Что такое декаданс, декадентство?
Начнём с того, что декаданс - это регресс, упадок. Слово может употребляться для обозначения разрушения того или иного явления. Например, декаданс барокко.
Есть направление в европейской культуре рубежа XIX - XX вв., называемое декадансом или декадентством. Декаданс европейского искусства "рубежа веков" буквально значит - упадок искусства. Разрушения идей романтизма и реализма XIX в. Появление декадентских настроений: упадочничество, формализм, индивидуализм, одиночество, тоска, пессимизм. Представители этого направления - декаденты. Декадентами в литературе рубежа веков называли символистов.
Большое общественное непонимание вызвал сборник стихов "Цветы зла" Шарля Бодлера, первая часть которого вышла в 1857 году. Основные мотивы: темы смерти и небытия, одиночества, тоски по духовным ценностям, идеалам. Творчество Ш. Бодлера повлияло во многом на формирование декаданса в поэзии, поэтому о нём часто говорят как об основоположнике эстетики декаданса.
"Цветы зла"
ВЕСЕЛЫЙ МЕРТВЕЦ
"Я вырою себе глубокий, черный ров,
Чтоб в недра тучные и полные улиток
Упасть, на дне стихий найти последний кров
И кости простереть, изнывшие от пыток.
Я ни одной слезы у мира не просил,
Я проклял кладбища, отвергнул завещанья;
И сам я воронов на тризну пригласил,
Чтоб остров смрадный им предать на растерзанье.
О вы, безглазые, безухие друзья,
О черви! к вам пришел мертвец веселый, я;
О вы, философы, сыны земного тленья!
Ползите ж сквозь меня без муки сожаленья;
Иль пытки новые возможны для того,
Кто - труп меж трупами, в ком все давно мертво?"
В 1870 - 1880 годы в французском литературном сообществе вокруг поэта-символиста Стефана Малларме и поэта-символиста Поля Верлена сложился кружок "декаденты".
В 1886-1889 годы существовал журнал "Декадент".
Писатель Жорис-Карл Гюисманс в 1884 году создаёт роман "Наоборот", прославившийся как "библия декадента", и в котором хорошо запечатлены характерные явления и настроения рубежа веков.
"Кроме того, разложившееся дворянство мертво; аристократия погрязала в глупости или в дерьме. Она угасала в идиотизме своих инстинктов горилл, бродящих в черепах конюхов и жокеев; или же, как Жуазель-Пралэны, Полиньяки, Шеврёзы, она влачилась в грязи процессов, уравнивающих ее в гнусности с другими классами".
Цитата из 16 части романа "Наоборот".
Созвучна произведению картинка Эдварда Мунка 1894 года.
Следующий день (1894). Упадок, выпивка и одинаковые дни. Декаданс, как его иллюстрация.
В той или иной степени декадентские настроения распространялись и на другие виды искусства, в частности, на живопись. Картина Рамона Касаса. «Юная декадентка» часто является иллюстрацией для статей о декадансе.
У Рамона Касаса есть ещё несколько интересный работ, отражающее настроения апатии, уныния, листайте в галерее.
"Лень" 1900 год.
Особенно привлекла внимание картина Касаса "Покой" 1900 года, выполненная пастелью.
Русскими представителями декадентов считается раннее поколение поэтов-символистов: И. Анненский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, ранний В. Брюсов. Также ранний И. Северянин, Н,Минский, С. Надсон, К. Фофанова, М. Лохвицкая.
Епископ Арсений (в миру Леонид Иванович Денисов) замечает основательно, что декадентство диаметрально противоположно символизму, хотя в современной европейской литературе оба явления обозначались в один и тот же исторический момент: первое — как протест против старых философских воззрений, второе— как переработка художественных впечатлений в новом свете. Отвергая декадентство писатель показывает критическое отношение к новой литературе тех лет. И в самом деле, декадентство быстро уходит. Еще не создав новых словесных выражений для тонких чувственных восприятий, оно быстро расплывается в символизме, который не идет никакими исключительными путями, но ищет простой и ясной для всех правды.
Епископ Арсений — епископ Русской православной церкви, епископ Каширский, викарий Московской епархии. Духовный писатель, церковный историк, специалист в области церковной археологии и иконографии. С 23 декабря 1917 по июнь 1920 года — член Комиссии по охране памятников искусства и старины, которая подчинялась Наркомату государственных имуществ, а затем Наркомату просвещения. Был одним из двух её членов, представлявших духовенство, работал секретарём музейного отдела комиссии, занимался приёмом и охраной дворцового имущества и реставрацией Патриаршей ризницы. С 16 декабря по 15 марта 1919 года — сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса, где собрал около 10000 книг, поступивших в Ленинскую библиотеку. Прочёл для сотрудников отдела лекцию по истории книгопечатания с демонстрацией старопечатных книг, гравюр, переплётов. С марта 1919 по март 1920 года там же заведовал филологической библиотекой.
Портрет Зинаиды Гиппиус также используется как иллюстрация декаданса рубежа веков в России. Автор картины Лев Бакст.
Мирра Лохвицкая. Стихотворения.
" Да, это был лишь сон! Минутное виденье
Блеснуло мне, как светлый метеор...
Зачем же столько грез, блаженства и мученья
Зажег во мне неотразимый взор?
Как пусто, как мертво!.. И в будущем все то же...
Часы летят... а жизнь так коротка!..
Да, это был лишь сон, но призрак мне дороже
Любви живой роскошного цветка.
Рассеялся туман, и холод пробужденья
В горячем сердце кровь оледенил.
Да, это был лишь сон... минутное виденье...
Но отчего ж забыть его нет сил?"
1890
Итог такой: декаданс есть обозначение разрушения явления или культурного направления. Декаданс не является самостоятельным направлением в искусстве, а только отражением событий и течения общественной жизни.
Соответственно, основные направления, где исследователи пытаются найти декаданс - символизм и модернизм рубежа веков.
Однако, декаданс пытался стать направлением, своего рода, антиреалистическим направлением. О чём было упомянуто выше. Но не случилось. Декаданс рубежа веков остался как, несомненно, важный, влияющий на искусство того времени фактор (влияние на А. Блока, О. Уайлда и др.), и как история культуры рубежа веков.
А почему же такой сильный кризис случился именно на рубеже веков? Почему именно тогда упадок был настолько силен?
Неурожаи во Франции 1845-1846 г., сопровождаемые голодными бунтами. Всеобщий торговый и промышленный кризис в Англии в 1847 году. Как итог - революции во Франции, Германии, Италии, Венгрии в 1848 году.
Революции были подавлены, разрушены иллюзии внутри буржуазного общества, что явилось источником пессимизма у творческой интеллигенции той эпохи. Один из её представителей Ш. Бодлер, ненавидевший буржуазный мир, отразил это в сборнике "Цветы зла", сильно повлияв на П. Верлена, С. Малларме, что в какой-то степени определило создание кружка декадентов.
Что касается России. Революция 1905 года и её поражение вызвали крушение надежд творческой интеллигенции.
Отражение было, в том числе, в творчестве художников. Пример картина В. Серова "Ида Рубинштейн" (1910), на которой мы видим изысканную орнаментность и усталое, печальное лицо красавицы, словно выражающее всю трагическую надломленность эпохи.
Валентин Серов написал свою модель в одной плоскости с фоном, создав образ, напоминающий египетские фрески. Художник говорил о портрете, что его модель «смотрит в Египет».
Вскоре после создания работа была приобретена у автора и передана в собрание Русского музея, в 1911 году экспонировалась на московской выставке «Мира искусства». Картину встретили неоднозначно: так, передвижник Илья Репин назвал её «базаром декадентщины».
Ольга Валентиновна Серова, дочь живописца, писала в своих воспоминаниях: "Ида Рубинштейн была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал". (О. В. Серова / Воспоминания о моём отце, Валентине Александровиче Серове. Л. : Искусство, 1986, с. 152)