Бизнес по сдаче машин в аренду. Мой опыт.

Всем доброго дня. Согласно просьбе в комментариях, рассказываю про опыт  сдачи машин в аренду.

Занимаемся этим почти 2,5 года.

Лично для меня это побочная деятельность, уделять ей достаточно времени не могла, может потому теперь и продаю все.


Я сама юрист и достаточно (с моей точки зрения) успешный, работа занимает все мое время.


Весной 2016 года у меня начались проблемы с позвоночником - в итоге осенью я попала на операционный стол. Именно в этот период я сильно испугалась, что не смогу содержать семью (у меня четверо детей) - труд юриста требует постоянного движения и работать как головой, так и ногами ("ноги волка кормят"). Но я была прикована к кровати, даже сходить в туалет оказалось большой проблемой.


В это время я встречалась с парнем, который брал в аренду машины для работы в такси. Он же и подкинул мне эту идею. Я неоднократно предлагала ему начать разрабатывать тему, однако дальше пустого трепа не заходило, он тупо ленился доехать и собрать информацию о стоимости машин и кредитах, а у меня не было времени. К тому моменту я уже была ИП и только внесла изменения, добавив дополнительный вид деятельности аренду машин и пассажирские перевозки.


В этот же период у мамы в квартире появился новый арендатор Дима и через меня передавал ей деньги, мы разговорились и оказалось, что он таксист и сам ездит на арендованной машине. Я предложила ему подумать на эту тему. Он быстро собрал предложения о кредитах, информацию о получении лицензий, уже знал как подключаться к базам Яндекс такси, Убер и тому подобное.


Были рассмотрены разные случаи - покупка машины как физического лица, лизинг. Я остановилась на потребительском кредите, потому как выгоднее для очень маленького предприятия.


Летом 2016 года мы купили два первых Соляриса в кредит. Важно кредит брать одновременно сразу на несколько машин. Еще на потребительский кредит я взяла две нексии. Через несколько месяцев еще один солярис и четыре нексии в кредит уже на мужа (мне не давали). Все машины были застрахованы КАСКО + ГАП страхование.


А теперь самое интересное.


Подключиться к базам это не проблема. Получить лицензии тоже (раньше были огромные очереди, теперь все через МФЦ, хотя и дольше по времени).


Проблема - это водятелы. К 2016 году нормальные мужики, способные работать, стали уходить из такси, потому что Убер и компания обрушили цены на услуги такси, а работать за тарелку супа (порой и на это не хватало), не каждый согласится. Я уже слишком поздно полезла в эту тему.


Вообще, многие пишут как таксисты просят их отменить заказ и заплатить им наличными. И гордо рассказывают, как послали водителя и настучали агрегатору. Так вот я вам скажу: просят не от хорошей жизни, человеку эти 50 рублей, которые заберет агрегатор, они ему на буханку хлеба нужны. Не от хорошей жизни Вас просят о таких вещах. Я сама теперь когда пользуюсь убером - 200 рублей чаевых обязательно оставляю, ибо знаю, как несладко им всем сейчас приходится.


Всеми вопросами занимался Дима под процент от оборота. Поэтому сначала он сажал на водителей кого угодно, лишь бы забрали машину и не было простоя. Хотя были и очень хорошие водители, которые работали долго и платили исправно и ухаживали за машинами. Были такие случаи: куча штрафов идет за превышение. Говорю Диме: это плохой водитель, будет беда. Конечно, он разбивает машину. Дима, дабы водятел отдал долги, сажает его на другую и угадайте, что дальше? Верно, разбивает и эту. А, учитывая, что граждан РФ почти не осталось, основная масса водителей - джамшуты, которых ищи ветра в поле.


Самыми прибыльными оказались именно Нексии - аренда дешевая, также копейки в эксплуатации и ремонте (я страховала только угон и тотал), но на них и водители соответствующей категории.


Пока не набрались опыта, набили много шишек. Поначалу задержки арендной платы были катастрофические, не знаю как зарубежные водители умудряются нашим мужикам вешать лапшу на уши - но долг мог и за несколько недель накопиться, пока я не начинала стучать кулаком по столу и требовать немедленного изъятия машины. Всегда без исключения в этих случаях машина была засрана просто катастрофически, с прожженными сиденьями, грязная, оцарапанная. Это просто признак водителя гаденыша - либо штрафы за превышение, либо задержки аренды. Пришлось жестко поставить Диме условие - два-три дня, которые покрываются обеспечительным платежом и забрать машину немедленно. Никаких " у меня дети", "зарплату задерживают" и так далее. Если Дима не забирал машину - аренда за его счет.


Повторюсь, были и хорошие водители, с кем долго работали, добросовестные трудяги, но сейчас я расскажу и неприятные истории и я рада, что подстраховалась в свое время.


Было несколько случаев, когда забирали машину и исчезали. В угон не заявишь - у водителя на руках договор аренды, это гражданско-правовые отношения с судом, то есть фактически ты "подарил" машину. Поэтому еще при покупке на все машины была поставлена система Старлайн с возможностью глушить двигатель дистанционно.


Вот конкретные истории:


- взял машину, первый платеж и не платит, сначала либо смеется в трубку, что "ща переведу" или "уже перевел, жди", потом вообще не берет ее. Смотрим маяк - машина очень далеко в пригороде. Садимся и едем. Сидит курит в машине и болтает по телефону (а курить в машинах запрещено категорически), тут ребята подходят и надо было видеть лицо водителя от шока - ему в голову не приходило такое. К тому же в тот момент он один был, а здесь двое разъяренных мужиков на него. В тыкву не дали, просто отобрали ключи и документы, машину перегнали к дому. Убытка не было, все покрыл обеспечительный платеж.


- лежу вечером, дай думаю, гляну где машины. Оп-па, один Солярис в Казахстане! Да, в Казахстане мать твою. Первая мысль - никакого КАСКО я не получу без документов на машину и вторых ключей, пропала машина. Звоню Диме, ты вообще за машинами смотришь? Вызвонили водителя, он в шоке, брал машину на неделю и не думал, что мы узнаем о поездке. Набрал себе машину народу и поехал ставить штамп в паспорт о пересечении границы. Вернулся через два дня. Машину забрали, обеспечительный платеж (15 тысяч), конечно, не вернули, ибо нехрен.


- тоже поехал водитель в Московскую область (с разрешения). Набрал по камерам штрафов на 28 тысяч рублей. Пытался вернуть машину и обеспечительный платеж, а у нас уже в системе госуслуги начали всплывать штрафы, не отдаем, смотрим, сколько в итоге будет. Распечатали, ему сообщили, что деньги не вернем. Не верил до последнего. Пока не отправили его самого в ГИБДД смотреть. Заплатил со скидкой 50%, 14 тысяч, уложился в обеспечительный платеж хотя бы.


- никогда не сдавайте машины чеченцам и иже с ними. Если попались недобросовестные - забрать большая проблема. И хорошо, если заберешь. Один такой набрал долг за 3 недели, требовали вернуть авто, в итоге к старшим его обратились, привез машину сдавать в сопровождении еще нескольких машин, набитых такими как он (стаей действуют, че).


Было два раза, что машину глушили прямо на трассе, ждали, когда войдет в пробку и будет стоять и отправляли дистанционно команду Старлайн. Потом подъезжали и забирали.


Был период, когда я зарегистрировалась в качестве партнера Убер. Вообще, они придумали шикарную схему обналичивания денег и ухода от налогов и ответственности. Водитель работает на этом агрегаторе, ему капает денюжка на счет + наличные, но по факту договор у Убера с индивидуальным предпринимателем. Убер занимает позицию, что все водители работаю у ИП на трудовом договоре и Убер лишь перечисляет заработанные деньги, из которых ИП должен заплатить налоги и заработную плату водителю. Только после оплаты всего, водитель получит меньше половины заработанного. Конечно, никто на такое не соглашается и ИП снимают деньги, за удержанием небольшого процента для налогов и себя, отдавая их водителям.


В первый год три машины ушли в тотал. Убытка не было совсем, так как все выплаты по страховке получены, мы даже в такси их оформить не успели. Все три случая разные: один водитель уснул и врезался в отбойник, снес нос машины; другой водитель на перекрестке влетел (он не виноват), третий водитель тоже на перекрестке (но оказался виновен).


Здесь еще один подводный камень - надо понимать, что хоть за рулем сидел другой человек, ответственность за все несет собственник машины. Пострадавшему водителю выплатили за его машину по ОСАГО 400 тысяч рублей, а на меня он подал в суд еще на 300 тысяч рублей (до полной стоимости машины). Там и сам водитель-виновник готов был возмещать, он чудом выжил в аварии. Но через месяц он шел по стройке и ему на голову упал строительный мусор - смерть на месте.


Конечно, для меня было бы позором проиграть собственный суд. Поэтому подняла всю практику и все бумаги. Обязательно подписывайте договор аренды и пишите доверенность! Это спасло меня, я доказала, что машина находилась во владении другого лица и именно водитель-виновник должен нести материальную ответственность. Решение еще не вынесли, но после того как я притащила судье стопку решений по аналогичным делам, Истец и его адвокат перестали приходить в суды (какой смысл тратить деньги на бесперспективное дело). Так что я выиграю это дело, не сомневаюсь даже.


ВАЖНО: машина во владении другого лица не просто потому что за рулем другой, а должно быть оформлено бумажкой - доверенностью или договором аренды.


Еще в 2016 году страховые отказывались давать КАСКО для такси. Но люди и это обходили - Верховный суд четко объяснил, не имеет значения, вписан был водитель в полис или нет, застрахована сама машина по КАСКО, поэтому платить надо. Отказать таксишным можно было, но и это надо доказать. Даже наличие лицензии у машины не было доказательством - достаточно собственнику сказать, что в этот момент машина для такси не использовалась.


Ну и понятно, что не надо разрешать наносить какие-либо знаки такси на машину.


В 2017 году Дима уехал на заработки вместе с семьей в другой регион - такси перестало кормить, денег едва хватало. Я стала наблюдать судебные процессы как банкротились целые компании, набравшие в лизинг машины. Рынок упал и очень серьезно.


Убер раньше держал хоть какую-то планку по требованиям к машине и водителям, но в 2017 году стали допускать старые машины, самые настоящие ведра, к водителям никаких толковых требований. И хотя вступил в силу закон, что только с российскими правами можно осуществлять перевозки пассажиров, убер никого так и не проверил и не исключил ранее набранных водителей.


В этот же год мы сошлись с бывшим мужем и все дела по аренде машин я передала ему. Все пошло весьма неплохо, он въехал в тему и начал работать. Новые машины мы не покупали - я интуитивно чувствовала, что этого не надо делать.


Из-за усиления кризиса также падал рынок недвижимости. У нас рядом с Питером 30 метровую студию можно было купить за 1 400 тысяч. Мы продали солярисы и купили в уже построенных домах две студии в ипотеку. Если взять все расходы на машину - страховки, резина, текущее обслуживание, ремонты + геморрой с водителями, выгоднее иметь эти квартиры и сдавать в аренду. Ипотечный платеж всего 9 000 рублей и на 4 года, так что справимся.


На сегодня у нас осталось 4 нексии - все 2013 или 2014 года выпуска, но три из них фактически приобретены в салоне новенькими в январе 2017 года.


Все кредиты за машины еще в прошлом году были выплачены досрочно.


Весной этого года я получила два выгодных контракта по своей работе, втянула мужа помогать (объективно, мои контракты приносят почти миллион в месяц, чем эти машины). Времени заниматься арендой больше нет, поэтому есть мысль продать все четыре машины.


Чем еще заняться не придумала. Моя сфера услуг - юриспруденция, тоже штука скользкая, благодаря всем этим реформам я зарабатываю весьма неплохо (у меня об этом в блоге написано), но рано или поздно и этот рынок встанет. Хотя сейчас предпринимаются все меры по ограничению конкуренции - хотят ввести тотальный институт адвокатуры, но и ценник на услуг в этой ситуации взлетит до небес. Так что любую копеечку пока вкладываю в квартирки-студии и образование своих четырех детей.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Мне всегда казалось, что сдавать квартиры в аренду - это так себе затея. Квартиру за 2млн купи и за 13тыс сдавай. Выгода 150тыс в год. Это всего 7% от стоимости вложений.
Да, недвижимость со временем дорожает, но вот у нас уже 4 года кризис и цены на квартиры стоят на месте.
раскрыть ветку (22)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я сейчас квартиру, купленную за 1,8 млн слаб за 16 тысяч плюс коммуналка. Пригород рядом с питером, объявление об аренде дольше трёх дней не задерживается - сразу забирают. Очень хорошая прибыль, учитывая нашу экономику. А 30 метровые студии по 1.4 млн буду сдавать за 15 тысяч.

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А я правильно понимаю, что на действующее ИП оформляешь машины (кредит или лизинг), на каждую машину оформляешь лицензию, сам их подключаешь к агрегатору и в таком виде уже сдаешь в аренду, а водитель сам привязывается к какому-то таксопарку? (регион - Москва). Как раз рассматриваю эту тему. Благодарю, если ответите.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не совсем так. Машины с лицензией лучше сдаются в аренду, поэтому надо зарегистрироваться ип и получить их (это очень-очень просто). Но если машин не больше пяти, то нет смысла - расходы на содержание ип не имеют смысла. Просто сдаёте машину в аренду, а Водитель сам получит лицензию.

Что касается агрегаторов, то водители сами подключаются к кому хотят. Вы этим не занимаетесь.

Ещё вариант, если вы ип все-таки, надо подать заявление на соответствующее налогообложение по пассажирским местам, а не 6% с оборота. Вы заключаете договор с агрегатором и они перечисляют вам деньги, заработанные водителями, вы их снимаете и удерживаете аренду, остальное водителям отдаёте.

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Везет вам. У нас в Краснодаре сдаем студию 30м ценой в 2млн за 13тыс и это нормальная цена. В аренду тоже быстро сдается. Буквально за один день может уйти.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

У нас также, я просто в тему попала, сейчас такое и не найдешь

Автор поста оценил этот комментарий

грубо за 10 лет окупится - отличный бизнес!

раскрыть ветку (14)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Но и квартира останется.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, верно, останется. У машин чудовищный износ.

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, в каком-то сегодняшнем посте читал про неадекватную арендодателя, которая за день выгнала арендаторов. Так вот, в комментариях пишут, что если арендатору сменить замки и слать всех лесом, ссылаясь, что вот договор, я тут и живу, выселить можно только через суд. А там приставы, подмаслить и прочее-прочее на год вперед. Вопрос. Как арендодателю грамотно сдавать квартиру, чтоб не попасть в подобную ситуацию?

раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Так как у меня опыт по сдаче своих квартир в длительную аренду есть и я сама юрист, то:

- сначала показываю квартиру, радую тем, что не надо залог вносить и не надо платить комиссию. Просто за месяц платят и живут.

-когда все понравилось - так и говорю честно: никаких договоров не подписываю, я юрист и вам договор не поможет, а мне гемор создаст. Вот вам ключ от нижнего замка, у меня остается от верхнего. Если Вы не платите аренду, я не напоминаю даже, не пишу и не звоню, я прихожу 6 числа и закрываю второй замок. Все. Приходите только с деньгами - платите и живите дальше.

Важно понимать, что с договором аренды вам вскроют закрытые замки, а без него - уголовка (ну это тоже вилами по воде писано, но люди боятся).

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А как вопрос решаете в случае порчи имущества? И с налогами?

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

в случае порчи скажу честно: водители предпочитают смываться. Я вчера прочитала истории парня из Польши, который сдает машины. Он  тщательно подбирает водителей и у него в случае аварии возместил водитель вред. У нас редко такое бывает. При тотале используется каско, при других авариях - нексии ОЧЕНЬ дешевые в ремонте, разумеется и ремонт в гараже у друзей, а не  в сервисе. Ребята работают быстро и качественно.

Налоги копеечные. Если ты работаешь с агрегатором, то я открывала отдельный счет и туда перечислялись деньги, я платила только вмененку с пассажироместа. Разумеется, никаких трудовых договоров с водителями не было и быть не могло - ни один из них не согласится отдавать половину своего заработка на налоги государству. За аренду машин платили наликом. Вообще, у меня налогами не было проблем, у меня 6% с оборота это если аренда, а если деньги от агрегатора, то уже писала, копеечная вмененка с одного места пассажира.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Эммм... Я про квартиры, про арендаторов.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

здесь ветки криво видно, не понимаешь, в чем дело. По аренде квартир - нет порчи имущества как такового. Если я заселяю нового арендатора и ему не нравятся ободранные обои - ему предлагается самому поклеить какие он хочет на сумму 2000 рублей в счет аренды. Имущество все очень и очень недорогое, не жалко. К тому же муж у меня с руками, все может починить. На самом деле как таковое портят только дети и только обои. Если не хватает техники - вот новый арендатор заезжал, нет роутера, а ему надо. Покупай в счет аренды и ставь. Вот и все. Ну потом роутер остается мне. Когда квартира сдается с  нуля, я предлагаю арендатору 10 тысяч в первые пол года, пока заполнение мебелью идет и он может сам купить что посчитает нужным также в счет аренды. Очень много мебели и техники на авито за копейки продается. Можно купить что угодно.

Мне просто нет времени возиться с этими мелкими ущербами (а больше и не бывает). я хорош зарабатываю и сейчас делаю плацдарм на старости лет или кризис. И с арендаторами квартир везет на самом деле, кроме случая, когда въехала девушка, которая устроила там веселую жизнь соседям и ночами не спал весь дом, я узнала об этом спустя 2 месяца (меня нашли соседи, хотя это не проблема через управляющую компанию). Я им предложила самим найти арендатора и потом уже не жаловаться. Так и сделали. Девушку в течение пяти дней на выход и они привели паренька снимать. Никаких проблем нет.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Я сдавала 12 лет одному арендатору, договор был только на 1й год. 😅Про договор для меня новость😅. Про уголовку не совсем поняла, какие риски и для кого????

Автор поста оценил этот комментарий

А сейчас на 2021 по чем сдаете квартиры, вы же под Спб Я так понимаю? Думала сейчас купить несколько объектов в МО, возможно Спб, хотела в Сочи, но цены там сейчас космоссссс с прошлого года

Автор поста оценил этот комментарий

Ну мб иногда стоит посмотреть на параметр "не потерять". Когда рубль ухнул в 2 раза, то вклады на счетах ухнули в 2 раза, а стоимость квартир просто осталась на месте. Да доходность от этого "вклада" ниже, но зато надежность выше, ну и в определенный момент - это может стать неплохим подспорьем для 4 детей ТС.


Опять же можно сдавать посуточно или покупать под сдачу коммерческую недвижимость, там доходность выше.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Про "не потерять" - это понятно. Но в посте ведь речь о бизнесе, а не о сохранении денег. Мы тоже вкладываем только в недвижимость. Банкам доверия нет. Но и какого-то дохода от квартир не ждем.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку