Будущее и школа новых людей
Досмотрели остросюжетный сериал о приключениях девочки Алисы в прошлом. Мьелофон спасен. Коля герой. Отличные персонажи и диалоги.
Продолжу размышлять о видении будущего из 1984 года на основе фантастики Кира Булычева. Отдельно замечу, книга была прочитана более 20 лет назад и практически забыта.
Я основываюсь только на фильме "Гостья из будущего".
Восьмидесятые были очень интересным временем. Да, война в Афганистане. Да, начало реформ, которые разрушили Союз. Но период был интересен еще и в плане внедрения технологий, основа которых была заложена в послевоенное время.
Как правило, проходит 30-40 лет и гипотезы превращаются в теории. Теория превращается в изобретение. Большинство технологических решений, которые мы используем сейчас, были разработаны именно в 80х.
Если мы пойдем дальше в этих размышлениях, то именно сейчас придумывается будущее наших детей. Тот мир, в котором они будут жить. Более того, закладываются моральные, идеологические и политические основы. Развиваются не только технологии, но и наше отношение друг к другу.
Что же мир Алисы образца 2084 года? Чему научилось человечество за 100 лет?
1. Начнем с преступности. В теории ядерного будущего Алисы указан момент с пиратством. Пираты появляются там, где творится беззаконие. Где есть целые области безвластия. Все может быть, но обратите внимание на самих пиратов. Это уже не те преступники, к которым привыкли мы. Более того, они более человечнее обычных людей. Если этот термин можно применить к пиратам и преступникам.
Они не убивают свидетелей из прошлого. Возможно, что и в будущем они ведут себя также. Допускаю убийство двух "оригинальных" персонажей в космопорте. Но это не показано явно. Они могут быть в длительной отключке. Более того, они не уничтожают свидетелей их перевоплощения. Даже при личной встрече с "оригиналом". Весельчак У подхватывает учительницу, которая упала в обморок от вида своей копии. Они не убили школьников в классе. Даже не стерли им память.
Обладая такой уникальной технологией маскировки, первое чего бы вы избегали - разоблачения. Что вы обладаете такой способностью. На основе этой технологии строилась вся их тактика. Весь их успех и последующая добыча. Но свидетели живы. Даже трус с дипломатом. Пусть и запуган, но жив.
Такое отношение к обычным людям рождает мирное время. Военное время рождает только жестокость. Третья мировая война, тем более с применением ядерного вооружения, рождала бы ужасных монстров в человеческом обличии. Городские банды образца послевоенных 40х были бы детьми по сравнению с ними. Это лишь предположение. Но сложно вырастить в себе человечность, когда ты убиваешь людей на протяжении долгого времени. Своих детей ты может быть вырастишь другими, а может и таким же. Жестокими и бесчеловечными. Это не про плохо или хорошо. Тут про жить или умереть. Пираты будущего чаще выбирают жизнь.
При этом, увидев Полину из будущего, они стреляют в неё. Уничтожают Вертера в институте времени. Выбирают смерть. Но детей и гражданских не убивают, выбирая жизнь.
Человек из 1984 года видит пиратов будущего, как более человечных и соблюдающих общечеловеческую мораль, чем преступников его времени. В особенности, по сравнению с преступниками недавнего прошлого. Наивно? Возможно. Думаю тут больше снисходительности. Оставляют место для перевоспитания.
2. Школа будущего. В фильме не показана школа, но есть некоторые моменты, по которым можно примерно понять как будет устроена школьная программа. В довоенном СССР была очень интересная программа общего развития человека. Физическое и умственное развитие было разносторонним. После войны все свелось к выживанию. Комбайнеру уже не нужна была философия и культура права, а физкультурнику высшая математика.
В 80х раны войны начали затягиваться. Люди опять потянулись к разносторонним знаниям. Один из вариантов развития школы будущего показан в фильме. Общество будущего вернется к всестороннему развитию человека.
Алиса ученица школы будущего. Знает 8 языков и обладает отличной физической формой. Это еще ребенок, даже не подросток. Невероятно? Учитель будущего скажет - достижимо.
Сомневаюсь в версии генной модификации. Слишком непредсказуемый результат. Да и зачем? Дети это индикатор общества. Результат вложенных трудов. В 80х набирала популярность тема с гениями или детьми "Индиго". Я могу ошибаться в названии. Дескать, есть некий процент детей, которые рождаются с определенными способностями. Они очень легко учатся и достигают хороших результатов по всем дисциплинам.
На поверку, оказалось, что дело в родителях. Я знал одного "Индиго" лично. С самого детства его окружала аура учебы. Родители очень много вкладывали в его обучение. Сами были образованными людьми. Но это был обычный ребенок. Не было там особой кости.
Очень интересен момент с телосложением Алисы. Она ниже среднего. Худощавая. В классе есть девочки намного её выше. Но она быстрее и сильнее. Не зря за ней бегал сотрудник "особого отдела" из олимпийского резерва. Девочка показала результат и сразу заинтересовала всех. Допускаю один смелый момент. В школах будущего нет оценок. Есть только результаты. Ты выучил иностранный язык и можешь на нем разговаривать. Это результат. Прыгнул на 7 метров? Тоже результат. При этом, ты не обладаешь внешними физическими данными. Но есть результат. Это главное.
Если в процессе изучения ты допускаешь ошибку, то учитель направляет тебя, подсказывает, но не оценивает. Оценит тебя сама жизнь. Некая форма ответственности для маленького человека. Мир космических путешествий несколько требователен к знаниям. Поэтому, школьник будущего, телепортируясь в родной класс, делает это не для чисел в электронном дневнике. Ему это необходимо, чтобы стать капитаном космического корабля.
3. Миелофон. Технология для чтения мыслей. На минуту представим себе эту штуку в работе. У вас в руках чужие мысли. Несколько дистанцируйтесь от собственного "Я" и объективно взгляните или вслушайтесь в собственный сумбур мыслей. Адская мешанина из древних страхов, предположений, домыслов и бытовых вопросов.
Есть ли там решения, конкретные действия или данные для анализа? Безусловно есть. Но расшифровать эту информацию невероятно сложно. Не говоря уже о сортировке данных на ложные и правдивые.
Для этого прибора выделена особая роль в фильме. Это высший пик. Демонстрация развития. Недостижимый и загадочный, в тоже время простой и адаптивный. Любой школьник из прошлого может взять его в руки и прочитать чужие мысли через дверь квартиры.
Почему выбрано именно это направление для демонстрации "чудес" будущего? В то время начали появляться и пользоваться популярностью всевозможные гадалки, ведуньи и колдуны. В момент распада Союза они прорвались и в телевизор. В представлении того общества, если ты знаешь о чем думает другой человек, то ты обладаешь сакральными знаниями о его жизни. Некие тайны, которые не узнать по другому. Это мистика. Другая сторона обыденности.
Что сейчас? Дай человеку современному такой прибор в руки. Как считаете, будет интересно кому то читать чужие мысли в современном обществе? Что там такого нового можно узнать? Думаю, что прибор будет использоваться исключительно в формате тиктока. Гэга и прикола.
Для мистических настроений общества 80х этот прибор прибор произвел бы научный переворот. Вокруг этой технологии появлялись бы целые институты. Все внимание людей было бы обращено к этой блестящей штуке.
4. Предсказание Алисы. Дети собрались в зале рядом с порталом времени и спрашивают Алису об их будущем. Что будет с нами? У вас все будет хорошо. Ты станешь художником, а ты врачом. Вот ты - ученым.
Из дня сегодняшнего её слова кажутся наивными. Через 7 лет страна погрузится в хаос. Еще через 7 будет стоять на грани катастрофы. Знала она о событиях 90х? Возможно. Все таки, мы мало знаем о событиях 1922 года. Примерно осознаем 5 лет гражданской войны. Но для нас, это просто период истории. Наполненный историческими персонажами и событиями. У нас нет персонального опыта переживаний. Я думаю, что школьникам 1912 года будет сказано то же самое, что и Алиса сказала ребятам в 1984.
Она могла сказать, что время будет тяжелым. Очень тяжелым. Но опять же, она живет в мире космических путешествий. Понятие тяжелого времени может быть совсем другим. Кто знает, может они были свидетелями затяжных "90х" на каком то из миров. Еще более тяжелых чем у нас. Другое восприятие бремени. Их могут учить в школе, что есть только результат. Достижение этого результата зависит от тебя. Препятствия на пути к результату, это барьеры, которые надо преодолеть или умереть при этом.
Допускаю, что авторы из 1984 года, а сценарий написан еще раньше, видели мир будущего как область решений. Преграды и испытания виделись как преграды и испытания, а не как непреодолимый ужас и заболоченный мрак.
"Девочки и мальчики, вы станете профессионалами, учеными и врачами, будущего зависит только от вас". Такой был настрой. Такие были лозунги. Они могли развиться в мире будущего до устоявшийся учебной программы. С реальным результатом.
Рождённые в СССР
3.1K постов4.3K подписчиков
Правила сообщества
1. Вести себя адекватно. Логичное требование, которое нужно соблюдать для конструктивного общения.
2. Не нарушать правила площадки Пикабу. Все правила ресурса сохраняются и действуют в полной мере.
3. Не искажать историю СССР. Приветствуется критика, но важно, чтобы она была объективной и без необоснованных обвинений или злобы.
4. Не писать оскорбительные комментарии. Не оскорбляйте других пользователей и не пишите обзывательства в отношении Союза ССР.