конторы в Германии), который тоже обещал, что заплатят вот-вот, но тоже в итоге замолчал.
22.10 я снова написал сердитое письмо заказчице. Разумеется, безрезультатно.
Между тем через proz.com, где я пожаловался на Малгожату, мне написала российская коллега, которая тоже не получила от неё денег. Мы договорились действовать сообща.
Через немецкого товарища я списался с адвокатом, чтобы начать настоящий процесс. Планировалось, что расходы на адвоката будем делить с российской коллегой. 30.10 я написал заказчице письмо от меня и коллеги с угрозой обратиться к адвокату (которого я назвал по имени), если деньги не будут отправлены 1.11. На следующий день, в пятницу, пришёл ответ с очередными обещаниями всё уладить в ближайшее время. Уже 4-го ноября, в понедельник, я получил от заказчицы письмо о том, что она как раз в этот день получила деньги от своего клиента и сейчас же переведёт их мне. Впрочем, вечером этого дня квитанции я не получил и написал, что консультация у адвоката у меня завтра; напомнил, что заказчица должна будет возместить все мои расходы на адвоката. Наконец, 5-го я получил от неё квитанцию, а 11.11 деньги поступили на мой счёт.
Между делом я узнал, что адвокат, чтобы начать дело и написать первые письма, требует доверенность, официальное поручение и 255 евро предоплаты. К счастью, платить не пришлось.
Вы, конечно, сделаете выводы из этой истории и сами, но всё-таки поделюсь уроками, которые извлёк я:
1) если есть возможность, будь разборчивей с заказчиком, а за большой заказ проси предоплату (для европейского рынка переводов это не редкость);
2) пиши и звони недобросовестному заказчику почаще, не отступай и грози – эффект вполне вероятен, только будь настойчив;
3) для меня 255 евро на адвоката в таком деле – сумма немалая, хотя я и был готов её отдать; но если заказчик – такой же фрилансер или небольшое бюро переводов, для него это тоже серьёзные деньги и лишние траты; угроза адвокатом оказалась самой действенной.
Удачи, будущие коллеги!