Блог "Жизнь с аутизмом": инклюзия или спецшкола?

(продолжение, предыдущая часть была здесь)

Блог "Жизнь с аутизмом": инклюзия или спецшкола? Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

В спецшколе намного лучше условия, но нет общения с "обычными" детьми...


У британских школьников наконец-то начались каникулы! Начались они и у моей дочки. Лиза закончила подготовительный класс своей специализированной школы и... осталась в нем на второй год.


Каждое утро учебной недели я чувствовала себя героем американского фильма: одевала свою пятилетнюю дочку в школьную форму, вручала ей сумку с книгами и термосом с обедом, а потом мы выходили на улицу перед домом и ждали, когда приедет фиолетовый школьный автобус. Да-да, школьные автобусы я до этого видела только в американских фильмах!


В обычные государственные начальные школы детей приводят сами родители (ну, или няни, в зависимости от занятости семьи), поскольку принимают туда учеников по месту жительства, и на дорогу уходит 10-15 минут.


В специализированную школу попадают дети с нарушениями развития со всего района, поэтому тем, кому ехать далеко, предоставляют миниавтобус. Кроме того, в нашей школе учится пара детей из соседнего района, и их каждый день привозят на оплаченном государством такси.


В прошлом году, когда надо было определяться со школами, перед нами встал выбор: отдать Лизу в простую школу, в класс из 30 детей, где к ней был бы приставлен личный помощник, или в специализированную, где классы значительно меньше, учителей больше, но при этом отсутствует контакт с "обычными" детьми.


Обычная школа: принять обязаны, но...


Несколько лет назад, еще не подозревая о том, что у Лизы аутизм, мы решили поселиться недалеко от начальной школы с очень хорошим рейтингом британского управления стандартами в образовании ( Ofsted), в надежде, что эта школа даст ей хороший старт в жизни.


Но когда через несколько лет мы пришли обсудить с представителем школы возможность обучения дочки с аутизмом, миссис Грант, заместитель директора по работе с детьми с нарушениями развития, недвусмысленно дала нам понять, что Лизе тут не очень-то рады. То есть, ее обязаны будут принять и выделят ей отдельного помощника, но при наличии оравы "обычных" детей учителям будет некогда особенно с ней церемониться и тянуть за остальными.


Кроме того, в школе нет необходимого Лизе логопеда и специалиста по развитию мелкой и крупной моторики, поэтому к ней будут приходить педагоги из медицинского центра (а еще со времен садика мы помнили, как сложно "поймать" вечно занятого логопеда по телефону и тем более добиться личной встречи).


Миссис Грант также предупредила, что если в подготовительном классе дети еще достаточно лояльны, то ученики классов постарше уже четко знают, с кем хотят или не хотят дружить, и скорее всего, нашей "необычной" девочке не избежать насмешек и изоляции.


И очень вероятно, что, потеряв пару лет, Лиза в итоге все равно окажется в специализированной школе, намекнула замдиректора.


Подобный ответ мы получили еще в одной хорошей по государственным рейтингам начальной школе.


Честно говоря, такая реакция руководства школ была для меня неожиданностью. Я не раз слышала о том, что в Великобритании дети с нарушениями физического или умственного развития успешно учатся вместе с "обычными" сверстниками.


Мечты об инклюзивном образовании


Я много читала об инклюзивном образовании, к тому же в садик Лиза ходила с обычными детьми, которые всегда с ней здоровались и прощались и достаточно тепло к ней относились. Несмотря на то, что периодически Лиза могла их стукнуть и даже укусить, если они подходили слишком близко или хотели вместе с ней поиграть.


В 1995 году в Британии вступил в силу закон против дискриминации людей с инвалидностью, который, в частности, обязал школы соблюдать права детей с различными недугами на получение образования наравне с другими.


Но как всегда, в теории все звучит заманчиво, а на деле оказалось, что преподаватели зачастую не имеют необходимой подготовки и совершенно не знают, что делать со свалившимися на их голову особенными детьми, и в первую очередь – с аутистами.


По данным Национального фонда исследований в области образования (National Foundation for Educational Research), учеников с аутизмом чаще других исключают из школ за плохое поведение и неуспеваемость.


Как объяснили нам в одной из лучших государственных школ нашего района, вопрос также упирается в финансирование: на помощь каждому ученику с проблемами в развитии школе необходимо "выбить" у государства средства на оплату работы специального помощника. И в целях экономии, например, ребенка могут оставить без сопровождения на время обеда или большой перемены.


"У нас был мальчик, который дни напролет проводил у раковины, открывая и закрывая кран с водой, пришлось потом перевести его в другую школу", - рассказывала миссис Грант. Мы с папой Лизы недоумевали, неужели за год учитель так и не смог найти способ отвлечь ученика от крана и заинтересовать его учебной программой?

Блог "Жизнь с аутизмом": инклюзия или спецшкола? Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Преподаватели обычных школ часто не могут уделить больше внимания "особенным" детям


Справедливости ради надо сказать, что в обеих школах, где нам вежливо отказали, есть ученики с аутизмом, просто у них он выражен в меньшей степени, чем у Лизы. Они могут как минимум выразить свои мысли и не нуждаются в постоянном сопровождении.


При некоторых школах в Британии существуют также специализированные "ресурсные" классы, в которых учатся дети-аутисты, посещая некоторые уроки в обычных классах. Это идеальный вариант, максимально приближенный к идее инклюзии. Но таких школ немного, и попасть в них крайне сложно.


В спецшколе


Поэтому, взвесив все "за" и "против", мы согласились на спецшколу, и думаю, что на тот момент это было правильным решением.


В школу, где учится Лиза, принимают детей не только с аутизмом, но и с другими нарушениями умственного развития, в том числе, с синдромом Дауна и проблемным поведением.


Любопытно, что в лизином подготовительном классе все шесть учеников - с аутизмом, причем половина из них пришли как раз после потерянного года в обычной школе.


Лизин класс также наглядно демонстрирует, что аутизму подвержены дети разных рас, вероисповедания и материального достатка, даже мальчиков и девочек получилось поровну.


В классе – один учитель и три ассистента, то есть практически с каждым учеником занимаются индивидуально.


В школе постоянно работают несколько логопедов и специалистов по моторике, с которыми очень легко договориться о встрече и подробно распросить, как продвигаются занятия с ребенком.


Внутри здания на каждом шагу – пиктограммы и специальные карточки, чтобы испытывающий сложности с речью ученик мог попросить о помощи или сообщил, что ему нужно в туалет.

Блог "Жизнь с аутизмом": инклюзия или спецшкола? Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

В конце года выдали стопку тетрадей за все четверти


Детей все время пытаются расшевелить, возят в парки, в музеи, на игровые площадки. Лиза побывала в "Леголенде", нескольких зоопарках и заповедниках, в гроте у Санта Клауса и на морском побережье. А выпускные классы каждый год проводят неделю во Франции.


В конце года нашему подготовительному классу устроили "мини-поход": после дня, полного приключений в специализированном парке аттракционов, дети вернулись в школу, где плескались в надувном бассейне, ели жаренные на углях сосиски, пели (или слушали) песни при свете фонариков, а потом заночевали в игровой юрте.


В течение учебного года я часто ловила себя на мысли, что даже мечтать не смела о том, что Лиза сможет сделать что-то из того, что ей доверяли в школе. Например, говорить в микрофон. Во время показательного выступления класса Лизе, которая говорит очень плохо и неразборчиво, доверили объявить имена всех "подготовишек" - подставили микрофон и держали перед ней фотографии одноклассников, а Лиза, как могла, их называла.


Еще дочка принимала участие в рождественской постановке "История о любопытном барашке Гари": ей досталась роль овечки, которая вышла с друзьями на лужайку и спустя минуту ушла в уголок спать. С помощью ассистента учителя Лиза вполне справилась с задачей и "спала" очень убедительно.


В тайне от школы


Одно из преимуществ нашей школы, как мне кажется, - это поддержка, которую получают не только дети, но и родители. Здесь, в отличие от обычной школы, мы все в одной лодке. Никому не надо объяснять, что не так с ребенком, у нас у всех примерно одна и та же история. Мы открыто рассказываем друг другу о своих сложностях или облегчающих жизнь находках.


Школа постоянно устраивает для родителей встречи с различными специалистами: психологами, логопедами, медицинскими работниками, на которых за чашкой чая обсуждаются проблемы агрессивного поведения ребенка, нарушения сна или приучения к туалету.


Главный же недостаток, на мой взгляд – то, что учителя очень болезненно реагируют на желание родителей попробовать зарекомендовавшие себя методики, которые школа не признает.


Так, например, наша школа категорически не поддерживает поведенческий анализ – американскую интенсивную программу по обучению детей с аутизмом, которая помогает ребенку развить необходимые в жизни навыки, в том числе и социальные.


Несколько детей в школе (в том числе и Лиза) занимаются поведенческой терапией частным образом и вынуждены скрывать это от учителей, чтобы не испортить отношения. Получается какой-то абсурд: вместо того, чтобы объединить усилия, мы вынуждены тайно учить Лизу самостоятельно одеваться, выводить буквы и считать.


По итогам года выяснилось, что Лиза плохо освоила учебную программу. Нам выдали стопку рабочих тетрадей за все четверти, листая которые, я вижу, что дочка справилась лишь с простейшими заданиями. Поэтому Лиза, как и два ее одноклассника, останется в подготовительном классе на второй год.


Я же следующий год буду думать о дальнейшем лизином обучении. Какой бы хорошей не была наша специализированная школа, мысль об инклюзивном образовании все не дает мне покоя.


Источник

Аутистические расстройства

696 постов2.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.