Бразильский крейсер «Байя». Верная служба и нелепая гибель

К началу XX века между странами Южной Америки обострилось военно-морское соперничество, и завязалась «южноамериканская дредноутная гонка». Бразилия, стремясь войти в число мировых лидеров, начала полное перевооружение своего флота. Частью обширной кораблестроительной программы страны и тесного сотрудничества с Великобританией стали лёгкие крейсеры типа Bahia («Байя»).

Бразильский крейсер «Байя». Верная служба и нелепая гибель ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Крейсер, Длиннопост

История создания

В 1904 году бразильские политики, поставив вопрос об усилении национального флота, заказали Великобритании постройку нескольких дредноутов, эсминцев, подлодок и лёгких крейсеров.

Бразильский крейсер «Байя». Верная служба и нелепая гибель ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Крейсер, Длиннопост

Схема лёгкого крейсера Bahia

Киль корабля был заложен в августе 1907 года на британской верфи компании Armstrong Whitworth в Ньюкасле. Крейсер был спущен на воду спустя полтора года, в январе 1909, а достройка завершилась в марте 1910 года. В том же месяце он покинул родную верфь. 14 мая вошёл в строй систершип Байи — Rio Grande do Sul («Риу-Гранде ду Сул»).


В мае 1910 года новый крейсер прибыл в порт Ресифи, после чего он вошёл в состав военно-морского флота Бразилии. Крейсер был назван в честь бразильского штата Байя.


Так как разработка проекта велась с оглядкой на английские крейсеры типа «Эдвенчер», «Байя» стал дальнейшим развитием британских крейсеров-скаутов. На момент своего вступления в строй «Байя» считался самым быстроходным крейсером в мире.


Выдающиеся скоростные показатели были достигнуты благодаря новейшей для своего времени силовой установке. Крейсер водоизмещением 3000 тонн имел 5 паровых турбин Parsons общей мощностью 18 000 л.с. Так, максимальная скорость на испытаниях составила 27 узлов.

Бразильский крейсер «Байя». Верная служба и нелепая гибель ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Крейсер, Длиннопост

Bahia после вступления в строй

Бронирование и вооружение было под стать лёгкому крейсеру. Броня имела максимальную толщину в боевой рубке – 76 мм, палуба же имела лишь 19-мм обшивку. На вооружении состояли 10 орудий калибром 120 мм, 6 вспомогательных 47-мм орудий, а также два однотрубных 457-мм торпедных аппарата.

Боевая карьера

Несмотря на то, что Бразилия стремилась стать мировым лидером, страна находилась в экономическом упадке. Кризис и проблемы в обществе в конечном итоге привели к «восстанию плетей».


21 ноября 1910 года протесты охватили все крупные корабли, в том числе и «Байю». Причиной тому послужило показательное наказание чернокожего матроса, которое проводилось с невиданной жестокостью. В результате 5-дневного восстания были убиты несколько офицеров, один из которых служил на лёгком крейсере.


Вскоре правительство приняло требования протестующих по улучшению условий военнослужащих, и корабли вернулись под контроль военно-морских сил.


После начала Первой мировой войны Бразилия всеми силами старалась сохранять нейтралитет. Однако в октябре 1917 года бразильские политики решились вступить в войну на стороне Антанты.


Летом 1918 года бразильские корабли в составе одного соединения отправились на другую сторону Атлантики — в британскую колонию в Африке. «Байя» стал флагманом. По прибытии в Дакар корабли патрулировали акваторию и обеспечивали безопасность проходящим конвоям.


В сентябре на кораблях соединения началась эпидемия одной из самых страшных инфекций в истории человечества — испанского гриппа. Первыми заболели моряки флагмана, после чего болезнь распространилась и на остальные корабли. За 2 месяца умерло больше 350 моряков.


В начале ноября «Байя» в сопровождении эсминцев отправился в Гибралтар. Соединение прибыло в английские владения 10 ноября. А спустя день в Компьенском лесу было подписано перемирие между Антантой и Германией.


После Первой мировой крейсер прошёл серьёзную модернизацию. 5 паровых турбин были заменены на 3 турбины большей мощности. Корабль также получил нефтяные котлы. Скорость возросла до 28 узлов, а запас топлива составил почти 600 тонн. Для борьбы с авиацией и надводными целями на корабле были установлены 20-мм зенитные орудия Oerlikon и пулемёты. 457-мм торпедные аппараты были заменены на 533-мм.

Бразильский крейсер «Байя». Верная служба и нелепая гибель ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Крейсер, Длиннопост

Bahia после модернизации, в результате которой появилась третья труба

Несмотря на архаичность, бразильский крейсер принял участие и во Второй мировой войне. «Байя» и его систершип «Риу-Гранде ду Сул» служили в Атлантическом океане в качестве кораблей сопровождения. За один год службы корабли прошли больше 190 000 километров.


После окончания войны в Европе, лёгкие крейсеры продолжили службу в Атлантике. В июле «Байя» находился на очередном дежурстве и патрулировал акваторию.


Утром 4 июля экипаж крейсера проходил учения, в ходе которых зенитчики должны были обстрелять воздушный змей из «эрликонов». Корабль поднял мишень и набрал ход. Зенитчики заняли свои позиции и ждали приказа. Получив разрешение, зенитные орудия открыли огонь.


Воздушный змей, получая всё больше и больше повреждений, начал терять высоту. Вскоре мишень опустилась до уровня кормы, где были расположены глубинные бомбы. «Эрликоны» не имели ограничителя углов вертикального наведения. Увлечённые стрельбой матросы не заметили, как орудие опустилось слишком низко. Хватило лишь одного выстрела, чтобы все бомбы сдетонировали.


Произошёл мощный взрыв, который разорвал корму корабля. Спустя несколько минут «Байя» скрылся под водой, забрав с собой почти 150 матросов. Спастись с тонущего корабля смогли 200 человек. Раненые матросы всеми силами цеплялись за обломки. Многие погибли от полученных травм и жажды. Больше 50 человек стали жертвами акул.


Лишь 8 июля английское судно заметило обломки бразильского крейсера. Англичане подобрали 37 моряков. В ходе организованной спасательной операции были спасены ещё 11 человек. Почти все они погибли.

Бразильский крейсер «Байя». Верная служба и нелепая гибель ВМФ, История, Корабль, Морские сражения, Крейсер, Длиннопост

Спасение матросов. Кадр с крейсера Rio Grande do Sul

Трагическая гибель моряков шокировала всю Южную Америку. Пресса назвала виновником трагедии подводную лодку U-530, которая прибыла в Аргентину 10 июля. Однако военно-морское министерство опровергло все домыслы. Причиной гибели крейсера «Байя» и 300 моряков стала обычная невнимательность и неосторожность.


Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.