Что Германия украла из нашего «Броненосца Потёмкина» и чего боялись зрители первого в мире фильма

В видео к посту (3 минуты): редкие кадры (1966 год) с участием историка кино Наума Клеймана, его рассказ о сохранении старых фильмов и история о фильме «Броненосец Потёмкин», негатив которого сначала попал в Германию, а затем был возвращён в СССР – увы, несколько изменённым...


Начну несколько издалека)) Сегодня – Международный день кино, одного из самых массовых искусств. Именно 28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок (фр. Boulevard des Capucines, а не Капуцинов, как часто говорят) прошёл первый сеанс синематографа братьев Люмьер: они показали широкой публике показали первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги. Стоит отметить, что демонстрация «Прибытия поезда» вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их…


Первый российский фильм, который длился… всего семь минут, показали публике 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень».


Помимо множества функций кинематографа, одной из важнейших является то, что он хранит и передаёт будущим поколениям историю, культуру, эстетику прошлого. И поэтому одной из важнейших задач архивов является сохранение созданного кинонаследия. А это вопрос очень сложный, ведь за более, чем 100 лет существования кинематографа, технологии создания, записи и хранения фильмов совершили грандиозную революцию. А это значит, что снятое десятилетия назад достаточно сложно сохранить, поэтому архивы постоянно ведут работу по реставрации и последующей оцифровке всего кинонаследия, чтобы сделать его доступным широкой аудитории, а также передавать будущим поколениям.


Предлагаю посмотреть уникальные, недавно извлечённые из архивов кадры о работе крупнейшего в нашей стране и одного из крупнейших в мире архивов киновидеоматериалов и звукозаписей, созданных в советский период – Гостелерадиофнода.


Перед вами - фрагмент досъёмки к передаче "Кинопанорама" Главной редакции кинопрограмм, 1966 г. Научный сотрудник историк кино Наум Клейман рассказывает о научных задачах Госфильмофонда (так назывался в то время Гостелерадиофнод) по восстановлению старых плёнок, о продаже Германии негатива фильма «Броненосец Потёмкин», из которого немецкая сторона вырезала кадры, показавшиеся жестокими, а также о возвращённом в СССР негативе с вырезками и утраченными фрагментами.

Фрагмент досъёмки к передаче "Кинопанорама". Гл. ред. кинопрограмм, 1966 г. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд СССР», www.youtube.com/c/gtrftv