Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Что космическая программа Китайской Народной Республики означает для Великобритании и Запада?

Пару слов от себя:
Очередной текст о "китайской угрозе" в космосе. Обычная лицемерная подача. И мутный текст.
- Коммунисты Китая плохие - они реализуют комплексную программу военно-гражданского освоения космоса, где задачи военного и гражданского применения тесно связаны и служат одной цели.
- Китайцы хотят обязующие договоры об ограничения выведения оружия в космос. Вместо того что-бы "следовать правилам".
- "Правила поведения" должны устанавливать конечно западоиды. А китайцам и прочим нельзя.
- Надо подкупать китайских спецов по космонавтике и втягивать в гражданские проекты для влияния на Китай.
- Плохо скрытое раздражение и сожаление, что "полное доминирование" пока не получается. Но очень хочется. "Пробковый шлем" колонизатора никак не снимут...

Джек Шарп, Фотиос Мустакис, Маркос Тричасс и Дамиан Террилл
Понедельник, 3 июля 2023 г.
Первоисточник

Что космическая программа Китайской Народной Республики означает для Великобритании и Запада? Политика, Спутники, Космонавтика, Запуск ракеты, Технологии, Длиннопост

Несмотря на относительно недавнее начало космической деятельности, Китайская Народная Республика (КНР) добивается все больших успехов в запуске спутников и стала единственной страной, успешно запустившей космический аппарат на обратную сторону Луны (Jones, 2021). Эти достижения укрепили репутацию КНР как космической державы. Выступая в 2021 году, президент Си Цзиньпин заявил: «исследовать бескрайний космос, развивать космическую индустрию и превратить Китай в космическую державу - наша вечная мечта» (Космическая программа Китая: перспектива на 2021 год, 2022). Далее Президент Си подчеркивает центральную роль космоса в культуре КНР и объясняет, почему в нее все больше вкладываются социальные и экономические инвестиции. Космическая программа КНР отражает веру в то, что космос - это возможность для развития человеческой расы, веру, которую, несомненно, разделяют другие нации (Космическая программа Китая: перспектива на 2021 год, 2022 год). Белая книга провозглашает устремления CNSA на следующие пять лет и указывает на его готовность сотрудничать с мировым сообществом во многих областях.

Космическая программа КНР решительно заявляет о своих среднесрочных устремлениях, сосредоточенных на ее основной миссии и поставленных целях. Это анализ пробелов, в котором сочетаются наука, культура и искусство, чтобы донести стратегию ее продвижения в космосе. Китай извлекает выгоду из международной системы, основанной на правилах, для процветания и теперь стремится пересмотреть эти правила, чтобы использовать дополнительные преимущества. Великобритания и Запад должны признать растущую мощь и влияние не только КНР, но и Индо-Тихоокеанского региона. КНР бросит вызов современной гегемонии США в космическом пространстве.

Что делает космическая программа КНР?

CNSA, китайский эквивалент NASA, подготовило «Космическую программу Китая: перспектива на 2021 год». CNSA - гражданская организация, которая занимается международным участием, но не играет никакой роли в военной космической программе КНР; военной программой руководит Народно-освободительная армия (НОАК). Следовательно, в белой книге не упоминается ни о каких военных программах. Было бы разумно подчеркнуть, что Коммунистическая партия Китая (КПК) проводит агрессивную стратегию военно-гражданского слияния (MCF) (Государственный департамент США, 2020). Стратегия КПК по оптимизации военного и гражданского партнерства опровергает двуличие в любой деятельности, осуществляемой от имени КНР.

Стратегия КПК по оптимизации военного и гражданского партнерства опровергает двуличие в любой деятельности, осуществляемой от имени КНР.

Несмотря на то, что она не дает полной картины, программа CNSA достойна восхищения. Хотя ситуации не идентичны, Израиль значительно выиграл от своего военно-гражданского слияния и стал технической сверхдержавой с одной из самых высоких концентраций начинающих компаний на душу населения ( «Просеянный», 2022). КНР продолжает использовать средства стратегического сдерживания и неохотно публично обсуждает свою военно-космическую программу, что негативно влияет на глобальную стабильность (Министерство обороны США, 2022).

В белой книге подчеркивается, что космическая сфера имеет важное значение для безопасности и национальных интересов КНР. Использование космических возможностей для сбора разведданных и C5ISRT (командование, контроль, связь, компьютеры, киберразведка, наблюдение, рекогносцировка и целеуказание) является центральной задачей Сил стратегической поддержки НОАК (SSF) (Costello & McReynolds, 2019). Более того, после Первой войны в Персидском заливе космос стал критически важной сферой для военных. Понятно, что КНР ищет возможности ограничить свободу действий США в космосе. КНР не только будет конкурировать за относительно ограниченный ресурс, который становится все более перегруженным и оспариваемым, но это также может угрожать господству США в космической сфере. В случае конфликта в космосе наиболее значительные потери понесет национальное государство, наиболее сильно зависящее от того, что предлагает космос; в данном случае это США.

Китай надеется укрепить свой контроль над Индо-Тихоокеанским регионом (ближним зарубежьем) и ограничить способность США свободно действовать в этом регионе (Чжоу, 2022). Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая (ПЛАН) отвечает за защиту и обеспечение безопасности важнейших маршрутов снабжения через Индо-Тихоокеанский регион. Растущее присутствие военных Китая и региональная агрессия в сочетании со все более напористой политикой представляют собой продолжающуюся попытку отговорить Запад от эскалации региональной конкуренции до кризиса или конфликта при сохранении норм, благоприятствующих агрессивному принятию решений КНР.

Космические ресурсы облегчают региональный контроль в обширных географических районах благодаря ситуационной осведомленности (SA). Эта SA позволит КНР отслеживать и, в конечном счете, оказывать давление на своих противников и региональных конкурентов. Расширенная SA также поддержит информационное доминирование НОАК и средства ведения информационной войны. Скоординированное использование космоса, кибернетики и радиоэлектронной борьбы в качестве стратегического оружия позволит НОАК «парализовать операционную систему систем противника» и «саботировать систему военного командования противника» (Costello & McReynolds, 2019) на начальных стадиях конфликта, защищая при этом свою собственную (Xiaosong, 2013). НОАК выстраивает планирование своей кампании не только вокруг защиты своей критически важной инфраструктуры, но и затруднения своим противникам в доступе к их наиболее важным объектам управления. Сильная зависимость Соединенных Штатов от возможностей космического базирования делает их космические платформы мишенью для разрушения, деградации и отрицания. Эти действия будут нетипично эффективными для ограничения способности США действовать в Индо-Тихоокеанском регионе, где их морские линии связи (SLoC) уже сравнительно растянуты.

КНР также проводит операции в «серой зоне» для достижения целей безопасности, не доводя соперничество до конфликта. Примером могут служить морские субъекты КНР и дальневосточные рыболовные флоты (DWF), которые расширили географическую принадлежность КНР (Houlden, Romaniuk, & Hong, 2021). Наблюдение за Землей из космоса позволило КНР определить потенциальные острова, которые DWF мог бы ратифицировать, прежде чем претендовать на них. Тогда КНР сможет заявить права на экономическую зону отчуждения, оспаривающую интересы региональных участников, регулировать морское судоходство и устанавливать юридические права на суверенитет (Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) 1994 года). Космическая мощь - это такой же политический инструмент, как и военный.

Как предполагает концепция MCF, гражданский и коммерческий секторы будут усиливать любые военные усилия.

Запад не наращивает свои возможности так быстро, как КНР, поскольку ему не хватает катализируемой экосистемы.

Космическая программа также указывает на стремление КНР к глобальному консенсусу по управлению космическим пространством и его использованию в мирных целях. Мирное космическое пространство не исключает его использования в целях безопасности; однако это указывает на то, что КНР надеется сохранить существующие космические нормы в отношении милитаризации космоса и размещения оружия. Это фундаментально подрывает позиции США и не позволяет признать, что, несмотря на стремление к мирному космосу, эти противники развивают противоспутниковые возможности (ASAT) (Национальный центр воздушной и космической разведки, 2018). КНР может представить дело так, что США дестабилизируют космос как мирную сферу из-за своего нежелания придерживаться таких договоров, как «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» (PAROS) и «Предотвращение размещения оружия в космическом пространстве» (PPWT), в частности, статьи I «Угроза силой или ее применение в отношении космических объектов».

CNSA публикует новую космическую программу каждые пять лет, но не предоставляет более точных сроков. Космическая программа CNSA ссылается на цели Организации Объединенных Наций и Азиатско-Тихоокеанской организации космического сотрудничества (APSCO) на период до 2030 года, указывая на целостный подход к освоению космоса, на основе которого она выстраивает свои этапы продвижения.

Что космическая программа CNSA означает для Великобритании?

Великобритания может извлечь уроки из способности КНР решать военные проблемы; быстро выявлять, закупать или разрабатывать; и вводить в действие новые технологии для достижения поставленных целей. Инновационное развитие должно использовать в своих интересах самые яркие умы. Как предполагает концепция MCF, гражданский и коммерческий секторы будут усиливать любые военные усилия. Запад не наращивает свои возможности так быстро, как КНР, поскольку ему не хватает катализируемой экосистемы (Бендер, 2021; Даунер, 2021). Возможно, что это вызывает проблему с «процессом», а не с людьми или технологиями, и что Великобритания могла бы извлечь выгоду из сотрудничества с КНР, чтобы понять более эффективные способы работы по ускорению предоставления возможностей. Предпочтительны исследовательские и коммерческие партнерства, а военные действия или совместные учения будут невозможны из-за геополитических последствий. Исследование, запуск и утилизация космического мусора - все это области, сотрудничество в которых будет менее спорным. Следует отметить, что любая деятельность в космосе может стать спорной, если ее использует государство. Исследование космоса может создать более эффективные двигатели и энергетические системы по мере того, как мы будем расширять наши поиски до звезд. Это может дать ответы на вопросы об инопланетной жизни и химии нашей Солнечной системы и способствовать технологическому прогрессу.

Космическая индустрия находится на этапе исторического роста. Благодаря все более дешевым вариантам производства и развертывания, а также более эффективным технологиям развертывание группировок малых спутников на низкой околоземной орбите (LEO) увеличивает число государственных и коммерческих субъектов в космосе. Количество мусора в космическом пространстве растет, и становится все труднее отслеживать создаваемые космические объекты. Утилизация и удаление мусора могли бы улучшить дистанционную робототехнику и обеспечить безопасное и устойчивое использование космоса. Статья VIII Договора по космосу устарела и касается идеи о том, что государство сохраняет право собственности на все, что оно запустило в космическое пространство, независимо от того, контролирует оно это или нет (UNOOSA, 2021). Хотя это может быть полезно для привлечения к ответственности космических субъектов, это не способствует поддержанию устойчивости в космическом пространстве. Для обеспечения того, чтобы все космические субъекты несли ответственность за устойчивое космическое пространство, должно быть разработано поддерживающее законодательство по космическому мусору. Одним из вариантов является расширение существующих руководящих принципов UNOOSA по долгосрочной устойчивости космического пространства, с тем чтобы они стали правовой основой международного права. Несмотря на это, правовая база, регулирующая космическое пространство, нуждается в обновлении.

Усовершенствованные технологии запуска сделают космос более доступным и помогут развивать глобальную инфраструктуру. Технологии запуска аналогичны и синергичны с освоением космоса, инфраструктурой и коммерциализацией космоса (Troutman et al., 2002). Снижение затрат на запуск увеличит объем материалов, доставляемых в космос, и проложит путь для новой инфраструктуры. Инфраструктура космического базирования может революционизировать нашу способность вести деятельность в космическом пространстве и будет экономически необходима, если количество платформ в космосе продолжит расти. Структуры и сооружения, которые позволяют функционировать и развиваться космическому обществу, будут зависеть от средств запуска материалов в космос. Для обеспечения успеха необходимо разработать адекватную политику и правовые рамки (Зубко, 2019). Великобритания может играть более активную роль в управлении гражданской космической инфраструктурой и производстве.

Хотя в сферу охвата этой статьи не входит вепонизация космоса, а не его милитаризация, она могла бы стать областью для дальнейших исследований. Отношения между «элитным» космическим сообществом, нормализация размещения оружия в космосе, а также космическая охрана и управление являются областями интереса. Космос может и должен оставаться доступным для управления системами оружия (слежения и наведения на цель). Спутники слежения, наведения на цель и мониторинга рассеивают «туман войны» и снижают вероятность сопутствующего ущерба. Надежное управление космосом установит приемлемые нормы поведения и станет средством, с помощью которого страны смогут решать проблемы путем сотрудничества и переговоров или искать поддержки у избранного исполнительного комитета. Уменьшая правовую двусмысленность и устанавливая порядок, основанный на правилах, в космической сфере, космические субъекты столкнутся с юридическими или политическими последствиями на Земле.

Подобно тому, как авиация и радары изменили наблюдение за морем, космические средства стали столь же драматичным событием для наблюдения за Землей. Самолеты произвели революцию в наблюдении за океаном, расширив зону видимости судна и, в некотором смысле, превратившись в «наблюдательную блокаду» (сдерживание потенциальным обнаружением). Последующее развитие радаров позволило получать информацию о обширной территории практически в режиме реального времени, что значительно улучшило осведомленность о ситуации в локальной области (Friedman, 2009). Космические средства позволяют вести наблюдение за обширными районами земного шара, тем самым сдерживая и разрушая любую скрытую деятельность. Запад и КНР используют эти возможности для облегчения понимания действий как дружественных, так и вражеских сил практически в режиме реального времени. Что касается ближнего зарубежья КНР, этот SA позволит Китаю использовать свое географическое преимущество перед Западом за счет улучшения разведывательной картины и сокращения цикла OODA (наблюдать, ориентироваться, решать, действовать). Эта более полная разведывательная картина позволит КНР влиять на критические региональные зависимости Запада, такие как SLOC, порты и логистические узлы, и планировать их подавление. Более короткий цикл ООДА дает оперативное преимущество, поскольку силы находятся там, где они необходимы раньше для достижения эффекта.

Развитие возможностей получения изображений и технического наблюдения означает, что Запад должен привыкнуть действовать открыто или иметь надежные средства обмана и направления усилий НОАК по подрыву региональной активности. Это важнейшее военное соображение, и любые действия в Индо-Тихоокеанском регионе приведут к усложнению командования, контроля и материально-технического обеспечения. Также важно отметить, что подводные лодки исторически являются скрытыми средствами ведения войны. Противолодочная война (ASW) обеспечивается спутниковыми возможностями посредством акустического, неакустического, химического и теплового слежения и демонстрирует, что ранее скрытые действия вскрываются противниками («Обнаружение и мониторинг подводных лодок», 2021; Фридман, 2000).

Уменьшая правовую двусмысленность и устанавливая порядок, основанный на правилах, в космической сфере, космические субъекты столкнутся с юридическими или политическими последствиями на Земле.

Генерал Джон Дж. Першинг, командующий американскими экспедиционными силами на Западном фронте во время Первой мировой войны, заявил, что «пехота выигрывает сражения, логистика выигрывает войны» (Lee, 2017). Логистическое преимущество в значительной степени на стороне КНР из-за географии и регионального геополитического влияния. Чтобы обеспечить потенциал регионального военного успеха Запада, это должно быть смягчено. Хотя космические средства не могут напрямую обеспечивать логистику, они являются средством наблюдения и обеспечивают поддержку командования, контроля и SA. Полученные из космоса данные могут помочь в принятии решений. Аналогичным образом, местоположение, маршруты, загруженность и погодные условия могут обогатить разведывательную картину. Достоверные данные могут стать индикаторами и предупреждениями или могут быть объединены, чтобы выявить ранее скрытую деятельность; ранее незамеченное действие может опровергнуть то, что стоит исследовать. Достоверное понимание региональной деятельности КНР и, следовательно, вероятных приоритетов может определить, где Запад может сосредоточить свои усилия для максимального военного и комбинированного (политического, экономического, социологического, технологического, правового и экологического) успеха. Понимание и подход, охватывающие все силы, в идеале НАТО и Запад, могут еще больше усилить потенциальный оперативный и стратегический успех. Это подчеркивает важность наличия информации и разведданных в совместимых формах, представленных с подходящей системой, которая может обрабатывать массовый ввод данных без перенасыщения, обеспечивая объединение данных и полную картину разведданных. Китайцы делают это очень хорошо, о чем свидетельствует сетецентричность и и «нтегрированность» их систем.

Космос предоставляет несколько возможностей для логистики. Одной из важных возможностей может быть использование доставки материалов через космос. Материалы, отправленные в космос или возвращенные из космоса, могут быть быстро доставлены по всему миру и уменьшить ограничения доступа, передового развертывания или поддержания доступных логистических площадок по всему миру (Wade, 2020). Независимость доступа и ресурсов даст командирам дополнительное время для принятия решений, вариантов воздействия и безопасной деятельности. Пополнение запасов может быть начато и развернуто с использованием космических аппаратов или выведено на орбиту, чтобы задержаться до развертывания в пределах своего географического присутствия в полосе орбиты. Груз может быть размещен на определенный период времени или проходить транзитом через космос, если будут поддерживаться подходящие условия для хранения. Космическое пополнение запасов может использовать преимущества свободы космоса, отвлекать внимание военных и быстро снабжать силы. Космическая логистика станет военным требованием, где важна осмотрительность. Необходимы исследования спускаемых аппаратов, транспортных средств и хранилищ в космосе.

Спутниковая система БэйДоу (BeiDou) КНР является альтернативой глобальной навигационной спутниковой системе (GNSS) GPS США. Учитывая успех своей системы БэйДоу, Китай теперь прочнее удерживает глобальную инфраструктуру. Идеология MCF КПК обеспечит КНР растущее экономическое преимущество перед другими западными GNSS (Levesque, 2021). Существует также военное преимущество, связанное с суверенной GNSS. Китай теперь может самостоятельно управлять своими службами отслеживания и наведения на цель без того, чтобы США могли лишить доступа (Макдевитт, 2020). У КНР есть видение взаимосвязанного мира: космическая инфраструктура будет играть центральную роль в реализации этого видения. Она будет конкурировать и бросать вызов другим участникам космической деятельности за преимущество на космическом рынке. Западные организации должны в равной степени конкурировать за значительную долю рынка и рассматривать растущую космическую индустрию как предпринимательскую возможность. КНР уже имеет организационное преимущество благодаря слиянию MCF и авторитарной политической системе. Уступка дальнейшего рыночного преимущества будет иметь последствия, которые не будут очевидны сразу, но могут проявиться в технологическом преимуществе КНР в будущем. Этот каскад научных, технологических и экономических преимуществ превратится в военное преимущество КНР. В дополнение к этому MCF КНР приступил к созданию промышленных зон, в которых ее оборонные предприятия закрепят окружающую технологическую экосистему. Цель состоит в том, чтобы поощрять военно-гражданскую интеграцию и инновации; это указывает на то, что рамочная программа MCF Си Цзиньпина включила требования военной и экономической мобилизации (Levesque, 2021).

Заключение

КНР - быстро развивающийся участник космической деятельности. Сравнительное продвижение создает лидерские возможности, поскольку другие менее развитые государства ищут технического и этического руководства, а также наблюдают за поведением, которое более способные государства считают приемлемым; подавая пример. Великобритания и Запад должны поощрять космическое управление и согласование участников космической деятельности совместно с КНР, чтобы сохранить свободу доступа к космосу и его преимущества для Земли. Правовые и политические рамки космоса должны созреть; союз между космическими элитами станет мощной движущей силой для этого. Хотя этим сообществам будет по-прежнему сложно достичь военных соглашений, важно установить приемлемые нормы поведения, особенно для гражданского и коммерческого секторов. Управление космосом должно поощрять предпринимательство, сохраняя при этом безопасность и мир для всех. Надзор за военной деятельностью в космосе будет оставаться неспокойным. Размещение оружия в космосе следует считать неэтичным и не поддержанным мировыми лидерами, и необходимо поощрять устойчивое поведение в космосе. В частности, лидеры должны избегать эскалации существующих норм, которые разрешают оснащение оружием космических систем. В более широком смысле следует избегать поведения, которое ставит под угрозу доступ к космосу и его возможностям.

Великобритания может стремиться к взаимодействию с людьми, процессами и технологиями. Более тесное объединение людей, подготовка, инструктаж и научные круги могут способствовать лучшему культурному пониманию и доверию. Люди могут развеять распространенные мифы и предположения, добиться лучшего понимания контекста и укрепить позитивные отношения между двумя странами или организациями, которые поддерживают сотрудничество, такими как CNSA. Академические партнерства потребуют тщательного рассмотрения. Структура MCF гарантирует, что инновации приведут к военному преимуществу. Израиль - отличный пример государства, которое извлекает выгоду из неофициального военно-гражданского слияния. Хотя Великобритания может учиться у других стран, сотрудничество с КНР принесет выгоды, которые трудно определить количественно, но, несомненно, продвинет космический сектор. Стратегия взаимодействия может наглядно продемонстрировать, что космос предназначен для мирного использования, несмотря на военные разногласия КНР и Запада. Если космические державы будут сотрудничать в проектах, которые принесут пользу человечеству, геополитическая напряженность в космосе может быть снижена. С учетом управленческих и технологических ограничений сбор и удаление космического мусора может стать такой возможностью.

Без представления о космической стратегии PLAN было бы трудно утверждать о ее влиянии на Великобританию. КНР стремится использовать свою экономику и вооруженные силы согласованно для достижения стратегических целей КПК. «Китайская мечта» Си Цзиньпина надеется, что КНР будет полностью развита и модернизирована к 2049 году, столетию со дня основания КПК (Kuhn, 2013). Стратегические цели развития позволяют стране управлять результатами, устанавливать обязательства и ориентировать достижение своих целей. КНР имеет значительное преимущество в реализации своих амбиций по сравнению с Западом. Великобритания и Запад должны выработать согласованную и совместную стратегию борьбы с КНР, на которую не будут влиять условия правления, смена власти или геополитические ситуации, несмотря на то, что происходит с КНР. Без согласованного межправительственного подхода КНР будет продолжать использовать свои преимущества и быстро расти по сравнению с Западом. В военном отношении эта стратегия должна быть сосредоточена на операциях в «серой зоне» и избегать прямого конфликта с КНР. Существует возможность проводить операции по сбору данных, которые могут получить разведданные для понимания или последующего воздействия (Шарп, 2022). Потенциальные последствия могут привести к тому, что любые военные действия, которые предпринимает КНР, могут оказаться слишком дорогостоящими и предотвратить эскалацию.

Список литературы

Информационное бюро Государственного Совета Китайской Народной Республики (2022). Космическая программа Китая: перспектива на 2021 год [Белая книга].

Хоулден Г., Романюк С., Хонг Н. (2021). Безопасность, стратегия и военная динамика в Южно-Китайском море: межнациональные перспективы. Издательство Бристольского университета.

Генеральная Ассамблея ООН (1994). Конвенция ООН по морскому праву.

Управление Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства (ЮНООСА) (2021). Договор о принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. RES 2222 (XXI).

Министерство обороны США (2022). Военные разработки и разработки в области безопасности с участием Китайской Народной Республики.

Государственный департамент США (2020). Военно-гражданское слияние и Китайская Народная Республика.

Просеяно (2022). Быстро развивающаяся экосистема стартапов Израиля на четырех диаграммах.

Костелло Дж., Макрейнольдс Дж. (2019). Силы стратегической поддержки Китая: сила для новой эры.

Чжоу Дж. (2022). Соперничество великих держав как новая норма китайско-американских отношений. Издательство Springer International Publishing.

Джонс, А. (2021). 1000 дней на Луне! Китайская миссия "Чанъэ-4" на дальней стороне Луны достигает важного рубежа.

Сяосун С. (2013). Наука военной стратегии. Military Science Press, Пекин.

Управление по связям с общественностью Национального центра воздушной и космической разведки. (2018). Конкуренция в космосе.

Бендер Б. (2021). "Мы отстаем": 2022 год рассматривается как ключевой этап космической гонки с Китаем. Politico.

Даунер А. (2021). Запад отстает от Китая в следующей космической гонке. Зритель.

Траутман П., Мазанек Д., Стиллваген Ф., Антол Дж., Тимоти Р., Сарвер-Верхи Д., Чато Д., Сасильо Р., Блу Д., Кэри Д., Кризан С. (2020). Агрегирование орбит и системы космической инфраструктуры. Хэмптон, Вирджиния: Исследовательский центр НАСА.

Зубко Х. (2019). Безопасность космической инфраструктуры как курс государственной инфраструктурной политики Украины.

Фридман, Н. (2009). Сетецентрическая война: как военно-морские силы научились воевать умнее в ходе трех мировых войн. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, стр. 29.

Инициатива по ядерной угрозе. (2021). Обнаружение и мониторинг подводных лодок: инструменты и технологии с открытым исходным кодом.

Фридман Н. (2000). Морская мощь и космос: от зарождения ракетной эры к сетецентрической войне. Аннаполис: Издательство Военно-морского института, 2000.

Ли Дж. (2017). Новый командующий логистикой хвалит "сложную", "важную" работу на базе ВВС Хилл.

Уэйд, Стефани. (2020). Транспортное командование США рассматривает следующие шаги для потенциальной космической логистики: конференция ассоциаций воздушных перевозок и танкеров. 28 октября 2019. https://www.dvidshub.net/news/381986/us-transportation-comma....

Левеск Г. (2021). Интервью из журнала "Военная модернизация Китая: последствия для региональной безопасности". Интервью Джереми Рауша. Национальное бюро азиатских исследований. 21 июня.

Макдевитт, М. (2020). Китай как военно-морская держава XXI века. Издательство Военно-морского института.

Кун Р. (2013). Китайская мечта Си Цзиньпина. The New York Times.

Шарп Дж. (2022). Что означает Национальная космическая стратегия для специальных операций? Космическое обозрение.

Джек Шарп - майор Королевской морской пехоты Его Величества и кандидат политических наук в Плимутском университете. Его диссертация посвящена влиянию космоса и киберпространства на безопасность на море. В более широком смысле, он является квалифицированным лидером в области кибербезопасности и технологий, которому комфортно работать и привлекать к работе на уровне CxO.

Доктор Фотиос Мустакис - адъюнкт-профессор стратегических исследований и директор Центра морской мощи и стратегии Плимутского университета. Кроме того, он занимает должность менеджера программы магистратуры в программе магистратуры по прикладной стратегии и международной безопасности в Греческом национальном колледже обороны.

Доктор Маркос Тричасс - глава британских национальных космических программ "Только для глаз" в Airbus Defence and Space и научный сотрудник Плимутского университета. До прихода в Airbus он работал в CFA Гарварда / CXC НАСА, STFC RAL и Имперском колледже Лондона. Он защитил докторскую диссертацию по астрофизике в Имперском колледже Лондона.

Дэмиан Террилл - советник по специальным проектам Airbus Defence and Space. Дэмиан имеет опыт работы в области поведенческих наук. Его исследования сосредоточены на роли космических технологий в обороне и многодоменных угрозах технологическим активам.

Космическая движуха

1.7K постов1.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.

Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."