День в истории Забайкалья: Начать с канонерской лодки

15 (28) декабря 1907 года на нижней пристани в поселке Кокуй завершено строительство инфраструктуры завода Амурского отделения Балтийского судостроительного завода. Подрядчиком работ выступил купец Яков Самойлович Андоверов. Сумма исполненного контракта равнялась 122 789 рублей.


Первые рабочие и военные инженеры приехали в Кокуй еще в октябре. В марте 1908 года поступил первый эшелон с разобранными судами. Завершить сборку башенных канонерских лодок удалось в ноябре 1908 года. К лету следующего года все суда были спущены на воду и прошли ходовые испытания.


Начавшееся точкой сбора канонерских лодок на реке Шилке, пройдя ряд этапов, производство выросло в Сретенский судостроительный завод.


Также в этот день:


28 декабря 1934 года создано Бюро по делам российских эмигрантов (БРЭМ).

Организация, по первоначальному замыслу инициаторов, должна была стать авторитетным представительным органом и своеобразным эмигрантским консульством, объединив многочисленные русские организации в Китае. Однако самостоятельно сделать это не получилось. Помешали претензии отдельных партий на ведущую роль внутри диаспоры, идеологические распри эмигрантов, обострившиеся после появления марионеточного японского государства на территории Китая — Маньчжоу-Го, императором которого в 1934 году стал последний император Китая Пу И.


Японцы в административном порядке создали БРЭМ, в 1940 году переименовав его в Главное бюро по делам российских эмигрантов, наделив его рядом самостоятельных административных функций, таких как учет населения, регистрация передвижения эмигрантов по стране. Только в зарегистрированных в Бюро организациях могли работать бывшие россияне, включая железную дорогу, учебные заведения и прочих. К концу 1935 года таких организаций было 188. Еще через год отделения БРЭМ работали в Харбине, Дайрене, Синьцзине, Хайларе, Бухэ, Цицикаре, на станции Маньчжурия, в Трехречье и других городах и местностях.


По замыслу японцев, организация обязана была обеспечить единство эмигрантов и подготовить их к борьбе с Коминтерном за возрождение России, в случае установления японского "нового порядка". Антисоветская направленность являлась ключевой политической платформой. Были сформированы даже воинские формирования.


БРЭМ стал не просто связующим звеном между различными инстанциями японцев и российской диаспоры в Китае, но сумел превратиться в своеобразное эмигрантское правительство, сыгравшее важную роль в судьбе наших соотечественников. Аналогов БРЭМу в русском зарубежье по масштабу деятельности и общественно-политической роли не было.