Брошенные поезда: РЖД на грани коллапса
Число брошенных поездов на сетях РЖД достигло исторического рекорда в 1,8 тысячи в сутки, сообщает. Количество составов, которые диспетчеры были вынуждены оставить без движения, в разы превышает норму: в 2014-18 гг в среднем в сутки простаивали 666 поездов. В 2019 году показатель вырос вдвое (1246 поездов), а в за первые полтора месяца 2020 года взлетел еще в 1,5 раза. («Коммерсант»).
Обстановка сложная, это результат разбалансировки технологических процессов внутри РЖД, продолжающейся не первый год. Монополия продолжает закупать вагоны, следуя контрактам, но задействовать их в перевозках становится все сложнее. В январе погрузки на сети обвалился на 4,9% год к году. Общий показатель грузооборота рухнул на 5,1% на фоне двузначного спада в перевозках сырья и промышленной продукции. («Ъ»).
За месяц железными дорогами погружено на 10,9% меньше каменного угля, на 3,9% меньше нефти и нефтепродуктов, на 2,3% меньше химических и минеральных удобрений. Перевозки лесных грузов обвалились на 14,1%, зерна — на 21,7%, промышленного сырья и формовочных материалов — на 15,3%. Январский показатель для РЖД стал вторым худшим за 7 лет статистики: сильнее — на 5,1% — грузоперевозки падали лишь в июне прошлого года. («Ъ»).
В результате на путях копятся не задействованные в перевозках вагоны. Лишний парк в конце января превысил 290 тысяч единиц, что привело к замедлению оборота вагона на 5,2 суток относительно января 2019 года. Оборот вагона вырос на 11,8%, до 17,97 суток, тогда как без учета незадействованных вагонов он сократился на 2%, до 12,8 суток. («Ъ»).
«При этом производство излишних вагонов бьет рекорды — за счет привлечения государственных денег. Все это происходит при невыполнении принятой год назад долгосрочной программы развития ОАО РЖД, срыве сроков модернизации БАМа и Транссиба и на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры цен на генеральные грузы железных дорог». («Ъ»)