Буддизм и либертарианство

- Ты многократно заявлял о своей симпатии к буддизму.

- Да, и готов подтвердить ее еще раз.

- Ну а каких политэкономических взглядов придерживаешься?

- Близок к либертарианству.

- То есть, за неограниченную свободу рынка?

- Примерно так.

- Не видишь ли здесь противоречия?

- Нет. В чем оно, на твой взгляд?

- Будду именуют также Владыкой Великого Сострадания.

- Да, верно.

- А рынок? Разве он не проявляет равнодушия и даже жестокости к людям?

- Так может показаться на первый взгляд. Конечно, если кто-то не способен купить что-нибудь, в чем остро нуждается, это выглядит жестоким по отношению к нему.

- Но первое впечатление ложно?

- Не то, чтобы совсем ложно, но неполно. Если присмотреться, мы увидим иное.

- Что именно?

- Совершив сделку по рыночной цене, продавец и покупатель расходятся - свободные, не имеющие обязательств друг перед другом, открытые к новым взаимодействиям.

- А в противном случае?

- Если кто-либо принужден, все равно, законом или моралью, отдать нечто дешевле, чем ценит сам или вовсе бесплатно... мне кажется, между ним и приобретателем остается привязка.

- Кармический долг?

- Называй как хочешь. Суть в том, что заплатить придется все равно, только позже. И, возможно, в более неприятной форме: через высокие налоги, подчинение правилам и запретам, с которыми внутренне не согласен, и т.д.

- То есть, жестокость не устранена, а просто отложена?

- По-моему, да.

- Что ж, точка зрения в чем-то логичная. Я еще подумаю над ней.