Человек с рюкзаком: история эволюции
Когда на спине человека появился рюкзак доподлинно неизвестно. Но ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что произошло это еще за царя Гороха, а то и во времена молодости его прадедушки. Уникальная по своей значимости для этого вопроса находка была сделана в 1992 году на территории ледника Симилаун, который в Альпах.
Любопытные антропологи откопали неподалеку от Инсбрука отлично законсервированный трупик некоего доисторического гражданина, внесенный в экспедиционный реестр в виде записи «человек с рюкзаком».
Как вы уже наверняка догадались, на его спине красовался не менее хорошо сохранившийся рюкзак из кожи. Роль рамы исполнял U-образный каркас из двух вертикально расположенных деревянных брусков (предположительно из орешника), жесткость конструкции обеспечивали соединенные снизу горизонтальные перекладины. В рюкзаке путешественника древности обнаружили основную часть его «манаток», которые и дали возможность установить возраст всей находки — примерно 2700-й год до нашей эры. Нехитрая арифметика позволяет нам сделать вывод, что самому древнему из известных нынче рюкзаков стукнуло практически 5000 годков!
Рюкзак на спине был замечен и у странствующего Иисуса Иосифовича, он же был элементом военного снаряжения римских легионеров, да и грозные рыцари-тамплиеры в ходе пеших маршей предпочитали переносить свои пожитки посредством деревянного каркаса, оснащенного шлейками, являющегося ничем иным, как прообразом современного станкового рюкзака. Не менее практичными были индейцы Северной Америки, которые оборудовали обычную кленовую доску лямками и мягким налобным ремнем, и транспортировали с помощью полученной конструкции свои охотничьи трофеи.
К слову будет сказано, сам термин «рюкзак» (от немецкого «Ruсksасk») переводится как «мешок, который носят за спиной». В более близкие нам времена человек с рюкзаком стал обычным явлением: этот предмет прочно вошел в обиход практически каждой военизированной структуры мира, и именно армейцы изобрели преимущественное большинство существующих ныне видов рюкзаков. Это вполне закономерно, ведь бойцу необходимо нести с собой довольно много снаряжения, при этом руки должны быть либо свободны, либо заняты основным оружием.
Со временем рюкзак путешественника существенно видоизменился — на смену коже и примитивным деревянным рамам пришли прочная парусина и стальной каркас, которые, в свою очередь, были заменены капроном и алюминием. Но первые туристы и альпинисты «таскали» заплечные мешки именно военного образца.
Что касается первых промышленных образцов рюкзака, то они попали в Европу благодаря американцам, которые завезли их в 1914 году в ходе первой мировой войны. После этого «бэги» стали неотъемлемым атрибутом во многих сферах деятельности, начиная теми же военными и спортсменами, и заканчивая строителями, школьниками и другими рядовыми гражданами.
История "рюкзакостроения" в СССР
В СССР серийные рюкзаки для туризма начали производиться в промышленных масштабах еще в начале 30-х годов минувшего столетия. Это были неудобные бесформенные мешки, путешествие с которыми вряд ли можно назвать наслаждением. Что характерно, эти «колобки», с несущественными изменениями в конструкции, сохранились и по сей день, и активно использовались еще каких-то 20 лет тому назад. Когда я начинал ходить в первые походы, мой рюкзак для путешествий выглядел именно так, мда...
Сегодня, конечно же, «колобки» утратили свое изначальное предназначение рюкзака для туризма, однако остались неотъемлемым элементом снаряжения многих «дачных» бабушек и дедушек.
Другой знаменательной моделью советского тур рюкзака был знаменитый на весь Союз "абалаковский" туристический рюкзак, получивший сие название в честь своего изобретателя — известного альпиниста, первым покорившего пик Коммунизма. В общем и целом, абалаковский походный рюкзак не являлся каким-либо революционным или уникальным изобретением — его конструкция разрабатывалась с заимствованием передового европейского опыта в создании туристического снаряжения.
Благо, в учителях и примерах для подражания недостачи не было — до войны Кавказ частенько посещали немецкие и австрийские альпинисты. Некоторое время спустя было налажено серийное производство упрощенной и существенно менее удобной модели "абалаковского" тур рюкзака, которая не так и давно сошла с прилавков магазинов.
Следующий легендарный рюкзак для путешествий был назван в честь А. В. Ярова. Данная модель уже являлась прототипом вполне современного рюкзака, оснащенным боковой шнуровкой и тщательно продуманной системой лямок. Единственное, чего не предусматривала система рюкзака для полного счастья, так это поясного бандажа. Все вышеперечисленные модели были бескаркасными, то есть у них отсутствовала рама или другие элементы жесткости. В этом плане от своих собратьев качественно отличался каркасный рюкзак — не менее знаменитый "Ермак". Он уже оснащался поясным ремнем и рамой из алюминиевых труб. Был, правда, у него и существенный минус — в случае падения путешественник рисковал протаранить затылком верхнюю перекладину рамы, что регулярно и происходило. Этот факт сделал «Ермак» чемпионом по количеству сломанных шейных позвонков.
Тем не менее, имеющиеся в продаже рюкзаки для туризма с трудом удовлетворяли растущие с каждым днем требования отечественных туристов, в связи с чем в 70-80е годы наблюдалось увеличение количества самодельных рюкзаков. Многообразие их дизайнов затмевало ассортимент любого спортивного магазина, то же касалось и конструктивных решений. Примерно к концу 80-х сформировалась более-менее устойчивая модель «кастомного» рюкзака для походов, по непонятным причинам получившая название "американка". Суть конструкции рюкзака заключалась в следующем: роль внутреннего каркаса отводилась листу жесткого пенополиэтилена, который параллельно использовался как каремат. Высота мешка составляла порядка 80 см, ширина — 35-40 см, в нем присутствовал удобный поясной бандаж, верх закрывался вместительным клапаном, объем регулировался посредством боковых стяжек или шнуровки.
Наиболее важным плюсом такого горного рюкзака была отлично продуманная система подвески шлеек, которая подразумевала наличие третей дополнительной точки крепежа над плечами. Это не давало высокому рюкзаку оттопыриваться от спины. Ткань для рюкзака — технический капрон, добыча которого в те времена была задачей не из легких. В качестве альтернативы современным фастексам и пряжкам использовалась самодельная, выпиленная из листового дюраля фурнитура или же обычные кольца для ключей. Одним словом, каждый извращался, как умел.
Ну а в начале 90-х начали образовываться всевозможные кооперативы, специализировавшиеся на изготовлении туристического снаряжения. Многие из них стали впоследствии уважаемыми конторами, чья продукция пользуется спросом и по сей день. Кроме этого, после развала Союза на наши просторы хлынули импортные модели рюкзаков. Иными словами, единственное, что требуется от современного туриста, — это сделать правильный выбор, совместимый с его бюджетом.
Это интересно:
- Суровый и беспощадный автотуризм в СССР
- Где бесплатно или очень дёшево заночевать в чужом городе
- 800км по Крыму на велосипеде за 4 минуты (видео)
Лига путешественников
25.1K постов53.4K подписчиков
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.