ЧУДО-омега: разоблачение

ЧУДО-омега: разоблачение Cmt, Omega, Омега-3, Омега, Исследования, Здоровье, Наука, Длиннопост

Автор: Максим Иванников

Редактор: Максим Иванников

Исследование специалистов Кохрановского сотрудничества по поводу омега-3 полиненасыщенных жирных кислот двухгодовалой давности продолжает будоражить умы.

Если вкратце, сотрудничество оценивало использование омега-3 ПНЖК в качестве лекарств для лечения болезней сердечно-сосудистой системы. Ознакомиться с полным текстом исследования вы можете по ссылке.

Большое количество публицистов и мейнстримных СМИ начало этим исследованием размахивать, рассказывая, что плохие БАДы бесполезны (хотя повтори и ещё раз повтори — БАДы не лекарства и используются не для лечения, а обеспечения организма макро-, микро-нутриентами и теми биологически активными веществами, что получают из природного сырья).

За ответную критику принялись как мы, так и известный публицист Дмитрий Пикуль. А также и критики научного сообщества, которые использовали современный цифровой инструментарий и достижения Big Data для того, чтобы не субъективно, а корректно объяснить — да, с исследованием всё не так. Почитать подробный анализ можно по ссылке.

В целом, борьба с недобросовестными представителями парафармацевтической отрасли (вроде компаний сетевого маркетинга, которые продают омега-3 за несколько тысяч рублей, утверждая, что их УНИКАЛЬНЫЙ продукт вот точно заменит все лекарства) — это благо. Но есть ньюанс.

Дело в том, что лоббисты ЧУДО-ОМЕГИ за много-много денег могут оказаться не какими-то «продавцами БАДов», а… «доказательными» врачами, которые рекомендуют «прошедшее клинические испытания лекарственное средство».

«Инста-доктор», кардиолог Ирина Мурадян выпустила пост с вроде бы критикой омега-3. Но если почитать пост внимательно, то можно обнаружить достаточно странную рекламу.

ЧУДО-омега: разоблачение Cmt, Omega, Омега-3, Омега, Исследования, Здоровье, Наука, Длиннопост

Казалось бы — это обычный «чудо-БАД от всех болезней», но… нет! Это «чудо-зарегистрированный лекарственный препарат от всех болезней»!

ЧУДО-омега: разоблачение Cmt, Omega, Омега-3, Омега, Исследования, Здоровье, Наука, Длиннопост

Омакор — действительно зарегистрированный лекарственный препарат на основе омега-3. А вот всё остальное в посте — абсолютная ложь.

Во-первых, не единственный. В качестве лекарственного препарата зарегистрирован даже тот самый рыбий жир из печени трески в пузырёчках, который когда-то был единственным и безальтернативным способом получения омега-3.

Во-вторых, опять же далеко не только в Омакоре присутсвуют омега-3 жирные кислоты в форме этилового эфира. Что уж там, этиловые эфиры омега-3 жирных кислот — повсеместная история для сырья для БАД. Например, на сайте одного из крупнейших в мире концернов, исландского LYSI. По этой ссылке можно ознакомиться. И это сырьё используется в БАДах буквально по всему миру.

ЧУДО-омега: разоблачение Cmt, Omega, Омега-3, Омега, Исследования, Здоровье, Наука, Длиннопост

Уникальное чудо-сырьё продаётся буквально бочками. При желании и наличии финансов можете даже заказать.

В-третьих… Липаза «просто разрушает» жирные кислоты? Чтобы написать это, нужно вообще не знать о том, как работают энзимы. Если бы такое происходило, мы бы просто не могли усваивать жирные кислоты из пищи, той же самой рыбы, о которой говорит Мурадян, где, естественно, они присутствуют в триглицеридной форме.

Не за «разрушение» а за расщепление триглицеридов до глицерина и жирных кислот (в том числе омега ПНЖК) отвечает фермент панкреатическая липаза. И достаточно не то что специализированное высшее образование получать, а просто статью на Википедии почитать (или в школе хорошо учиться), чтобы знать, что липаза не «разрушает» жирные кислоты, а требуется для их усвоения.

Ну и под конец. Исследование Кохрановского сотрудничества нацелено как раз-таки против использования омега-3 в качестве ЛЕКАРСТВЕННОГО препарата для лечения людей вместо используемых по клиническим стандартам статинов (с которыми и сравнивалось). Так что «зарегистрированный лекарственный препарат» — самый настоящий фуфломицин, продающий очень полезный, но пищевой ингредиент (БАД — это просто эффективная форма пищи, напоминаем) под видом «ЧУДО-лекарства» за завышенную цену (28 капсул продаётся за 1600 рублей, стоимость БАД с полностью аналогичными составами во много-много раз ниже). Так что г-же Мурадян, конечно же стоит «выписаться» из доказательной медицины за рекламу самого что ни на есть препарата без доказательной эффективности.

Вывод

Не БАД страшен, а мракобесие. Пока множество публицистов всё ещё живёт в 90-х и начале нулевых, когда регистрацию БАД использовали для «чудо-снадобий», мир изменился. Отчасти этому помогло ужесточение требований к безопасности и регистрации БАД, требований к производству (теперь требуется сертификация производства по стандартам ХАССП, которая стоит слишком дорого для желающих «быстро навариться» мошенников), отчасти — появление открытого рынка прямой продажи БАДов (айхерб, магазины здорового образа жизни, супермаркеты) вне мест продажи лекарственных средств.

ЧУДО-омега: разоблачение Cmt, Omega, Омега-3, Омега, Исследования, Здоровье, Наука, Длиннопост

Большинство современных статей о БАДах иллюстрируется именно тем, что они действительно несут: витаминами, минералами, жирными кислотами и экстрактами.

Иллюстративным тут будет опыт пандемии коронавируса. Большинство скандалов, связанных с недобросовестной рекламы, связано с гаджетами («защитными бейджами» с хлором), гомеопатическими препаратами и пресловутыми «зарегистрированными в России лекарственными средствами».

ЧУДО-омега: разоблачение Cmt, Omega, Омега-3, Омега, Исследования, Здоровье, Наука, Длиннопост

Как пример — наделавший много шума «блокатор вирусов», который оказался даже хуже вируса и раньше него добрался до первых лиц страны (за что их винить нельзя — реклама весьма убедительна для людей «не в теме»).

Оно и понятно. Для того, чтобы производить БАД, в 2010-х и 20-х годах нужно потратить свыше десятка миллионов на собственное производство (либо осуществить заказ на контрактном производстве, которое очень дорожит вложенными средствами и рискует потерять не только репутацию, но и возможность производить), а потом всё равно не иметь права заявлять никаких лечебных эффектов согласно закону «О рекламе».

Очевидно, создание гомеопатии (считающейся, напомним, в России официальными лекарствами, но с оговоркой) несёт гораздо больше «плюшек» для декларации выдуманных эффектов, а «инновационные гаджеты» не требуется регистрировать вообще никак, так что можно продавать хоть кусочек бумажки.

Главное зло — это не форма (если речь, конечно, не о гомеопатии — там само производство противоречит законам физики и химии), а недостоверная информация и искажение фактов. Будьте скептичны, а не следуйте стереотипам!