Что делать, если больной/престарелый родственник отдал в ренту свою квартиру?

Сегодня расскажу о случае из практики, когда мошенница годами втиралась в доверие и чуть не завладела квартирой беспомощного престарелого инвалида. Разберу, как в подобном случае оспорить договор ренты.

Что делать, если больной/престарелый родственник отдал в ренту свою квартиру? Суд, Адвокат, Юристы, Право, Лига юристов, Длиннопост

Костя — инвалид I группы с детства. У него есть физические и интеллектуальные отклонения, из-за которых он не может обслуживать себя и полноценно контактировать с людьми.

Костя всю жизнь был на полном попечении матери. Но после ее смерти в 2016 году заботу о нем взяли на себя родственники. Они наняли для него сиделку, покупали лекарства, продукты и все необходимое для ухода.

Сиделка Мария гражданка Республики Молдовы и в России не имеет места жительства. А за Костей требовался круглосуточный уход. Поэтому его родственники разрешили Марии безвозмездно проживать в его московской квартире.

4 года Мария исправно выполняла свои обязанности и получала за это плату. Родственники Кости регулярно его навещали.

Все изменилось в пандемию. Родственники болели Ковидом и редко посещали Костю, но часто созванивались с Марией. Они доверяли ей.

Воспользовавшись ситуацией, Мария внушила Косте, что родственники о нем забыли, а содержит его она и на свои личные деньги.

Костя согласился заключить с ней договор ренты, по которому она продолжит пожизненно ухаживать за ним, а он безвозмездно передаст ей свою квартиру. После заключения сделки у нотариуса в апреле 2021 года отношение Марии к подопечному стало очевидно хуже. Родственники продолжали платить за услуги сиделки.

Чудом в августе 2021 года  они узнали о ренте, заподозрив неладное, поскольку сиделка стала вести себя не как наемный работник.

Сначала они пытались решить все мирно с Марией. Но та ушла в глухую оборону: не разрешала даже встречаться с Костей, сменила замки и перестала отвечать на звонки.

Родственники подняли тревогу.

Только в марте 2022 года им удалось попасть в квартиру к Косте в сопровождении сотрудников полиции. Костю из квартиры они  вывезли. Но с сиделкой ничего поделать не смогли, так как она находилась в квартире на законных основаниях — как собственница.

Документы у Кости «пропали», поэтому пришлось все восстанавливать, а также аннулировать несколько доверенностей, по которым Мария присваивала себе еще и пенсию инвалида.

Когда родственники с Костей обратились к нам, от имени Кости мы  инициировали проверку в отношении сиделки по факту мошенничества, и отправились в суд спасать квартиру Кости.

В суде Мария утверждала, что Костя все понимал и сам захотел передать квартиру ей.

Лефортовский районный суд г. Москвы даме не поверил, признал договор ренты недействительным и прекратил права Марии на квартиру.

Почему?

Несмотря на серьезные диагнозы, Костю до настоящего дела не признавали недееспособным. Поэтому с юридической точки зрения он мог заключать сделки.

Однако закон имеет оговорку для таких случаев:

Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находящимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц (ст. 177 ГК РФ).

Чтобы оспорить договор ренты мы:

- подали иск от имени Кости;

- пригласили в судебное заседание свидетелей, которые знали о недостатках здоровья Кости, общались с ним и видели его образ жизни (неспособность к самообслуживанию, социальная дезориентация и т. д.);

- ходатайствовали о проведении психолого-психиатрической экспертизы, которая показала, что у Кости есть психическое расстройство, из-за которого он не мог понимать значение своих действий и руководить ими при составлении и подписании договора ренты с Марией.

Решение Мария обжаловала, но безуспешно. 

Эта криминальная история могла закончиться печально, если бы родственники Кости не среагировали вовремя.

Сейчас Костя под присмотром родных. Его права на квартиру восстановлены. А в отношении Марии ведется следствие по факту мошенничества.

Если бы прошел год с момента заключения договора ренты, то оспорить эту сделку было бы почти невозможно.

Поэтому реагировать в таких делах нужно решительно и быстро.