Что такое фавикон и зачем он нужен
Познавательный длиннопост о современных фавиконах) Спойлер: это уже совсем не то, что было раньше...)
Что такое фавикон?
Начнём, конечно, с азов. Если вы знаете, что такое фавикон (favicon, фавиконка, favicon-ка (да, и такое написание встречается)), смело пропускайте этот раздел.
В марте 2020 года фавикону исполняется 21 год, он становится совсем взрослым… Впервые он появился в 1999-м году вместе с выпуском пятой версии известного (и на тот момент самого популярного) браузера Internet Explorer.
Само слово "favicon" — это сокращение от “favorite icon”, что значит “иконка избранного”. Исторически такое название вполне оправдано, так как изначально фавикон сайта показывался только при добавлении этого сайта в “избранное” пользователя. Сейчас же фавикон отображается на вкладке любого сайта (при его наличии) почти во всех современных браузерах, и даже в поисковой выдаче, например, в Яндексе и с недавнего времени в Гугле. Это хоть и основные, но далеко не единственные места обитания современных фавиконов!
Они везде:
Вы спросите, фавикон — это логотип? Пожалуй, да. Точнее — это особая форма логотипа, разработанная специально для очень малых размеров.
В настоящее время, хотя фавиконами могут называться и иконки размером, доходящим до 512 пикселей в обоих измерениях, большинство браузеров отображают фавикон размером всего 16 на 16 пикселей. Из-за этого порой невозможно использовать в качестве фавиконки полноценный логотип.
Но перейдем к следующим разделам, а то уже обо всём по чуть-чуть рассказал…
Зачем нужен фавикон?
1. Фавикон повышает узнаваемость сайта и бренда
Фавикон — это такой же элемент фирменного стиля и айдентики, как логотип, фирменные цвета, фирменные узоры. О важности единства фирменного стиля я уже говорил в этой статье.
По хорошему фавикону сразу становится ясно, что за сайт за ним скрывается (конечно, если вы уже знакомы этим с сайтом).
Когда у пользователя открыто множество вкладок в браузере, именно по фавиконам он ориентируется, где какая. Ваша задача: запомниться пользователю, чтобы он всегда смог найти ваш сайт среди множества других открытых вкладок!
Даже если вкладок открыто не так много, чтобы у них пропали названия, современные люди всё больше ориентируются на иконки, нежели на текст, который им только сопутственно помогает в восприятии.
2. Увеличивает кликабельность
В поисковой выдаче сайт с фавиконом привлекает больше внимания пользователей, чем сайт без него. Соответственно, при прочих равных пользователь скорее кликнет именно на ваш сайт с выделяющимся фавиконом!
Конечно, наличие фавикона уже не так сильно повышает ваши шансы быть кликнутым, как в былые времена, когда такие иконки были лишь у каждого десятого сайта. Но даже сейчас, когда фавиконы есть практически у всех, он в любом случае выгодно выделяет сайт в выдаче — подобно маркерам в списках, служащим для обозначения пункта.
Посмотрите на эти примеры:
Во втором случае кому-то может показаться, что информация с сайта 2GIS — это продолжение “пункта” о Яндекс.Еде.
Я честно пытался найти реальный пример, чтобы в выдаче поисковика у сайта не было фавикона, но пролистав по 15 страниц по нескольким запросам, так ничего и не нашёл. Это ещё раз подтверждает необходимость наличия фавикона.
3. Вызывает доверие
Сайт с фавиконом вызывает доверие пользователя, так как сайт выглядит более закончено и профессионально, нежели веб ресурс с «пустым листом» или стандартным фавиконом той CMS, на которой сделан сайт.
В настоящее время фавиконов нет в основном лишь у не до конца доделанных или брошенных сайтов. Поэтому, чтобы не вызывать у потенциальных посетителей такие ощущения, стоит идти в ногу со временем — установить фавикон и следить за его корректным отображением.
Каким должен быть фавикон
Правильный фавикон должен:
1) Быть хорошо различимым в малом размере.
2) Соответствовать фирменному стилю компании.
3) Отвечать современным техническим требованиям: размеры и форматы файлов.
Чуть подробнее об этих правилах.
1. Визуальная составляющая фавикона
Как я уже говорил, фавикон можно считать особой версией логотипа. Особая она потому, что должна быть хорошо различима в очень маленьком размере — 16х16 px.
Возможно, вы где-то слышали, что “любой хороший логотип должен одинаково хорошо смотреться и в очень большом и в очень малом размере”.
Но, во-первых, это не всегда так, а, во-вторых, 16 пикселей — это просто крайне малый размер. И иконка сайта — это буквально единственное место, где вам потребуется логотип такого размера.
Что это значит: далеко не любой логотип можно качественно уменьшить до такого размера, даже не каждый “хороший”.
Порой, чтобы сделать favicon иконку для сайта и она выглядела аккуратно и читабельно, приходится чем-то жертвовать. Например:
1) Взять из основной версии логотипа только какой-то фрагмент:
Желательно, чтобы этот фрагмент был наиболее узнаваемым.
2) Значительно упростить графический знак логотипа:
Мелкие детали могут “замусорить” фавикон.
3) Изменить пропорции элементов знака:
Тонкие линии основного логотипа не будут видны в крохотном фавиконе.
4) Сделать совсем новый значок:
При этом новый значок-фавикон не должен выбиваться из общего фирменного стиля. Старайтесь сохранять цветовую гамму и по возможности намекнуть на вашу сферу деятельности или название.
2. Технические требования к современным фавиконам
Если до начала прочтения этой статьи вы знали о фавиконах чуть больше, чем ничего, то скорее всего вы также слышали, что фавиконы — это файлы с расширением ico, как и положено быть иконкам.
Да, много лет назад только так и было. Как и был один единственный размер для фавикона — 16 пикселей в ширину, 16 — в высоту. Сейчас же ситуация обстоит совсем иначе.
Формат ico морально устарел. Его главным преимуществом перед другими форматами (например, тем же png) было в том, что один файл содержал несколько иконок разных размеров (на все случаи жизни). Но браузеры уже давно научились брать иконку нужного размера из разных файлов.
Как это ни банально прозвучит: чем больше различных иконок содержит в себе файл ico, тем больше он “весит”, а это тормозит работу вашего сайта.
В современных реалиях качественный фавикон — это отдельные файлы:
а) разных размеров (от 16х16 до 512х512 px),
б) разных форматов (png, svg, ico),
подходящие под все браузеры (Chrome, Firefox, Safari, Internet Explorer и др.) и операционные системы (Android, iOS, Windows, MacOS).
Поэтому так важно создать файлы для каждого конкретного случая, а не загружать на сайт одну иконку размера 16х16 формата png и надеяться на лучшее)
Более того некоторые системы, например, браузер Safari, не поддерживает формат ico, и для отображения фавиконов ему нужен векторный формат svg.
Но и ico пока что не стоит списывать со счетов — есть работа специально для него. Устаревшие браузеры, например, Internet Explorer версии 10 и ниже (а ими всё ещё пользуется большая часть населения) поддерживает только этот формат. Также ico-файл пригодится для того, чтобы у сайта была персональная иконка в Windows при сохранении его на рабочий стол или в панель задач.
Чтобы не писать полотно текста, состоящее из повторяющихся слов и цифр, покажу наглядно набор favicon-иконок, необходимый вам для сайта, подходящий для 99,9% случаев (вдруг уже есть какие-то новые стартапы, использующие что-то совсем другое):
Страшно? Мне тоже…)
Но, к счастью, есть специализированные сервисы, которые значительно упрощают подготовку всех этих файлов)
Ссылку на, пожалуй, лучший сервис пришлю в комментариях (а то я всё еще не понял, что здесь считается рекламой, а что нет).
А в следующей статье подробно расскажу о некоторых несовершенствах автоматических конвертирований файлов в фавиконы, и покажу на примере, как порой можно добиться лучшего результата)
Надеюсь, вам было интересно и полезно!)