Что ж, здравствуй, МГУ!

Мне 22. За спиной – десять классов семейного обучения, из которых восьмой и девятый - за один год, а 10-й и 11-й параллельно с обучением в музыкальном училище. Волонтерство в собачьем приюте, диплом скрипача о среднем специальном образовании, интересная работа в филармонии, два года обучения в консерватории, поиски себя в горах Казахстана и Шотландии, создание нескольких благотворительных концертов, куча халтур и увлечений.


Год назад я приняла решение посвятить жизнь изучению и сохранению биоразнообразия на Земле, и сейчас я пишу этот текст в общежитии МГУ между онлайн-парами по климатологии. Понятия не имею, чем именно буду заниматься, когда получу диплом(ы). Но весь спектр возможностей мне очень нравится. У планеты действительно много проблем, которые было бы неплохо решить пораньше.


Несмотря на то, что я немного «устала» учиться в какой-либо отрасли и уже хочется вовсю действовать, я решилась погрузиться в географию и экологию целиком и полностью. С самого начала. Вернуться к голодному студенчеству, бессонным ночам и нервным сессиям – все ради того, чтобы уметь отличать реальность от пропаганды. Преподаватели – ученые, которые, в большинстве своем, не преувеличивают проблему, чтобы собрать денег, как это делают некоторые организации. Правда, я постепенно прихожу к заключению, что организации не преувеличивают…


То, что я узнала о глобальных проблемах за первые три недели:


Мы живем в конце очередного ледникового периода. Выход из этого периода влияет на изменения климата, но ученые в большей степени склоняются, что человек влияет еще больше. Например, в 2017-2018 годах солнечная активность была довольно маленькой, но эти годы были одними из самых теплых за последние 150 лет. 2019 – солнечная активность еще меньше, но климат еще теплее.

(Солнечная постоянная планеты сегодня – 1361 Вт/м2. В прошлом – средняя 1365-1367 Вт/м2).


Еще не спрашивала, как преподаватели относятся к прекрасной и очень модной книге “Sapiens. Краткая история человечества”, но там автор (Юваль Ной Харари) указывает на то, что ни один ледниковый период и выход из него не сопровождался таким глобальным вымиранием, как тем, что происходит на наших глазах.


Зато есть чему порадоваться экологическим пессимистам в социально-экономической сфере: за последние годы среднее число детей в африканских семьях снизилось. Выживаемость, конечно, возросла сильнее, но хоть какой-то положительный прогноз есть (это на мой взгляд). Если раньше женщина из Демократической республики Конго имела 7 детей, то сегодня число снизилось до пяти с половиной. И продолжает снижаться. В странах северной Африки многие женщины ограничиваются двумя детьми. Кстати, главный фактор снижения численности населения (его, между прочим, считают по девочкам) – не введение контрацепции, а доступное образование для женщин.


Мы занимаемся на самом верху главного здания МГУ – выше нас только музей Землеведения. Коридоры очень красивые, отделаны дубовыми панелями, представляющими историческую ценность. Как сказал учитель математики, доцент Евгений Владимирович Семенов, со слов пожарного: «Если вдруг пожар, а вы в аудитории… – ну, не повезло. Бывает». В холлах висят огромные карты, большая часть которых относится к советскому времени. А там Аральское море! Оно огромно и прекрасно. Когда я учила номенклатуру на современных картах, все не могла понять, что именно из этой группы озер является Аральским морем. То есть, я знала, что это Арал пересыхает по вине человека, но никак не могла представить, что за несколько лет можно свести огромную территорию водоема на нет. Кстати, гидрологи несколько раз упоминали о планах Сталина перебросить реки Сибири, текущие на север, в степную зону, и каждый раз, рассказывая, что этого все-таки не произошло, добавляли вводное слово «к счастью».


Еще в МГУ есть экогильдия – ребята проводят разные экологические мероприятия. Одно из них – раздельный сбор мусора. Я очень порадовалась тому, как студенты, мамы с колясками, даже охранник из магазина спешили к месту сбора мусора – старенькой газели, а волонтеры объясняли новичкам содержание фракций.

Вообще, переработать можно почти всё. О картоне, стекле и пластиковых бутылках люди знают, но перерабатывается также мягкий пластик, чеки, зубные щетки! Правда, пока далеко не везде.


Кто-то из студентов проводил исследования на тему отходов. Результаты вывесили в коридоре:

Что ж, здравствуй, МГУ! География, Экология, Экологические проблемы, Студенты, МГУ, Волонтерство, Длиннопост

Ау, где вы, мусорные короли? Почему я до сих пор жду определенного дня, чтобы помыть и сдать «сырье», когда вы могли бы не только достраивать себе N-ый домик на реке Комо, но еще и помочь природе и городу.


Конечно, мне, скрипачке, пока тяжело учиться на естественно-научном направлении вместе с одними из лучших студентов страны. Один конспект по биологии занял пятнадцать странниц мелким почерком. Но я верю, что трудом и головой смогу внести свой небольшой вклад в сохранение планеты.

Думаю, мне будет о чем еще рассказать (по крайней мере, до первой сессии)). Поэтому если кому-то эта тема интересна с научной точки зрения – пожалуйста, пишите, будем учиться вместе. С удовольствием приму также замечания.


P.S. В эту субботу еду знакомиться с биологами из дружины охраны дикой природы и считать журавлей. Если там будет интересно, расскажу, как пройдет.