Читаю на карантине: "В разреженном воздухе" и "Восхождение" - своеобразная дуэль

Скажу сразу: я не альпинист, в горах не была. Как турист, на Машуке, разве что.) Бродила, конечно, по скальникам, но не более того. Тема меня заинтересовала уже после просмотра фильма «Эверест» Бальтасара Кормакура 2015 года. Потом я прочла обе книги участников коммерческих экспедиций 1996 года, излагающих свою точку зрения на произошедшее: американского журналиста Джона Кракауэра и альпиниста-профессионала, гида «Горного безумия», Анатолия Букреева.

Вершина Эвереста – высочайшая точка на Земле (8848 метров над уровнем моря). Многие альпинисты хотели бы взойти на эту вершину. Первыми стали в 1953 году новозеландец Эдмунд Хилари и непалец Тенцинг Норгей. И с тех пор штурмующих Эверест становится всё больше. Как правило, погода наиболее благоприятна для этого весной — поэтому на тропе образуются самые настоящие «пробки», стоя в которых люди тратят не столько нервы, сколько силы и драгоценный кислород из дефицитных баллонов, получая также обморожения, оставаясь длительное время без движения.

Читаю на карантине: "В разреженном воздухе" и "Восхождение" - своеобразная дуэль Альпинизм, Эверест, Анатолий букреев, Чтение, Книги, Длиннопост

Надо отметить, что восхождение на Эверест с 1990-х годов — это часто коммерция. Человек платит деньги, а на вершину ему помогают карабкаться гиды и шерпы. Шерпы — местные жители, которые в стремлении заработать готовы делать «грязную работу»: нести грузы, снаряжение, прокладывать тропы, устанавливать палатки и т. п. При этом они трудятся и на свою репутацию — от этого зависит их будущее трудоустройство и доход. Но рисковать ради кого-то они не готовы, и это, в принципе, понятно.

Возвращаясь к произошедшим событиям 1996 года, когда погибло 4 участника из группы Роба Холла «Консультанты по приключениям» (в том числе и он сам) и руководитель группы «Горное безумие» Скотт Фишер, хочу объяснить, почему нужно прочитать обе книги, чтобы пришло кое-какое объективное понимание причин трагедии. Между авторами книг Джоном Кракауэром (членом команды «Консультанты по приключениям») и Анатолием Букреевым (гидом из «Горного безумия») возникло своеобразное противостояние, ведь первый обвинял альпиниста в безответственности, а второй вынужден был приводить аргументы в свою защиту. Нужно отметить, что Анатолий Николаевич Букреев получил позже медаль имени Дэвида Соулса за проявленный героизм (она присуждается тем, кто «рискуя собственной жизнью, пришёл на помощь своим товарищам»), так как спас троих участников своей команды: Шарлотту Фокс, Сэнди Питтман и Тима Мадсена, - а также предпринял попытку восхождения с целью спасти Скотта Фишера (однако тот оказался уже погибшим).

Итак, книга журналиста Джона Кракауэра «В разреженном воздухе» была написана им как продолжение статьи, опубликованной спустя месяц после возвращения из Непала. Он указывает, что в той были некоторые неточности, которые он хотел бы прояснить. В художественном смысле книга читается легко. Автор, профессиональный журналист, пишет интересно. Начинает с истории первых восхождений на Эверест, знакомит нас с участниками событий весны 1996 года и рассказывает о трагических событиях так, как их видит он сам.

Конечно, он пытается оправдать себя, сожалея, что не мог никому прийти на помощь. Однако укоряет Букреева в том, что тот вёл себя ненадлежащим способом: шёл без кислорода, спустился раньше «клиентов», был слишком горд и самонадеян, предоставив менее опытным спутникам спасаться самим.

Читаю на карантине: "В разреженном воздухе" и "Восхождение" - своеобразная дуэль Альпинизм, Эверест, Анатолий букреев, Чтение, Книги, Длиннопост

Смущает то, что в своей книге Кракауэр показывает себя таким скромным, лишний раз боящимся спросить о чем-либо, вмешаться в события. Однако это ж его деятельность в работе журналистом, разве нет? "У меня не хватило на это смелости", - то и дело читаем в книге. Однако позднее в своих нападках на Букреева он проявляет недюжинную смелость, вновь и вновь обвиняя его прямо и косвенно. При этом с легкостью оправдывает свою ошибку, когда он перепутал Энди Харриса и Мартина Адамса. Сначала говоря о том, что первый вернулся в палатку, а потом и «похоронив» гида в иных условиях, чем это было на самом деле. Объясняет, что не мог прийти на помощь другим, так как сам был на грани жизни и смерти. Однако при этом выплескивает негодование на Анатолия Букреева: "Будучи русским, он пришёл из жесткой, горделивой и суровой культуры альпинизма, в которой не полагаются на изнеженных слабаков".

Несмотря на эту позицию, Кракауэр довольно понятно излагает события того дня и приходит к определенным выводам, что привело участников экспедиции к такому печальному концу: погодные условия, фактор времени, соперничество между проводниками. Вторая книга, написанная в соавторстве Анатолием Букреевым и Вестоном де Уолтом, помогает прояснить непонятное.

Книга Букреева и де Уолта называется «Восхождение». Она написана совсем другим языком. Это, скорее, нон-фикшн. Изложение событий с цитатами Анатолия Букреева и других участников событий. В приложениях собраны различные дополнения в виде статей, рецензий, отзывов и магнитофонной записи, сделанной непосредственно после трагедии. Там приводятся аргументы против обвинений Кракауэра. Букреев быстро поднялся на вершину, также быстро спустился, а затем, отдохнув, пошёл наверх, чтобы помочь "клиентам". Это и было запланировано Фишером, по его словам. Если бы погода резко не испортилась, а буран не смешал все карты, то и вопросов бы к гиду вообще не было. Он бы смог подняться, отнести кислород и горячий чай спускавшимся членам команды и сопроводил бы их вниз. Никто же не предполагал столь резкого ухудшения погоды. Но и в случае разбушевавшейся непогоды Букреев быстро сориентировался и спас замерзающих участников экспедиции с риском для собственной жизни.

Читаю на карантине: "В разреженном воздухе" и "Восхождение" - своеобразная дуэль Альпинизм, Эверест, Анатолий букреев, Чтение, Книги, Длиннопост

Причём Анатолий Букреев сожалел, что вынужден участвовать в коммерческих экспедициях ради заработка. Совсем иначе он представляет предназначение гидов. Скорее, как консультантов, а не "нянек", отвечающих за безопасность клиента на высоте. Он говорит, что является спортсменом, но вынужден зарабатывать так, а ведь много ещё гор и целей, на которые хотелось бы замахнуться. "Я вырос в традициях советской школы высотного альпинизма, где главными считались командный дух и взаимопомощь, а личные амбиции отходили на второй план... Здесь же, вопреки здравому смыслу, я должен был за деньги подготовить гору для альпинистов, а не наоборот."

В книге говорится не только о коммерческой экспедиции на Эверест 1996 года. Здесь же Букреев рассказывает о восхождении на Лхоцзе, совершенном после этого, 17 мая, заранее организованном Фишером. Говорится о восхождении на Эверест в 1997 году, где Букреев довел до вершины индонезийцев, а на спуске сделал символические могилы для Скотта Фишера и Ясуко Намбы. Говорится также о разговорах с семьями погибших и отношении их к нему. И рассказывается о последующих восхождениях Анатолия Букреева и его гибели, там же в конце помещается своеобразное портфолио альпиниста. В общем, при чтении создается впечатление, что целью книги является то, что нужно доказать правомерность поступка Букреева, желание «отмыться» от репутации, навязанной Джоном Кракауэром.

Для тех, кто любит порассуждать на тему «И чего они туда прутся» приведу слова Анатолия Букреева: «Я люблю горы, только здесь я ощущаю себя дома. Это чувство не объяснить словами. Чтобы его понять, нужно самому оказаться ранним утром на маленькой площадке среди огромных гор, врезающихся пиками в синеву небосвода. Пораженный величием гор, невольно ощущаешь себякрошечной песчинкой в этом хрустально чистом мире. В такие минуты я особенно остро ощущаю, что только здесь по-настоящему живу.»

Нам же остается только гадать, что же на самом деле было причиной свершившейся трагедии. По прочтении обеих книг есть над чем поразмыслить.

Картинки не мои, но текст мой. На всякий случай тег "моё" прилеплю. Сильно не бейте.