Давид и Ko. Часть 1: Руфь

Почитал пост @Grimm661 о Давиде и Голиафе. И решил его немного дополнить. Вот сам пост:
https://pikabu.ru/story/david_i_goliaf_6325083

Итак,  @Grimm661 говорит о том, что Библейские истории не такие уж и прямолинейные и отличаются от бытового знания. Действительно, это так.

В основе у нас история Давида - того самого, который победил Голиафа. Попробую немного удивить @Grimm661 новыми подробностями. Итак, действующие лица:

Руфь (современная Рут).

Вооз

Ноеминь (сов. Наоми).

«В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских.
Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там.

И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими.

Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет.» Руфь 1:1-4

Итак, в те годы Иудеей управляли судьи (о чём мы ещё поговорим). Еврей Елимелех уходит с женой Наоми в соседнюю землю - в Моав (из-за голода в Иудее).

Моавитяне считались потомками Лота. Лот бежал из Содома перед его разрушением. Но, если ты бежишь из Содома, Содом бежит за тобой: Лота опоили его дочери, переспали с ним, и от них пошло племя язычников моавитян.

В такую землю и пришла Наоми с мужем и двумя сыновьями. Елимелех умер, сыновья женились на местных девушках: Орфе и Руфи. А в итоге сыновья...

Итак, Ноеминь остаётся с двумя невестками без средств к существованию.

«И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб.» Руфь 1:6

Наоми узнаёт, что в Иудее кончился голод и она с невестками пошла обратно. По дороге, она отослала своих невесток по домам. Ну, действительно: зачем двум молодым языческим девушкам идти в Иудею, где строгие религиозные законы? Орфа ушла, а Руфь решила остаться с Наоми. Руфь пообещала Наоми, что будет её содержать до самой смерти и что она примет иудаизм.

«У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма знатный, из племени Елимелехова, имя ему Вооз.» Руфь 2:1

Итак, Вооз владел своим полем, и год был урожайным. Руфь пошла устраиваться на работу. Но это было проблемно: она была из земли язычников, возможно, отличалась от иудеев внешне. Фактически, иудеи занимались буллингом и прессовали Руфь. Ей нельзя было пить из их кувшинов, обедать с ними. Знакомое поведение у евреев, не так ли?
Руфь шла позади жнецов и подбирала колосья, когда её увидел хозяин поля - Вооз. Случайно, или нет, но она оказалась на поле Вооза. Вооз разрешил Руфи пить из одних кувшинов с иудеями, работать на его поле вместе со своими служанками и обедать с его людьми. В целом это выглядело так:

Вооз объяснил это тем, что узнал Руфь. Руфь заботилась о жене его родственника - о Наоми. И, зная, что её будут прессовать, пошла с Наоми в землю Иудеи. Странно, конечно, что сам Вооз не помог Наоми. Видимо, так было принято в те времена - заботиться только о своём доме. Но не суть. Руфь устроилась по знакомству и принесла в тот день для Наоми хлеба.

Наоми была хорошей свеекровью. Быстро поняв, как пристроиться, она попросила Руфь приодеться, напамадиться и пойти к Воозу. Вооз в ту ночь вил ячмень на гумне (видимо, сушил). Руфь должна была подождать, пока он закончит работу, поужинает и ляжет спать. Потом, она должна была забраться к нему под одеяло. Это не совсем то, что вы подумали. Забраться она должна была к нему в ноги и там, свернувшись калачиком ждать.
И вот, лежит она у него в ногах, а Вооз просыпается и чувствует, что кто-то с ним лежит. Руфь его успокоила. Мол, "это я, Руфь. Не отвергай меня - мы же родственники"!
Вооз был мужиком умным, и сказал:

«благословенна ты от Господа, дочь моя! это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего, что ты не пошла искать молодых людей, ни бедных, ни богатых;» Руфь 3:10


Это означает: "хорошо, что ты не пошла шляться. Ведь по закону ты ещё можешь пристроиться в нашей семье"!

Вооз позволил ей поспать до утра, но ещё затемно отсыпал ей зерна в её верхнюю одежду и отпустил к свекрови. Было ли между ними что-то в ту ночь - Библия умалчивает. Возможно, можно усмотреть на это намёки в стихах:

«И спала она у ног его до утра и встала прежде, нежели могли они распознать друг друга. И сказал Вооз: пусть не знают, что женщина приходила на гумно.» Руфь 3:14

Обратите внимание на композицию: во-первых, говорится, что они расстались прежде, чем могли распознать друг-друга. Т.е. кто там к нему приходил - фиг его знает. Он не понял, и люди не узнают! Во-вторых, откуда в темноте вообще знать, что к нему приходила женщина?! С другой стороны, Библия не говорит, что у них что-то было. Вооз был деловым человеком и хотел прежде завершить одно дело.

У Вооза был ещё один родственник по линии Елимелеха. Наоми смогла восстановить свои права на часть поля, и Вооз с родственником имели равные права на покупку этого поля (видимо, родственники имели первоочередное право на покупку недвижимого имущества). Вооз предложил родственнику выкупить часть поля у Наоми. Но, вот беда: у Наоми есть невестка, которая не захотела уйти к себе домой, когда Наоми просила. Теперь надо что-то делать с этим придатком, поскольку Руфь была невесткой Елимелеха. Пусть родственник выкупит поле и возьмёт девушку в жёны, как того требует закон. По сути, Вооз использовал Левират, чтобы родственник не стал покупать поле, ведь если бы он это сделал, поле Вооза было бы разделено.
Естественно, родственник отказался. Мол, у самого семеро по лавкам плачут. Так Вооз выкупил часть поля (а по сути, нашёл законный способ перевести часть своих денег родственнице Ноемине) и взял в жёны Руфь.

Вскоре, у них родился сын - Овид.

Наоми была нанята служанкой и, плюс к выкупу за часть поля, получила содержание за счёт Вооза.

А теперь самое интересное: вы спросите при чём тут Давид?!

«И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома;

Есром родил Арама; Арам родил Аминадава;

Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида;

Овид родил Иессея; Иессей родил Давида.» Руфь 4:18-22

При этом Фарес - сын Иуды - того самого, от которого пошло колено Иуды и название "Иудеи".

Что же касается Давида, то стоит вспомнить то, с чего началась история: "В те дни, когда управляли судьи". Это небольшая интрига, которая раскроется во второй части истории Давида.

А теперь поговорим о морали этой истории:

Руфь считается праведницей. Она стала заботиться о свекрови. Свекровь тоже позаботилась о Руфи, хотя и отправила её залезть тайком под одеяло родственника (ну, по линии мужа). Руфь - это символ заботы о старшем поколении. Вооз - это символ заботы о родственниках. Он очень ловко провернул дело с другим претендентом на участок земли, сохранил деньги в доме, помог двум не чужим людям.

Также, стоит обратить внимание и на то, что Вооз не поступал открыто, не поступал прямолинейно. Библия не учит быть блаженным дурачком. Даже ситуация, когда Ноемина и Руфь остались без гроша в кармане, Библия не говорит, что это было плохо, и проклятые иудеи их не могли накормить. Наоборот, наше внимание акцентируется на том, что Руфь не могла даже пить из посуды иудеев, поскольку была нищей язычницей. Но именно её стремление заботиться о семье (в лице свекрови) позволило ей выгодно устроиться в жизни.
Кроме-того, стоит обратить внимание и на то, что свекровь не унижала своих невесток. По смерти сыновей она отправила их по домам. Руфь, которая пообещала содержать Наоми до конца жизни, она выгодно пристроила, найдя ей хорошего мужа.