Боевое братство, или подготовка к размораживанию конфликта в Приднестровье

Последние тенденции общественно-политической жизни большинства стран постсоветского пространства свидетельствуют о крахе (по крайней мере, на данном этапе) идеи «русского мира», активно эксплуатируемой с начала 2000-ых годов политическими элитами Российской Федерации и Русской православной церковью в целом, и президентом Путиным в частности. Даже такой послушный и, казалось бы, надёжный союзник России как Беларусь в последние несколько лет демонстрирует известную строптивость по отношению к Москве, часто граничащую с открытой непокорностью. Ввиду этого и особенно в контексте российско-украинского конфликта, Кремль перешёл к тактике концентрации усилий на критических направлениях, имеющих потенциал к максимально возможной дестабилизации внутреннеполитической ситуации в тех странах бывшего Советского Союза, которые сегодня как никогда близки к выходу на новый этап сотрудничества с евроатлантическими структурами и реальной возможностью последующего вхождения в них.
Одним из таких направлений является Молдова, европейский выбор которой уже давно очевиден, но в то же время, усилиями Москвы, неизменно далёкий от своей реализации. Приднестровская молдавская республика, существующая на грани выживания вот уже четверть века лишь при поддержке России, как раз и является тем инструментом, с помощью которого Кремль прямо воздействует на Кишинев как во внутренне- так и во внешнеполитическом контексте. Однако не стоит забывать о той роли, которая отведена ПМР в дестабилизации ситуации в Украине, ведь с начала 1990-ых годов непризнанная республика была источником и перевалочным пунктом контрабандистов, организованных преступных группировок и т.д., что в значительной степени отображалось на украинских приграничных областях.
В последнее время на территории ПМР активизировалась деятельность различных национал-патриотических организаций, сформированных преимущественно из числа пророссийски настроенного местного населения. Деятельность этих организаций координируется и финансируется соответствующими структурами, целью которых является формирование и консолидация в регионе сил, направленных на дестабилизацию социально- политической ситуации на территории Молдовы и Украины.
На территории ПМР также действуют общественные движения, членами которых являются лица, имеющие опыт службы в вооруженных силах, а также лица принимавшие участие в боевых действиях. Среди них: «Боевое братство Приднестровья», Приднестровская ассоциация ветеранов войны в Афганистане, «Союз защитников ПМР», «Союз офицеров и прапорщиков ПМР», «Союз ветеранов спецназа «Днестр», Приднестровское черноморское казачье войско, «Союз десантников Приднестровья» и «Приднестровское общество дружбы с Кубой». Деятельность вышеперечисленных группировок характеризуется активной пророссийской позицией, сформированной вокруг идеи «русского мира» и всесторонней поддержки «русской весны».
С 2014 года данные общественные движения входят в состав Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», которая на сегодняшний день является наиболее влиятельной организацией ветеранов в Российской Федерации, объединяющей участников боевых действий, вооруженных сил и правоохранительных органов. Одним из основных направлений в деятельности «Братства» является организация международных форумов, круглых столов и прочих мероприятий под эгидой Международного союза «Боевого братства», в состав которого входят представители объединений ветеранов фактически со всего постсоветского пространства: из Украины, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и стран Балтии. Результатом подобных съездов Международного союза чаще всего является принятие решений преимущественно декларативного характера относительно дальнейшего объединения ветеранов СНГ в контексте единства стран бывшего Советского Союза вокруг идеи иного союза, на сей раз «Евразийского».
Национал-патриотические движения ПМР осуществляют свою деятельность согласно уставу и программным целям именно российского «Боевого братства», которое, в свою очередь, активно сотрудничает и регулярно принимает участие в материальном обеспечении структурных военизированных подразделений казачьих общин Черноморского казачьего войска, действующих во всех регионах ПМР. Черноморское казачье войско является военизированным формированием, подконтрольным пограничной службе КГБ ПМР. На его основе создан Отдельный резервный пограничный казачий полк, который входит в состав вооружённых сил ПМР и комплектуется из числа лиц, имеющих боевой опыт службы в Афганистане, Южной Осетии и Абхазии.
Из вышеизложенного следует, что в Приднестровье спешным образом аккумулируется военизировано-патриотический потенциал, преследующий две основные задачи: «разморозить» конфликт с целью дальнейшей дестабилизации внутреннеполитической ситуации в Молдове; в очередной раз подпитать патриотические чувства жителей «гордой, но несломленной ПМР», вместо проведения реальных социально-экономических реформ. Помимо этого, активность националистических элементов вписывается в общую стратегию Российской Федерации по укреплению и удержанию своих позиций на территории бывшего СССР. Играя на межэтнических противоречиях, Москва стремится не допустить дальнейшего сближения Молдовы с Европейским Союзом, а также создать наглядный пример несостоятельности подобного внешнеполитического вектора для остальных постсоветских республик. В контексте российско-украинского конфликта активизация пророссийских сил в Г1МР свидетельствует о попытке Кремля создать военный плацдарм для усиления давления на Киев, сам факт наличия которого потребует от украинской стороны значительной концентрации как материальных, так и людских ресурсов в пограничных зонах с целью недопущения проникновения диверсионно-разведывательных элементов в граничащие с ПМР области.
Учитывая недавний указ «президента ПМР» об общей мобилизации (июль 2015 года) и богатый опыт Москвы по разжиганию межэтнических конфликтов на территории бывших республик Советского Союза (Приднестровье, Чечня, Грузия, Кыргызстан, Украина), а также наличие в регионе псевдопатриотических организаций, речь о которых шла выше, данная политика России может привести к повтору вооруженного конфликта 1992 года, который унес тогда около 2000 жизней. В случае же выхода вооруженных сил Приднестровья за границы своего «независимого» государства, ПМР нарушит основные принципы своей независимости и перейдет в статус агрессора, что приведет к утрате политического мандата в международном товариществе. Хотят ли жители Приднестровья повторения обновленной версии кровавого сценария, решать им.