Что такое боярка? Специально для тех, кто отстал от современного худлита
Бояръ-аниме. Жанр такой, новый, хотя по факту с точки зрения литературы это даже не жанр и просто... ладно, будем разбираться по порядку и начнём с базы. С базы которую даёт сам АТ касательного этого жанра
Бояръ-аниме — произведения на стыке жанров боевых искусств, научной фантастики и магического фэнтези. Нечто среднее между популярными в сети фанфиками по Наруто и городским фэнтези. Обычно в произведениях жанра используются следующие сюжетные ходы: попаданство, сверхъестественные способности, супергероика, межклановые интриги. Место действия, как правило, альтернативная вселенная нашего мира, часто напоминающая современную Японию или современную же Россию. По сути бояръ-аниме — это технофентези про попаданца в мир, живущий по анимешным канонам, и становление там главного героя.
Собственно, это на самом деле... не совсем правильное определение, я бы даже сказал, что херня полная. Единственное, что тут рационального - это откуда появился этот жанр. Давным-давно, когда только появился АТ и издательства имели во все щели начинающих авторов, модно было аниме (и сейчас модно). Начинающие авторы брали типичного героя сёнена, то есть Наруто, брали всё построение сюжета, где всё крутилось вокруг комплексов мальчиков и важных для них тем, вроде дружбы, а потом писали свои романы.
Романы были хорошие, база имелась, потому что аниме Наруто, Блич и прочее снимали(писали сюжет) умные дядьки, делая всё в ЦА. Те кто просёк фишку начали также писать в ЦА. Попаданство позволяло читателю легче понять героя, ведь он был нашим, русским, попал в эту японию или другой мир. Крутые способности позволяли сделать его особенным, ведь добиваться своим трудом чего-то никогда не было модно, нужная какая-то имба способность, а японские кланы уже позволяли раскрыть путь власти и статуса, ведь кто не мечтал не просто стать сильным, но и возглавить клан, где все будут тебя уважать. Да и поколение смотрящих наруто подросло, начало денюжки зарабатывать, стало платежеспособным...
В общем, вот эти все сёнены тоже про типичные комплексы мужчин, которые варьируются от возраста. Так например для людей постарше лучше заходит вторая половина Наруто, где начинается резня и серая мораль. А первая это для подростков больше. Что и логично, и понятно почему так было сделано.
Ну и потом кто-то на АТ подумал... а зачем нам закидывать ГГ в японию, когда можно закинуть в Россию? В имперскую Россию, где резаться будут не кланы, а дворянские рода. Бояре, все дела... Ну и начали клепать всё то же самое, но в сеттинге Российской Империи, разумеется магической со всякими Орловыми и Соколовыми, ну и конечно же Романовыми.
Как только это начало приедаться... начали придавать новые формы. И поэтому в данный момент сама боярка представляет из себя не что-то одно, а именно совокупность всей этой базы.
Кланы можно заменить на дома как в игре престолов или как в дюне. Суперспособности можно заменить какой-то классической магией, добавить какой-нибудь китайщины и так далее. Можно вообще убрать магию. Но крутится всё будет как правило вокруг одного параметра - братва стремится к власти. ГГ хочет стать главой клана, он борется за власть, он становится главой клана/рода/дома/чего угодно. Вместе с этим всем идут остальные упомянутые в прошлом посте критерии.
Никто не мешает добавить к боярке ещё и реалрпг, фантастику и любой другой жанр. Но боярка это впервую очередь про комплексы мужчин, главный из которых - власть, а если быть точнее тот факт, что большинство мужчин и людей в целом ничего в своей жизни не решают. Но став сильным и главой клана/рода/дома/королевства они будут решать.
Для мужчин это всегда очень больная тема. Потому что жизнь мужчин - постоянная борьба в иерархической пирамиде, где далеко не все будут на вершине. А большинство даже зачастую мастером на заводе стать не могут и никогда не станут никаким начальником. Так устроен этот мир, но зато в книге ты будешь на коне.
Вот про всё это и есть боярка. А не про бояр и не про аниме, как написано на АТ. Хотя многие до сих пор пишут в сеттинге Российской Империи, потому что это всем знакомо, а ещё туда можно хренакнуть лютое количество реваншизма. А мы русские, нам это нравится, мы любим ходить до Берлина и до Парижа, как в старые добрые. По крайней мере большинству это точно нравится о чём говорят тренды.
Другие авторы смотрят на жанр ещё шире. Но когда читатель видет жанр бояръ-аниме, он у него ассоциируется как правило с годным чтивом, где читатель будет стараться утолить все его хотелки. Ведь большинство сноббов даже самого факта появления жанра бояръ-аниме переварить не могут. У них тряска начинается.
Раньше боярка получала на АТ жанры - попаданцы+боевое фэнтези/фантастика, авторы начали добавлять тег боярка, всё больше книг имело этот тег и теперь боярку вынесли в отдельный жанр. Также случилось с жанром альтернативная история, который довольно обширный, но там в основном были только попаданцы в СССР. Теперь попаданцы в СССР тоже отдельный жанр.
К вопросу чем отличается боярка от других популярных жанров?
В РеалРПГ и ЛитРПГ - игровой сеттинг, там делается упор на то, что за ГГ всё решает система. Там всё понятно, пизданул моба - получил уровень. Не нужно думать, всё решено за тебя, снятие ответственности и следование понятному всем алгоритму. На это делают ставку все гриндилки. Плюс прогрессорство и замена реального развития на развитие в виде циферок. Это если вкратце, так-то сам жанр куда более глубокий, но... большинство реалок зачастую даже не утруждается себя размышлениями на тему чему ИИ отличается от нас. Потому что думать скучно, хочется видеть развитие ГГ и рост его статов, потому что ГГ это кто? ГГ это аватар читателя, это сам читатель.
В целом пояснить за боярку именно с литературной точки зрения используя термины сложно, потому что это по факту никакой ни жанр. Это как раз именно БАЗА любой книги, которая почему-то ущемляется в угоду описания космических кораблей, эпичных драк на сорок глав и всякому прочему. А данный момент единственным общим звеном всех боярок является только путь из грязи в князи. Ну и желательно какую-то супер-способность дать ГГ, но вообще... многие обходятся и без этого, например давая ГГ добиваться всего УМОМ, а не имба навыками.
А какие декорации выберет автор: японскую или российскую империи, классической фэнтези с эльфами, фантастику как в дюне - вообще плевать. Что угодно берёшь и пишешь. Хоть индию, хоть китай, хоть бери Дюну, пиши фанфик и тоже ставь жанр боярка.
Поэтому если говорить вкратце, исходя из всего этого, то боярка в данный момент это именно про утоление комплексов читателя. Мужского читателя. Не про эпичный размах как у Толкиена, не про детальность лора как в вахе, не про размышления о слабости человека и важности морали как в антиутопиях и постапах, не про циферки и прогрессорство как в реалРПГ и литРПГ, не про пизделки как в боевом фэнтези и не про драки.
Только про мужские комплексы, главным из которых выделили власть и статус, к которым по закону природы стремится каждый мужчина, но из-за суровой реальности главой прайда будет только один. Ну а остальные могут читать боярку или делать вид, что они вне иерархии и что им это всё неважно. Что они не чувствуют себя убогим на фоне своего начальника или любого другого, кто добился больше, чем они. Как и кризис среднего возраста конечно же просто выдумали.
И цель у ГГ боярка как правило одна - стать первым. Не выжить, не отомстить, не спасти семью, не отстоять высокие ценности - всё это может быть промежуточными целями, но основной будет путь к топ 1. В первом томе этот топ 1 обозначен как глава своего рода, во втором томе его род уже станет главой союза родов, в третьем он станет... главой целого региона, а в конце императором. Вплоть до главы пантеона богов можно идти или до Бога-Императора.
И когда читатель открывает тот или иной жанр, именно смотря на бояръ-аниме он говорит себе - тут я получу то что хочу. А то что некоторые говорят, что это в принципе база всей литературы... ну вы конечно как бы правы, но как бы если сейчас на АТ загрузить того же Толкиена или Дюну... они нахрен сдохнут в говне, не выбравшись со дна. Это даже бесплатно никто читать не будет. Потому что Толкиен вместо того, чтобы делать упор на комплексы придумывал свой язык, рисовал карты и добавлял детали... поэтому хоть его Арагорн и нормальный такой мужик, но... нет, это не ГГ боярки. И от боярки во Властелине Колец практически ничего нет. Это просто эпичное фэнтези.
Потому что в основе других жанров лежат другие критерии. Утоление комплексов читателя зачастую вовсе не основной. По той же причине ни одна боярка никогда не станет значимой в контексте мировой литературы. Большинство боярок и вовсе даже не будут перечитывать.
Как и Дюна хоть и имеет элементы боярки, но нет, это всё же именно космическая фантастика, где упор делается на детали и проработанность мира, хоть и элементы боярки присутствуют от части.
А боярка это квинтэссенция именно комплексов. Не описаний космический кораблей и как там энергические щиты работают, а именно комплексов. Поэтому нет, любую хорошую книгу назвать бояркой нельзя даже близко.
В общем, вот. Я несколько раз объяснил на разных примерах и разными словами, что такое боярка. Думаю теперь все поняли в чём суть. Путь из грязи в князи и разговоры о комплексах мужчин в центре сюжета. Это суть боярки. За это её читают. Поэтому она популярна. Поэтому её выделили в отдельный жанр.
Надеюсь все поняли, потому что ну не знаю как ещё проще объяснить это. Если вы не поняли, перечитывайте то, что я выделил жирным пока не поймёте.