0

Дайджест незначительных событий недели в России

Пока в комментариях к постам о проблемах с бензином, пикабушники из Москвы недоумевают, что за ЦИПСО распространяет эти глупости, тем временем география кризиса расширяется. Дефицит бензина охватил более 20 российских регионов.

Топливный кризис, наметившийся в России после атак украинских дронов на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), разгорается все сильнее. Если в конце августа дефицит бензина наблюдался в Забайкалье, Приморье, на Курилах и в Крыму, то в сентябре с ним столкнулись в Рязанской, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Пензенской, Ростовской и Астраханской областях, а также в Калмыкии и Татарстане.

Кроме того, перебои с поставками фиксируются в Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Хабаровском крае, Якутии, Еврейской автономной области и на Чукотке. Это следует из данных Независимого топливного союза (НТС), которые приводят "Известия".

«Изначально проблема нехватки топлива носила локальный характер, но теперь можно говорить о том, что география расширяется: все больше регионов России сталкиваются с дефицитом», — отметил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев. Он добавил, что дефицит, проявившийся сначала в отдаленных регионах, постепенно распространяется по европейской части страны.

По словам президента НТС Павла Баженова, перебои с поставками 92-го и 95-го бензинов уже привели к закрытию ряда независимых АЗС в регионах. «Кто-то не работает „от бензовоза до бензовоза“, кто-то „замотал пистолеты“ уже длительное время. В целом уже несколько недель ряд АЗС не могут получить отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ)», — подтвердила член Российского топливного союза (РТС) Екатерина Савкина.

В результате продолжавшихся весь август атак украинских дронов на НПЗ Россия потеряла 17% мощностей нефтепереработки, или 1,1 млн баррелей в сутки. Ряд крупных заводов полностью останавливали производство — Новокуйбышевский, Саратовский, Волгоградский, Сызранский. В сентябре частично остановил работу Рязанский НПЗ, который обеспечивает около 5% всей нефтепереработки в стране.

Горючий сезон: топливный кризис в регионах набирает обороты | Статьи | Известия

В России начали массово закрываться салоны по продаже автомобилей.

Кризис на российском авторынке ударил по автомобильным салонам: с начала года по 1 сентября количество точек продаж и шоурумов в целом по стране сократилось на 9% — до 7284. Однако в городах-миллионниках они закрывались более высокими темпами. Наибольшее сокращение зафиксировано в Ростове-на-Дону (минус 29,3%, до 94 точек), Воронеже (-18,8%, до 65), Волгограде и Самаре (-18,3%, до 58, и -18,2%, до 117, соответственно), а также в Красноярске (-17,2%, до 96). Просели и крупнейшие рынки: Москва (-11,1%, до 706) и Санкт-Петербург (-17,6%, до 365). Это следует из данных сервиса «Яндекс Карты», которые приводит Forbes.

Уже состоявшиеся закрытия — это не предел, поскольку еще около трети дилеров испытывают серьезные финансовые трудности или вообще находятся на грани прекращения деятельности, говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. По его словам, недостаток спроса на новые автомобили приводит к убыткам и нехватке прибыли, из-за чего издержки продавцов растут. «В России региональные дилеры сейчас продают всего по 220–250 машин в год, в столице — около 400. Для сравнения, в США этот же показатель составляет порядка 1000 автомобилей в год. При таком низком уровне продаж многие российские дилеры оказываются нерентабельными, что приводит к их массовому закрытию», — пояснил эксперт.

«Почти идеальный шторм»: в России закрываются автосалоны | Forbes.ru

Каждая десятая российская компания собралась увольнять сотрудников осенью.

Российские компании вслед за падением темпов роста экономики практически до нуля и сокращением спроса готовятся увольнять сотрудников. О планах оптимизировать численность персонала в течение осени сообщили 12% организаций. Это на 4 процентных пункта больше, чем было в конце прошлого года, показало исследование сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор», результаты которого публикуют «Известия». Одновременно с этим вдвое уменьшилась доля предприятий, которые намерены нанимать новых сотрудников: сейчас это лишь четверть, тогда как в конце 2024-го их было более половины.

Под угрозой увольнений находятся работники строительных, добывающих и машиностроительных компаний, ритейла и консалтинговых организаций. «При этом наиболее уязвимы сотрудники, чья работа не приносит прямой прибыли: нетехнические специалисты в IT, джуниоры во всех сферах, маркетологи и административный персонал. Компании предпочитают удерживать опытных универсалов», — отметил заместитель гендиректора «Работа.ру» Александр Ветерков. Также рискуют потерять работу сотрудники с рутинными задачами, сезонный и контрактный персонал, добавил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Каждая десятая компания планирует сократить штат осенью

Россияне стали есть меньше сливочного масла из-за резкого подорожания.

Резкий взлет цен на сливочное масло привел к падению его продаж: в январе—июле 2025 года в России было реализовано в натуральном выражении на 14,7% меньше продукта, чем годом ранее. Это следует из данных аналитической компании «Нильсен», которые приводит «Коммерсант». В свою очередь исследовательская компания NTech зафиксировала сокращение продаж с июля 2024-го по июнь 2025 года на 9% к предыдущим 12 месяцам. В Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко») подтвердили эти данные, но отметили, что продажи постепенно восстанавливаются: если в первые месяцы спад оценивался в 15–20% год к году, то сейчас — в 4%.

Согласно данным Росстата, стоимость сливочного масла в начале сентября составила 1,2 тыс. руб. за 1 кг. Таким образом, оно подорожало на 38% с января 2024 года и на 22,2% год к году. В T-Pay сообщили, что на пачку масла в январе—августе 2025 года потребители тратили в среднем 231 руб., что на 38% больше, чем год назад. Для сравнения: продукты питания в целом за этот же период подорожали на 12,3%.

Снижение продаж сливочного масла: в чем причины