Чайковский. Увертюра "Ромео и Джульета".

Известно, что вся мощь таланта Чайковского выразилась особенно сильно в создании симфонической музыки. По моему (и не только) скромному мнению, ни один композитор в истории, даже Бетховен не сравнится с ним в мастерстве владения оркестром. Конечно, это очень субъективно. Но разве можно оставаться равнодушным к такому:

Лига музыкантов

3.4K пост4.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пжт, уважаемые знатоки-объясните
зачем нужен дирижер и почему он так размахивает руками, есть ли определенные жесты?
почему у некоторых есть палочка, а у некоторых нет?
Без дирижера оркестр хорошо сыграть не сможет?
Правда интересно, отвечайте пжт по делу, без отсылки в гугол.
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Дирижер - самая важная фигура в симфоническом оркестре, исполняющая сразу несколько несколько функций.

Во-первых, он занимается интерпретацией произведения. Достаточно просто сравнить разные записи одного и того же фрагмента, чтобы увидеть, насколько меняется звучание от дирижера к дирижеру.

Во-вторых, он координирует музыкантов при игре. Небольшие ансамбли могут справляться сами по себе, но в огромном оркестре, где количество музыкантов доходит до сотни, а иногда и переваливает за нее, только дирижер одинако хорошо виден каждому. Он выступает своего рода "общим метрономом", на который все ориентируются. Также он подсказывает, когда и кому вступать. В симфонической музыке отдельным инструментам приходится подолгу молчать, чтобы сыграть один пассаж и снова надолго замолчать. Очень сложно все свободное время считать про себя такты.
В-третьих, музыканты никогда не слышат общей картины и не могут знать, что своим энтузиазмом они заглушают весь оркестр или, наоборот, что никто в зале и понятия не имеет об их существовании. Поэтому дирижер "балансирует" оркестр, подсказывая, кому следует играть громче, а кому поумерить пыл.
Поэтому дирижер - единственный, кто должен в идеале знать весь материал, помнить о том, кому, что, как и когда следует играть; сохранять концентрацию на протяжении всего концерта, одновременно находясь и в настоящем моменте, и в недалеком будущем.
Что же касается жестов, то правая рука служит тем самым "метрономом", задавая темп. Палочка необязательна и предназначена всего навсего для усиления заметности движений. Левая рука управляет динамикой и дает сигналы оркестру. Есть общепринятые схемы и жесты, но у каждого дирижера так или иначе вырабатывается свой стиль: у кого-то сдержаный и лаконичный, у кого-то - яркий и экспрессивный. В конце концов, главное - чтобы оркестру было легко однозначно его понять .

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, очень интересно
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я, увы, без музыкального образования, но сам задавался этим вопросом. Дирижер жестами (с палочкой или нет не важно) показывает разным инструментам время вступления и такты. Это невероятно сложное занятие, потому что каждый музыкант должен знать только свою партию, а дирижер партии всех инструментов одновременно. Без него получится рассинхрон, что будет, понятно из этого видео, где оркестр пытается играть 5-ю симфонию Бетховена без дирижера:

https://www.youtube.com/watch?v=oJ2ZLr87lLY

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё он задаёт темп и считает доли в размере:

Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку