Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Дерзкий налёт одной подводной лодки на целое государство. История рейда U-154 против Либерии

Подводные лодки использовались Германией и в Первой, и во Второй мировых войнах главным образом для нанесения максимального ущерба судоходству своих противников — Великобритании, Франции, России. Но иногда их применяли совсем с другими целями. К примеру, с помощью одной субмарины Германия пыталась вывести из участия в Первой мировой войне африканское государство Либерия.

До 1914 года Либерия была одним из двух государств континента (наряду с Абиссинией, ныне Эфиопией), имевших реальную политическую независимость. Но с экономической независимостью всё обстояло куда хуже. В торговле Либерия почти полностью зависела от немцев. С началом войны государство сохранило нейтралитет, но было вынуждено постоянно «лавировать» между державами. Например, у Антанты Либерия закупала оружие для подавления внутренних беспорядков. В тоже время она позволяла Германии использовать свою станцию беспроволочного телеграфа, построенную до войны, в том числе в интересах военных.

Дерзкий налёт одной подводной лодки на целое государство. История рейда U-154 против Либерии Подводная лодка, Либерия, Германия, Атака, Война, Длиннопост, Политика

Гавань Монровии в 1918 году. На фото отмечены вышки французской радиостанции, ставшей целью немецкой атаки

Но под давлением Великобритании и Франции Либерия всё же разорвала отношения с Германией, а после вступления в Первую мировую США  — объявила и войну. Поскольку немцы cразу заявили, что теперь побережье Либерии считается зоной военных действий, местные власти запросили помощь у Союзников. Британцы и французы долго рассматривали возможности наращивания флота или артиллерии в столице Либерии Монровии, но сочли это излишним. Единственным заметным изменением стала постройка в дополнение к уже бывшей немецкой радиостанции ещё одной, французской.

Берлину хотелось отомстить либерийцам, а потому к ним в начале 1918 года отправили подводную лодку U-154, незадолго до того вступившую в строй. По пути, 9 апреля, её командир Герман Герке обнаружил и потопил либерийское судно President Howard. В ночь на 10 апреля он вошёл в гавань Монровии и передал сообщение тогдашнему президенту страны Говарду, содержащее ультиматум. В нём Герке требовал отключить станцию радиотелеграфа, используемого французами и спустить реющий над ней флаг Франции. В противном случае он угрожал уничтожить город. В качестве жеста доброй воли Герке вернул на материк некоторых выживших с потопленного накануне судна.

Дерзкий налёт одной подводной лодки на целое государство. История рейда U-154 против Либерии Подводная лодка, Либерия, Германия, Атака, Война, Длиннопост, Политика

Подводная лодка U-155, однотипная атаковавшей Либерию U-154. Фото сделано после окончания войны, когда интернированная субмарина прибыла в Лондон

U-154 была вооружена двумя 150-мм орудиями SK L/45 и двумя 88-мм орудиями SK L/30. Их вида оказалось вполне достаточно, чтобы ввергнуть в настоящую панику как жителей города, так и правительство. Флот Либерии состоял из одного судна, которое использовалось только для устрашения коренных племён и не могло противостоять немцам в принципе.

Либерийцы всячески затягивали переговоры с Герке, не зная, что предпринять. Так и осталось неизвестным, согласились ли они с тем, чтобы немцы уничтожили французскую радиостанцию. Тем не менее Герке впоследствии утверждал именно это. Как только истёк срок ультиматума (в 16:00), подлодка открыла огонь.

В течении полутора часов было сделано около 20 залпов. Французская радиостанция была уничтожена, а заодно значительно пострадал и сам город, в котором были разрушения зданий, а также убито несколько человек. Монровия могла бы быть полностью уничтожена, если бы немцы продолжили обстрел, но либерийцам повезло. На горизонте объявился британский пароход, и Герке взялся его преследовать.

Дерзкий налёт одной подводной лодки на целое государство. История рейда U-154 против Либерии Подводная лодка, Либерия, Германия, Атака, Война, Длиннопост, Политика

SS Burutu в годы Первой мировой войны

До сих пор неясно, прибыл ли этот пароход под названием SS Burutu по приказу командования (его известил британский консул через бывший немецкий радиотелеграф), или же он просто проходил мимо, направляясь в Сьерра-Леоне. Тем не менее он буквально спас африканскую страну. U-154 догнала британцев и выпустила торпеду, но промахнулась. Тогда субмарина всплыла и начала орудийный обстрел, нанёсший тяжелые повреждения судну. Однако добивать пароход Герке не стал, решив, что его действия несомненно привлекут большие силы боевого флота, и скрылся.

Правительство в Берлине было раздосадовано. Мало того, что результат оказался не впечатляющим, так ещё Герке доложил (по ошибке), что разгромил заодно и немецкую радиостанцию — её планировалось после войны вновь использовать для наращивания торговли с Либерией. U-154 под командованием Герке больше не приходила к берегам Африки. 11 мая 1918 года её торпедировала и потопила в Атлантике британская субмарина HMS E35.

Этот инцидент стал первым в истории случаем, когда одна подводная лодка пыталась подчинить себе целое государство. Заодно он в очередной раз продемонстрировал беспринципность немцев и опасность с их стороны для малых стран. В итоге Либерии пришлось закупить патроны для винтовок и первый свой пулемёт. А ещё согласиться на размещение во Фритауне особых сил, которые в случае очередной атаки и без согласия либерийского правительства прибудут на помощь. Но всё же, несмотря на свою очевидную слабость, либерийцы гордились тем, что выдержали атаку немцев в самый кровавый день в истории участия их страны в Первой мировой войне.

Дерзкий налёт одной подводной лодки на целое государство. История рейда U-154 против Либерии Подводная лодка, Либерия, Германия, Атака, Война, Длиннопост, Политика

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»