Бог всех

Неужели Бог есть Бог Иудеев только? (Рим. 3:29)

Мне не раз писали, что мы, русские, должны поклоняться русским богам, а не еврейским. Один комментатор поделился, что когда открыл Библию и узнал, что Христос – еврей, то пережил настоящее разочарование. Эта точка зрения не нова. Сегодня все более популярно язычество, «родноверие». Но давайте попробуем разобраться: является ли истинный Бог, Иегова, исключительно еврейским Богом, или же он один для всех вне зависимости от национальности?

Библия и все народы

Многих смущает учение Библии об избранности евреев (на определенный период времени). Однако Библия явственно учит тому, что Иегова – Бог всех народов. Даже в тот период времени (небольшой по меркам истории), когда он поддерживал отношения в основном с евреями, его замысел и намерения простирались гораздо дальше:

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли (Быт. 18:18).

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его (Ис. 2:3).

Во дни его (Мессии) процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему (Пс. 71:7–11).

Хотя Библия написана евреями, тот Бог, о котором она повествует, совсем не похож на типичного племенного бога, который находится словно в собственности этого племени и покровительствует только ему одному. Да, определенную часть истории Бог взаимодействовал в основном с одним народом, но эта часть истории не так велика, а взаимодействие Бога с этим народом имело гораздо более важные и далеко идущие цели, связанные со всем человечеством.

Что интересно, сам еврейский народ был всю свою историю постоянно наказуем Богом за неверность, о чем Библия повествует честно и откровенно. Это было бы нелогично, если бы Иегова был Богом только одного народа, и это крайне нетипично для других национальных и племенных божеств.

Не избрал, а создал

Можно ли утверждать, что Бог выбрал еврейский народ, как выбирают некий объект из набора имеющихся альтернатив? Нет, ведь когда он заключал соглашение с Авраамом, никакого «еврейского народа» еще не было. Бог избрал не народ, а отдельного человека – Авраама, за его исключительную веру и преданность. Затем он дал ему обещание:

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем (Быт. 18:17–19).

Более того, сын Авраама Исаак, от которого произошел будущий «еврейский народ», появился в результате сверхъестественного божественного вмешательства, то есть чуда:

И сказал один из них (ангелов): Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось (Быт. 18:10–11).

Итак, Бог пообещал своему верному служителю Аврааму благословить его потомков, после чего сам же чудесным образом дал ему этих потомков. Позже их и стали называть еврейским народом. Можно ли сказать, что Бог выбрал этот народ, или он скорее его создал? Конечно же, второе. Бог создал себе народ, чтобы он исполнял его волю. Вот почему людям других наций не стоит расстраиваться из-за этого факта.

Вдумаемся, насколько справедливо поступает Иегова: чтобы не обидеть ни один народ, уже существующий, он создает полностью новый, создает практически из ничего и с помощью чуда. Если бы он кого-то выбрал, а кого-то отверг, это было бы обидно; но он и не выбрал, и не отверг, а создал народ с нуля. Это в высшей степени мудро. Во всем, как Бог общается с отдельными людьми и группами, как строит с ними отношения, как осуществляет свои замыслы, видна его непревзойденная мудрость, умение выбрать самое лучшее решение из возможных.

Русских не было

Еще одна причина, почему русским не стоит расстраиваться: Иегова заключил соглашение с Авраамом очень давно, когда ни русских, ни многих других современных этносов еще не было и в помине. Авраам был современником Сима, сына Ноя. Вся тогдашняя цивилизация была сосредоточена в Месопотамии – именно там находился родной город Авраама Ур, один из самых больших, богатых и развитых городов того времени. Если где-то могли жить верные Богу люди, то с наибольшей вероятностью они были именно в Уре и других городах Месопотамии.

Разве это плохо, что Иегова не стал ждать тысячелетия до появления русского народа, а вступил в отношения с непосредственным потомком Ноя на самой заре человеческой истории? Это скорее хорошо, чем плохо, ведь иначе знание об истинном Боге могло попросту исчезнуть.

Островок святости

Хорошо, но зачем Бог вообще создавал себе народ? Можно выделить несколько причин. Во-первых, после Потопа люди постепенно забывали истинного Бога и погружались в омут язычества и многобожия. Мог ли Бог допустить, чтобы этот процесс привел к тому, что на земле не осталось ни одного праведника? Конечно, нет. Был лишь один способ не допустить этого – создать общество, отделенное от остального человечества, чтобы не загрязняться и не оскверняться от него. Такое общество должно было жить по другим законам, святым и угодным Богу. Что Бог и сделал.

Снова мы видим мудрость путей Творца: понимая невозможность исправления всего человечества, которое все больше подпадает под власть демонов, он создает посреди этого человечества маленький островок, эдакий анклав, в котором царит истинное поклонение, не оскверненное бушующими стихиями окружающего язычества. Да, этот островок долго не простоял, зато он сохранял знание о Боге больше тысячи лет, он дал миру его Слово, а также выполнил другую важную цель, о которой были сказаны такие слова:

Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49:10).

Также еще раз вспомним другое важное пророчество:

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли (Быт. 18:18).

Народ Бога должен был дать избавителя, спасителя, Мессию – и дать не одному народу, а всему человечеству. Учение об искуплении греха – тема для другого разговора, сейчас же важно увидеть, что Мессия никак не мог родиться в семье безбожных язычников. Бог не мог такого допустить. Представим, что было бы, если бы он родился у каких-нибудь ацтеков, которые совершали человеческие жертвоприношения, или африканских каннибалов, которые ели друг друга – или нас, русских, погрязших в суеверии и идолопоклонстве, как и все европейцы того времени? Нет, Мессия должен был родиться в семье праведников, поклонников истинного Бога, которая дала бы ему соответствующее воспитание перед тем, как он мог исполнить свою миссию. А могла ли такая семья появиться из ниоткуда? Любая семья – плод культуры, социума. Следовательно, должна была сформироваться целая культура праведности, состоящая из многих поколений. Такую культуру Бог и создал. В этой связи всю историю еврейского народа можно рассматривать как подготовку к появлению Мессии, о чем говорят и христианские апостолы:

Итак закон (Моисея) был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал. 3:24, 25).

Из язычества – к истинному Богу

Разве это не здорово, что нет никакого русского бога, китайского, эскимосского и еще тысяч других национальных богов, но над всем человечеством, над всей вселенной только один Творец и нет никого равного ему? Представьте, что было бы, если бы у каждого народа был свой бог: это бы значило, что богов во вселенной – тьма тьмущая, все они примерно равны по силам, причем все относительно слабы, поскольку пока ни один народ не смог поработить все остальные. Кому нужны такие боги? Кому нужен бог, который лишь один из многих? Не лучше ли найти Первопричину, стоящую за всем, что мы видим, ту одну-единственную Точку Отсчета, из которой исходят все системы координат? Разве это не более правильный и логичный путь, ведущий к самой возвышенной религии?

Если мы хотим приблизиться к такой Первопричине, мы должны отбросить любой национализм и патриотизм, вообще перестать рассуждать о религии через призму национальностей. Кто-то видит «свое, родное» в православии, кто-то – в славянском язычестве, но суть одна и та же, и эта суть в своей основе восстает против самой идее о едином Творце, о Первопричине всего сущего. Если мы ищем в религии «свое, родное», то нам уже не нужен единый и общий для всех Творец. А если мы ищем это в христианстве, то нас может постигнуть разочарование, когда мы узнаем, что происхождение христианства никак не связано с русским народом.

Что хорошего в патриотизме и национализме, какие в нем плюсы? Он причинил человечеству гораздо больше зла, чем пользы. Вспомним Толстого:

Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм может быть хороший, хотя это скорее можно бы было утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, патриотизм же чувство неестественное, искусственно привитое ему… Если патриотизм добро, то христианство, дающее мир, – пустая мечта, и чем скорее искоренить это учение, тем лучше. Если же христианство действительно дает мир и мы действительно хотим мира, то патриотизм есть пережиток варварского времени, который не только не надо возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой.

Патриотизм – это словно массовый гипноз: все понимают, что от него нет пользы, но все в него верят, потому что так принято. Но почему нельзя любить свою культуру и одновременно другие? Почему нельзя любить Пушкина и Шекспира, Чайковского и Моцарта, русскую кухню и китайскую, березки и пальмы? А Бог создал их все. Вот почему в религии патриотизм особенно неуместен. Между религией и национальностью по определению не может быть ничего общего, потому что истина может быть только одна. Не может быть несколько разных истин. Понять это подчас непросто, ведь многие из нас впитали с молоком матери прямо противоположную идею. Но христианство призывает нас думать иначе:

Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина (грека), ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:9–11)

Ветхий человек поклонялся племенному богу или богам. Новый человек поклоняется одному Богу всех – Богу, который не делит людей по национальному признаку. Это драгоценная истина, согревающая душу любого человека, ищущего Бога.

Бог всех Религия, Археология, Культура, Длиннопост