Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме)

ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!

Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме) Обзор, Аниме, Длиннопост

Добрый день. Представьте, что вас попросили назвать любую известную вам аниме-студию. Какая из них придёт вам в голову в первую очередь? Быть может, это будет A-1 Pictures, которая славится тем, что приложила руку чуть ли не ко всем популярным аниме, начиная с Мастеров меча онлайн и заканчивая Госпожой Кагуей? Или же вы сперва вспомните о Kyoto Animation, послужной список которой состоит в основном из тайтлов с милыми аниме-девочками во главе? Лично я в последнее время чаще прочих наблюдаю за студией Mappa. Оно и неудивительно, ведь за последние годы эти ребята неплохо зарекомендовали себя, выпуская одну годноту за другой. Чего только стоит Магическая битва. Хотя, справедливости ради, стоит признать, что иногда и у них случаются выкидыши, такие как, например, Безумный азарт или недавний Адский рай. Однако сегодня я хочу поговорить про, наверное, одно из самых ожидаемых аниме прошлого года - Человек-бензопила.

Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме) Обзор, Аниме, Длиннопост

Не знаю, есть ли смысл в кратком описании тайтла, поскольку о его сюжете знают чуть ли не все, но на свякий случай давайте кратко пройдёмся ещё раз. В общем, события происходят в мире, где существуют демоны и, следовательно, люди, которые этих самых демонов истребляют. И нет, я сейчас описываю не завязку Клинка, рассекающего демонов. Главный герой истории - паренёк по имени Денджи, который вынужден заниматься убийством демонических существ дабы расплатиться с долгами, оставшимися после его отца. Но поскольку Денджи всего лишь человек, в одиночку справиться с демонами у него бы не вышло, поэтому в этом деле ему помогает пёс Почита с бензопилой на морде. Дело в том, что Почита тоже является демоном, однако ещё в детстве Денджи заключил с ним договор, и с тех самых пор относится как к питомцу или, скорее даже, как к члену семьи.

Всё идёт более-менее стабильно, насколько это возможно в ситуации главного героя, ведь из-за долгов ему приходится жить в самой что ни на есть халупе, а из рациона еды у них с Почитой один лишь хлеб. Денджи мечтает о том, какая жизнь у него начнётся, когда он расплатится со всеми долгами, хотя прекрасно осознаёт, что его жизни вряд ли хватит на это. И вот как-то раз парень оказывается втянут в ловушку демона, который незамедлительно убивает их с Почитой. Но, конечно же, всё идёт немного не по плану монстра, и Денджи остаётся в живых, а место его сердца теперь занимает его самый близкий друг. Благодаря этому симбиозу, отныне протагонист умеет превращать свои части тела в бензопилы, а его самого теперь нельзя назвать человеком, равно как и демоном.

Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме) Обзор, Аниме, Длиннопост

Сразу подмечу, что первоисточник я не читал, ибо я не особый любитель манги. Однако, несмотря на это, Человек-бензопила была настолько популярной, что я знал о ней ещё до анонса аниме. Информация о ней просачивалась в моё инфополе отовсюду, начиная с ютуба и заканчивая моими знакомыми, что увлекаются чтением манги. Именно поэтому, когда наконец произошёл анонс экранизации, я обозначил для себя, что обязательно посмотрю её, дабы проверить, действительно ли данное произведение заслуживает той популярности, которую имеет. К просмотру я подходил крайне скептично, ведь по таким тайтлам как уже упомянутый ранее Клинок или Атака Титанов я знаю, что популярность не всегда является гарантией хорошего качества.

Однако уже после первой серии я отбросил все свои сомнения и стал ждать каждую следующую неделю, чтобы посмотреть новый эпизод. Чем же первая серия меня так зацепила? Ну помимо того, что она круто выглядела. Дело в подаче экспозиции. Авторы понимают, что сеттинг их произведения далеко не новый, и мы уже и так прекрасно с ним знакомы. Поэтому вместо того, чтобы потратить эпизод на очередное объяснение лора, устройство мира и прочее, создатели сделали фокус на персонаже Денджи, дабы зрители понимали, что это за человек и через что он прошёл. Нет, конечно в дальнейших сериях нам немного будут рассказывать про некоторые правила данного мира. Например, чем больше страх людей перед какой-то вещью, тем сильнее будет демон, олицетворяющий эту вещь. Или же, что при заключении контракта с демонами, ни одна из сторон не может нарушить свою часть сделки, иначе её ожидает смерть. Но все эти правила применимы исключительно для Человека-бензопилы, а те моменты которые мы и так знаем, авторы не стали презентовать, как это бывает во многих аниме, за что им стоит сказать спасибо.

Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме) Обзор, Аниме, Длиннопост

Очень много раз слышал в адрес Бензопилы, что оно является своего рода постмодерным. Ну знаете, это такие аниме, которые пытаются не следовать уже приевшимся шаблонам своего жанра. Как, например, та же Магическая битва. Ну или, если вам вдруг нужен плохой пример, Восхождение в тени, которое хочет быть высмеиванием исекаев, но при этом всё, что она делает - лишь следует всем приевшимся клише, попутно при этом указывая зрителям на эти самые клише. Какой-то уникальный случай селфхарма.

Но вернёмся к Пиле, и я не про культовый фильм 2004-го года. Считаю ли я Человека-бензопилу каким-то революционным сёнэном? Я бы так не сказал. Ну да, здесь попадаются моменты, которые обыгрываются несколько нестандартно для жанра. Большинство героев сёнэнов преследуют какие-то великие цели? Денджи мечтает лишь об интимной близости с девушкой, что, к слову, воспринимается весьма естественно по отношению к нему. Самопожертвование положительных героев обычно приводит их союзников к победе? Так вот это не всегда помогает, что было наглядно продемонстрировано в первой схватке с основным антагонистом сезона.

Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме) Обзор, Аниме, Длиннопост

Однако все эти небольшие переиначивания, никак не изменяют самой структуры произведения. Грубо говоря, весь расхваленный фанатами постмодернизм Бензопилы прослеживается исключительно в косметическом ключе, в то время как сама суть встраивается по тем самым шаблонам, которые это аниме, по заверениям многих, разрывает. Протагонист здесь всё такой же особенный и наделённый необычной силой. Есть всё такой же невообразимо сильный антагонист, который по какой-то причине заинтересован в герое. Денджи даже попадает в местную команду номер семь, название которой уже стало скорее нарицательным. Так что выделятся Человек-бензопила явно не приписанной ей деконструкцией жанра. Но чем же тогда?

В первую очередь - персонажами. Даже, казалось бы, за столь малый хронометраж для сёнэна зрители всё равно успевают проникнуться основными героями. Возможно, отчасти это связано с тем, что здесь авторы решили тоже поступить не совсем привычно, ибо никого из главного состава нельзя назвать всецело положительными личностями, так как у каждого из них имеется свой грешок. Но именно это и делает их больше похожими на живых людей, нежели на очередные штампы. В связи с чем, каждого из трио зритель начинает понимать по-разному: ответственного и сдержанного Аки, долбанутую на всю голову Пауэр, ну и самого Денджи. Даже Химено, которая умерла довольно быстро (что, кстати, стало для меня несколько неожиданным, так как она не создавала впечатление персонажа, который должен вот-вот откинуться), успела запомниться, и нет, не только той сценой, после которой некоторые читатели манги забросили ознакомление со словами: "кринжовая мерзость для дебилов".

Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме) Обзор, Аниме, Длиннопост

А вот Макима... Макима... Мутная женщина, эта ваша Макима. Готов поспорить на то, что рано или поздно она станет главным антагонистом тайтла. И я даже не полезу подсматривать в мангу, дабы проверить так ли это, потому что хочу придержать интригу. На данном же этапе могу сказать лишь, что у авторов получилось создать манипулятора внушительнее, чем всякие там Аянокоджи. Вот она действительно знает, что нужно делать для эксплуатации людей. Да и не только людей. Слабые становятся псами Макимы, сильные поклоняются Пауэр. Ну а настоящие легенды ждут появления лучшей девочки тайтла.

Ну и конечно же, я не мог упустить из виду самый сильный элемент Человека-бензопилы - его техническую часть. Думаю, никто не будет со мной спорить о том, что это аниме можно причислить к разряду тех, что сделаны дорого-богато. Да, фанаты Клинка, рассекающего демона могут, выпятив грудь, заявить, что в их любимом творении визуал намного лучше. Но на свой фейерверк из спецэффектов смотрите сами. В Бензопиле мне нравится далеко не рисовка. Нет, она бесспорно крайне качественная, пусть и бывают моменты, где используется 3D, которое не ахти как выглядит. Однако помимо хорошего визуала, здесь присутствует отличная работа с кадрами, постановками сцен, удачными ракурсами камеры (если представить, что японские мультики снимаются на видеокамеру, конечно). Во время просмотра у меня не раз возникало чувство, будто я смотрю не аниме, а фильм, потому как подобные приёмы кинематографа чаще встречаются в западных работах.

А в том, что сотрудники из Mappa оглядывались на Голливуд, я уверен на все сто процентов. Чего только стоят фансервисные отсылки на популярные фильмы, которые мы можем наблюдать на протяжении всего опенинга. Да и ладно бы только опенинг. Авторы не поленились создать уникальный эндинг для каждой серии. Имеет ли это какое-либо практичное оправдание? Не-а. Рационально ли это по деньгам? Вообще ни разу. Но зато как же круто это смотрится. Каждый из эндингов не похож на остальные и, более того, песни в них исполняются разными группами. То есть, студии пришлось потратиться на двенадцать разных исполнителей! Они, конечно, могли бы вложить эти средства в улучшение сцен с использованием компьютерной графики, но не будем об этом.

Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме) Обзор, Аниме, Длиннопост

В итоге Человек-бензопила - это не какое-то откровение, которое привносит в аниме-индустрию что-то новое и деконструирует жанр сёнэн. Оно не может похвастаться умопомрачительным сюжетом, и у него имеются свои проблемы с нарративом, как и везде. Однако это отличное развлекательное произведение, у которого подобным есть чему поучиться. И я не покривлю душой, если скажу, что за предыдущий год это чуть ли не самое лучшее аниме. Хотя, тут проблема скорее была в дефиците достойных тайтлов, как таковых.

Вот только, к сожалению, сиквела мы с вами можем и не увидеть. Насколько мне известно, у себя на родине аниме было воспринято не слишком тепло. Нашлось достаточно недовольных фанатов оригинала, для которых, наверное, идеальная экранизация - это покадровое повторение страниц манги, в точно такой же чёрно-белой рисовке, да ещё и без звука в придачу, чтобы прям все каноны первоисточника были соблюдены. Всегда было жаль этих людей, неспособных оценить адаптацию, как самостоятельное произведение. Но как бы то ни было, против фактов не попрёшь, и нам не остаётся ничего другого, кроме как надеяться, что когда-нибудь мы всё-таки дождёмся второго сезона Человека-бензопилы.

Человек-бензопила. Эпоха постмодерна. (Обзор аниме) Обзор, Аниме, Длиннопост