Что дальше у «Ангары»?
Анатолий Зак, 2020 год.
Статья Анатолия Зака после второго испытательного полета в конце 2020 года. О планах относительно «Ангары». Как эти планы реализовались, мы наблюдаем сейчас.
Успешный второй испытательный полет ракеты «Ангара-5» 14 декабря 2020 года возродил надежды на то, что долгожданная ракета-носитель наконец-то войдет в строй и начнет доставлять настоящие спутники через три десятилетия после того, как была задумана.
Источники в отрасли сообщили, что министерство обороны России, финансировавшее разработку «Ангары», в настоящее время рассматривает варианты первого засекреченного космического аппарат, который будет установлена на новой ракете.
Вторая ракета «Ангара-5» вскоре после прибытия на стартовую площадку в Плесецке 10 декабря 2020 года.
Жонглирование планами
Поскольку все производственные вопросы постепенно решались, проект «Ангара» приблизился к возможности ежегодных запусков. Во время первого за шесть лет испытательного пуска ракеты «Ангара-5» в декабре 2020 года на заводе в Омске готовы к завершению еще две ракеты. Однако, несмотря на устаревший график поставки третьей ракеты «Ангара-5» (машина № 71753) в третьем квартале 2020 года и четвертой ракеты (машина № 71754) в четвертом квартале того же года, обе ракеты в декабре 2020 года все еще проходят окончательную сборку в Омске. Стало известно, что оборудование для пятой и шестой ракеты «Ангара-5» уже находится в производстве в Омске.
В декабре 2020 года глава ГКНПЦ Хруничева Алексей Варочко заявил, что третья ракета «Ангара-5» будет отправлена из Омска в Москву в январе-феврале 2021 года. Его также цитировали в журнале «Русский Космос», вышедшем в декабре, но, вероятно, подготовленном несколькими месяцами ранее. Эта третья «Ангара» полетит во втором квартале 2021 года.
Сразу после запуска 14 декабря глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин пообещал запустить еще две ракеты «Ангара» в третьем и четвертом кварталах 2021 года, имея в виду третий запуск «Ангара-5» и первый запуск «Ангара-1,2».
Однако, согласно источникам в отрасли, фактический полетный манифест семейства «Ангара» зависел от нескольких взаимосвязанных четырех критических аспектов проекта, включая ускорители, разгонные ступени, полезную нагрузку и наземную инфраструктуру. Все эти элементы требовали настройки недавно разработанного оборудования и, следовательно, столкнулись с различными проблемами и задержками при поставке.
Ступень УРМ-1, вероятно, для третьей ракеты «Ангара-5», на сборке в Омске
19 декабря 2020 года.
По состоянию на конец 2020 года полетный манифест «Ангара» предусматривал третий запуск «Ангары-5» в 2021 году с модифицированным разгонным блоком «Блок ДМ-03», известным как 14С48 «Персей», вместо ветерана космического буксира «Бриз-М», использовавшегося на первых двух запусках.
В феврале 2020 года генеральный директор РКК «Энергия» сообщил, что первый экземпляр «Персея» (14С48 № 1Л) был доставлен в Плесецк в ноябре прошлого года. Однако, согласно многочисленным отраслевым источникам, технологическая инфраструктура «Блока ДМ-03» в Плесецке в то время находилась в зачаточном состоянии.
По данным АО «Красмаш», изготовленное на заводе пневмо-вакуумное оборудование для работы с разгонным блоком 14С48 находилось на завершающей стадии монтажа на технологическом комплексе в Плесецке в течение 2019 года. В том же году «Красмаш» сообщил о завершении производства двух экземпляров 14С48.
Согласно источникам в отрасли, по состоянию на декабрь 2020 года у третьей ракеты «Ангара» не было реальной полезной нагрузки, предназначенной для выполнения миссии, которая считается летным испытанием. Предполагалось, что на ракете будет массовый макет, как и в двух предыдущих запусках в 2020 и 2014 годах.
В то время планировалось, что только четвертая ракета выведет настоящий космический аппарат на высокоэллиптическую орбиту, а не на геостационарную орбиту, намеченную в трех предыдущих миссиях. Министерство обороны России использует высокие эллиптические орбиты с апогеем, расположенным над северным полушарием, для развертывания спутников раннего предупреждения, наблюдающих за запусками ракет по всему миру, и спутников связи, обеспечивающих покрытие в высокоширотных районах планеты. Некоторые космические аппараты для радиоэлектронной разведки также могут использовать аналогичные орбиты.
Первичный сценарий четвертой миссии «Ангара-5» предусматривал использование разгонного блока «Бриз-М» с совместимой боевой нагрузкой, вероятно, предоставленной «ИСС имени Решетнева» в Железногорске. Однако, в зависимости от готовности космического аппарат, ракета может быть переконфигурирована для полета с космическим буксиром «Персей», который совместим с полезной нагрузкой РКК «Энергия». Помимо «Персея», РКК «Энергия» строит спутники «Купол» для группировки ЭКСиБО. Однако прежние космические корабли «Купол» были достаточно легкими для запуска на ракетах «Союз-2-1б».
Тем не менее предполагаемый пассажир варианта «Ангара-5/Персей», по-видимому, был достаточно тяжелым, чтобы требовать максимальной грузоподъемности от его разгонного блока. Чтобы удовлетворить требования по массе, «Персею» пришлось бы использовать экзотическую смесь керосинового топлива, известную как синтин. Однако производство синтина в России было прекращено, и его доступного источника явно не хватает для требуемых миссий.
Кроме того, наземные испытания выявили структурные проблемы с новой легкой фермой, которая использовалась для прикрепления силовой установки к ступени «Персей», сообщил источник в отрасли.
Всего в 2020 году ГКНПЦ им. Хруничева публично подтвердил заказы Минобороны на четыре ракеты «Ангара-5» для выполнения программы испытательных полетов, а также четыре серийных машины для боевых задач, поставка которых планировалась в период с 2022 по 2024 год.
Миссия «Ангара-1»
Вторая ступень ракеты «Ангара-1» в монтажном цехе ИС-10 ПО Полет в Омске около 2020 года.
Помимо варианта «Ангара-5», в полетный график семейства ракет вошел коммерческий запуск легкой ракеты «Ангара-1» с южнокорейским спутником дистанционного зондирования Kompsat. Однако изменения конструкции и задержки с готовностью полезной нагрузкой, по-видимому, побудили разработчиков искать альтернативные российские федеральные полезные нагрузки для ракеты. Согласно источникам в отрасли, за некоторыми пассажирами российской постройки, вероятно, из Министерства обороны России, наблюдали, но предполагаемые космические аппараты отправятся в полет в 2021 году на других ракетах. В конце 2020 года подписан контракт с Южной Кореей на запуск космического спутника Kompsat который все еще остается в силе, но сроки миссии пока неясные.
Во время визита в Омск главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина 19 декабря 2020 года Госкорпорация подтвердила, что комплектующие ракеты «Ангара-1,2» находились на заводе-изготовителе.
«Ангара-5М»
Стартовый комплекс ракеты «Ангара» в Восточном на строительстве в декабре 2020 года.
Ближайшим шагом в модернизации семейства «Ангара» стала разработка варианта «Ангара-5М». По состоянию на 2020 год первый тестовый запуск модернизации ожидался с новой площадки в Восточном в 2024 году, что позволит осуществить вторую миссию космического корабля нового поколения ПТК «Орел», если он к тому времени будет готов. В любом случае введение новой космодрома «Ангара» и нового варианта ракеты откроет дверь для первой попытки Роскосмоса повторно выйти на рынок для выхода на геостационарную орбиту. По самым оптимистичным прогнозам, это может произойти в 2025 году.
Перспективные разгонные ступени
Помимо непосредственных проблем с существующими ракетами, Роскосмосу и Минобороны пришлось решать еще более сложные проблемы разработки водородных разгонных блоков КВТК и УРМ-2В для будущего варианта «Ангара-5 / КВТК» и варианта «Ангара-5В» соответственно.
К концу 2020 года разработка варианта «Ангара-5В» застопорилась на уровне эскизного проекта из-за отсутствия финансирования, но 10 декабря 2020 года Роскосмос опубликовал подробную информацию о контракте на 20,6 миллиарда рублей (280 миллионов долларов) с КБ «Салют», разработчиком ГКНПЦ им. Хруничева в Москве, на выполнение работ на этапе КВТК. КВТК на водороде может стать четвертой ступенью для «Ангары-5» и «Ангары-5В».
Контракт предусматривал завершение основных этапов разработки, включая производство и испытания прототипов, к концу 2025 года. Ступень КВТК, разработка которой официально началась в 2009 году, теперь, как ожидается, завершится не раньше второй половины 2020-х годов.
Помимо КВТК, варианту «Ангара-5В» потребуется еще более мощный водородный ускоритель для третьей ступени. В этой связи в июле 2020 года Роскосмос объявил, что Дмитрий Рогозин поручил руководству двигательного центра КБХА в Воронеже завершить разработку водородного двигателя для варианта «Ангара-5В» не позднее 2025 года.
Помимо самой ракеты, проект «Ангара-5В» также потребует модернизации стартовой площадки и технологического оборудования на космодроме «Восточный», чтобы запускать ракету, значительно превышающей высоту базовой версии «Ангара-5». По состоянию на 2020 год для этой работы не было финансирования.
В результате источники в отрасли указали, что первый прогнозируемый запуск варианта «Ангара-5В» перенесен с 2026 года на 2027 или не раньше 2028 года. Даже эти даты будут зависеть от возобновления финансирования.
Между тем, растущее осознание в 2020 году задач, стоящих перед проектом сверхтяжелой ракеты, побудило Роскосмос еще раз взглянуть на вариант «Ангара-5В» как на носитель национальных планов по исследованию Луны. Будет ли этот интерес превращен в реальный бюджет для перспективной ракеты-носителя, еще предстоит выяснить в конце 2020 года.
Поступали сообщения, что в середине декабря Рогозин одобрил разработку архитектуры лунной экспедиции с использованием ракет «Ангара-5В». Во время визита 19 декабря на завод «Ангара» в Омске Рогозин пообещал начать испытания варианта «Ангара-5В» в 2027 году.
Ракета «Ангара-5» стартует 14 декабря 2020 года.
Космическая движуха
2.1K постов1.4K подписчиков
Правила сообщества
О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.
Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."