Человек и интернет

Эволюция приёма и передачи информации, с моей точки зрения, берёт своё начало в охотничьих навыках чтения следов на снегу, песке, грязи, лесной почве.

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

Окружающий мир и есть масштабное хранилище данных, анализируя которое, человечество пытается составить модели дальнейшего развития жизненно важных событий. Как охотник, жаждет настичь зайца, следуя по его следам, дабы утолить свой голод. Формируемая привычками, традициями, воображением, передаваемая информация, принимает уже обычные для современного человека образы. Наскальная живопись (млн. лет до н.э.),

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

глиняная клинопись (3200 лет до н.э.),

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

папирус (3000 лет до н.э.),

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

иероглифы (2000 лет до н.э.)

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

и руны (1 век н.э.) на камне,

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

затем и берестяное письмо (IV век н.э.). Человек передаёт сигналы дымом от костра и светом пламени. Всё ускоряется и уплотняется относительно способов хранения и количества передаваемой информации. Голубиную почту (с 1 века) дополняет телеграф (1774 г), а затем и радио (конец XIX века) - чудо беспроводной связи, настоящее волшебство для наших предков. И в конце XX века связь и информация становится доступной каждому, от телефонных линий к интернету.

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

И вот на этом этапе анализа информационно-технологического прогресса человека, невероятно быстро развившегося за последнюю сотню лет, у меня возникает вопрос относительно культуры пользования высокотехнологичными устройствами. В каких направлениях деятельности мы вообще применяем слово "культура"?

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

В обычном смысле этого слова культура неизбежно опирается на прошлое. Культура речи это исторически установившийся свод правил, который меняется под натиском современности. Меняются ударения и смыслы, сленг становится привычным. А существует ли у культуры какая-то стратегическая роль в жизни человечества? Что произошло с народами менее превозносящими свои традиции?  Вероятно, они были ассимилированы (как малые коренные народы Амурского края "китайцы в Уссурийском крае" (1914) Арсеньев) и это не самая вероятная причина исчезновения таковых, конечно (Геноцид в Руанде).

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

Приемлем ли термин "культура" для информационных технологий? Нужно ли обучать людей пользоваться смартфонами или социальными сетями? Технологии делают понятными на интуитивном уровне, ничего более и не требуется. Компьютерная эра ещё слишком молода, чтобы явить полноценную культуру или полностью перенести в интерактив существующие традиции. Однако этот процесс идёт, предсказываемые Филиппом Диком, Дэном Симмонсом, Нилом Стивенсоном и многими другими фантастами варианты развития интернета выглядят особенно актуально на фоне нашей с вами изоляции.

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

Ну, а если перейти от общих фраз к частным примерам, то в первую очередь я бы хотел обратить внимание на детей. Современные подростки активно уходят в блогосферу, часто они публикуют в социальных сетях очень личную информацию, находясь в каком-то месте, или становясь свидетелем какого-то события, принимают на себя роль оператора, а не участника.

Человек и интернет Интернет, История, Рассуждения, Культура, Образование, Информация, Длиннопост

Часто для них не существует в интернете иного контента, кроме развлекательного. Про воспроизведение музыки с портативной колонки в общественных местах и прочем вызывающем поведении я вообще не буду упоминать.И вопрос о том, как, не ограничивая информационную свободу человека, ориентировать его на образовательную и развивающую сторону интернета, остаётся открытым. В рамках школьного образования и программ министерства такая работа ведётся слабо. Но вот что является ключом к проблеме, культура информационно-технологическая напрямую связана с реальной культурой общения. Спросите у своего ребёнка, почему светит Солнце? Как растут мышцы? Зачем человеку государство? Что такое геном? Научите охотиться ребёнка за информацией, отличать фейковые статьи от научных. Ведите диалог вместо семейного просмотра ТВ за ужином. Мы сами в силах создать информационно-технологическую культуру за которую не будет стыдно! Известно, что дети лучше учатся, играя, но образовательных игр мало, а интересных развивающих игр и того меньше. Если вас не затруднит, укажите в комментариях, какие образовательные игры для детей от 10 лет знаете вы! "Кто хочет стать миллионером", наверное, не в счёт.


P.S.
Старался найти подписи к картинкам - не нашёл. Если слишком занудно - извините, я так больше не буду. Критику, в частности по орфографии, принимаю позитивно. Все картинки из Яндекса. Читал "Культура информационного общества: тенденции и противоречия развития" Костина А.В.