Будни HR (почему мы отказываем вам)

Добрый день, пикабушники! Извините, но меня бомбит.
На протяжении нескольких лет тут и там там я вижу истории о том, как человек сходил на собеседовании, где имел "счастье" общаться с HRом чуть тупее соседской собаки, воющей по ночам. Я HR и на этой волне начинаю стыдиться своей профессии, каждый раз у меня волосы встают дыбом от описанного непрофессионализма. Более того, я сама недавно меняла работу и тоже насмотрелась "прекрасного" (возможно, однажды даже назреет пост в духе "Как HR работу искал")

Но сегодня я хочу рассказать о соискателях и их ошибках.

Почему HRы отказывают? Давайте пройдемся по этапам подбора


1. Резюме.

-Несоответствие должности. У меня только один вопрос - ребята, вы вообще читаете описание вакансии, на которую откликаетесь? Например, у меня есть вакансия руководителя отдела продаж узкой направленности. В требованиях четко прописан опыт от 3 лет в продажах, минимум 2 года в сфере, плюс управленческий опыт. Кто откликается? Правильно, бухгалтер со стажем в 35 лет в своей области и нулевым опытом в продажах как таковых. Контрактный военный. Несколько моделей (!?), продавцы, администраторы, менеджеры по работе с клиентами. Как вы поняли, что подходите на эту должность? Моя логика бессильна. Как итог более 50 резюме, ни одного подходящего. Ребята, вы все хорошие, правда, но вы не подходите по требованиям, которые указаны вполне ясно.

-Большие необоснованные промежутки в опыте работы или короткий опыт, по 2-5 месяцев на одном месте. Если вы сидите у мамы на шее по пол года, потом работаете пару месяцев и снова к маме - извините, но вы нам не подходите.

-Завышенные ожидания по зарплате. Если хотите получать 100000 руб., работая грузчиком - извините. Мы вам не подходим.

-Скачки между сферами. Сегодня вы грузчик, завтра менеджер по продажам, послезавтра учитель истории. Ни одна компания не хочет быть таким "послезавтра".


Еще один нюанс в резюме - графа "о себе". Её мы с коллегами читаем выборочно и преимущественно по вечерам, потому что работать после этого уже сложно. Что я там вижу?

-Я хороший (реально, 20% резюме содержат эту строчку!)

-У меня есть кошечка/собачка/я завооодчик (это не делает вас крутым специалистом в зоосфере без соответствующего опыта, простите)

-У меня разряд по боксу/рисованию/маханию носовым платком вслед поезду (если это не относится к должности - не надо, пожалуйста!)

-В школе я был отличником/а в институте старостой (остановитесь!)

-Я красивая (ну блин!!! я тоже, но работаю здесь не поэтому)

-Быстро учусь (как показывает опыт, именно этот человек не может запомнить элементарные алгоритмы, просто уберите эту строчку из резюме. Так же как коммуникабельность, стрессоустойчивость, скромность, девственность, умение вышивать крестиком, мамины глаза и прочие благодетели)

-Петросяний креатив (не надо шутить в резюме, если вы не соискатель на вакансию комика. Вот не надо и всё)



2. Телефонное интервью.
В случае с поиском работы, у вас фактически два шанса создать первое впечатление. Первое первое впечатление - разговор по телефону. Если вы уже сейчас жуёте, разговариваете из туалета, хамите, тыкаете мне или сокращаете мое имя - скорее всего в живую мы вряд ли увидимся. Угадайте, почему?
Еще один кошмар HRа - кандидат прочитал только название вакансии. Ребята, ау! Откликнулся человек, например, на продавца, HR звонит уточнить, все ли подходит по условиям. И тут тадаммм: "Я не читал, расскажите мне".

Вы там вообще в себе? Это вы себе работу ищите, не я вам. Посмотрите, какой есть график, где находится место работы, сколько за работу платят. Это не сложно, а сэкономит время и вам и мне. У HR может быть до 100 исходящих звонков в день, а ненавидеть людей начинаешь уже после 20-го вот такого.


3. Личная встреча.

Это второй шанс произвести первое впечатление. Буквально второе первое впечатление :)

Вот основные причины отказа после собеседования:

-Отказ заполнять анкету. Я понимаю, что вы заполнили их уже немало (кстати, а почему так произошло, что с вами не так?), но мне она нужна для работы. Это ваши контакты, ваши ответы на важные для HRа вопросы, ваш опыт работы и т.д. Ваша анкета - это вы, не корректное и не внимательное её заполнение говорит о многом.

-Опоздание. Очень критичный пункт, потому что у HRа может быть несколько важных собеседований с определенным интервалом. Либо предупредите, что задержитесь, либо перенесите встречу. Опоздание не гарантирует отказ, но мнение о вас как об ответственном сотруднике будет испорчено.

-Отсутствие зрительного контакта, вовлеченности в диалог, неготовность отвечать на вопросы. Если вы меня игнорируете, зачем мне с вами разговаривать?

-Резкая критика в сторону предыдущих работодателей. Если все они были плохими и вас обижали, скорее всего дело не в них. Конфликтных сотрудников никто не любит.

-Предоставление неверной о себе информации. Например: "Я назвал накануне для пропуска девичью фамилию моей жены, а не свою чтобы была интрига. Пропустите меня на территорию по моему паспорту с моей фамилией!". Дедуля, которому "28 лет". Человек с ограничениями по здоровью, который упорно пытается попасть на работу в запрещенных для себя условиях (склад заморозки, -21 градус). Вранье про опыт работы. Одна дама при устройстве в магазин продавцом утверждала, что опыт в этой сфере у нее есть. На стажировке ложь вскрылась и с ней попрощались, хотя, скажи она правду, просто отправили бы на обучение. Зачем все это?

-Запах. У одного товарища ноги так пахли через кроссовки, что глаза слезились. А вообще если у вас 20 кошек - я об этом догадаюсь, поверьте. Если вы не успели почистить зубы и сменить белье - тоже. Это критично.

-Неформальная внешность. К сожалению, голубые волосы и татуировки на лице в сфере обслуживания по-прежнему не приветствуются. Не надо доказывать мне, что это красиво. Стандарты компании это стандарты компании. Здесь речь идет больше о сфере обслуживания, но меру нужно знать.

-Хамство и грубость.  Нет смысла объяснять почему это плохо.

-Неадекватность поведения. Например был у меня мужчина, который не взял паспорт для пропуска на территорию компании, чтобы мы не оформили на него кредит. Была женщина, которая всё собеседование чесалась. Мужчина, который ооочень громко говорил, прямо кричал. Были те, кому ну никак не сиделось во время беседы и те, кто просил уволить действующих сотрудников, чтобы должность открылась для них. Поведение многое решает.

-Личностные качества. Например, я не возьму на работу хорошую, но не стрессоустойчивую  девушку, если руководитель склонен громко и часто орать на подчиненных. Мать с маленьким ребенком, если знаю, что график не стабильный или работа подразумевает неукоснительное соблюдение графика. Человека с инвалидностью, если работа физически тяжелая или пересекается с его ограничениями по здоровью. Холерика в коллектив флегматиков, в конце концов. И еще миллион примеров. Ребята, вы, опять же, классные, ничего личного, просто вам будет тяжело и не комфортно работать именно в этой компании именно с этими людьми. Мы просто вам не подходим.


4. Проверка службой безопасности.

Эта проверка есть в любой крупной компании. СБ проверяет на наличие судимостей и долгов. Увы, к ранее судимым доверия мало, особенно если работа подразумевает материальную ответственность. Наркотики, драки, воровство, клевета - извините, но компания сделает выбор в пользу не судимого. Критичны так же лишения прав для водителей, особенно за алкоголь.
Долги особая тема. Если вас ищут приставы, компания в вас не заинтересована, вы - потенциальная головная боль..


К чему я все это? Во-первых, кому-то эта информация может помочь понять, почему пришел очередной отказ и, возможно, что-то изменить в своем резюме и поведении на собеседовании. А, во-вторых, может кто-то наконец-то посмотрит на HRа как на человека, который просто выполняет свою работу. Такого же, как и вы. Мне бы этого хотелось.

Успехов вам в поисках работы и адекватных собеседований!