Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов.

Друзья, к сожалению, в плане истории русской армии у меня сейчас полнейшая стагнация, а посему решил пока рассказать вам про Битву за Атлантику 1939-1945 г.г.

Эта тема меня интересует уже очень долгое время, сперва я начал интересоваться Кригсмарине и их подводными лодками, затем пришла очередь надводных кораблей, ну а не так давно я начал еще изучать историю Королевского ВМФ в ВМВ.

Хочу сразу сказать, что данный пост не пропагандирует нацизм и прочие идеологии.

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

Сперва я бы хотел рассказать про ВМФ Германии - Кригсмарине.

Kriegsmarine, получили свое название после прихода к власти нацистов, в 1935 году. На этот момент (флот до этого именовался Рейхсмарине) в его состав входили корабли в большинстве своем устаревшие остатки Кайзерского флота Первой Мировой войны.  

Версальский мирный договор.

По итогам ПМВ в 1918 году союзники навязали Германии ограничения, закрепленные Версальским договором. Касательно флота - был наложен запрет на воссоздание подводного флота и на создание морской авиации. Из надводных кораблей было разрешено оставить несколько броненосцев додредноутовского типа (тип "Дойчланд") - "Шлезвиг-Гольштейн", "Шлезиен", "Ганновер", "Дойчланд". Не более 6 крейсеров, около 24 эсминцев. Германии было разрешено строить новые корабли, но на них также накладывалось ограничение. Все новые линкоры должны были иметь водоизмещение не более 10000 т, крейсера 6000 т. Причем, что бы ввести новый корабль в строй необходимо было вывести из строя старый, т.к. численность флота строго регламентировалась.

Накладывались ограничения и на калибр - линкорам разрешалось иметь калибр главных орудий не больше 280 мм, крейсерам - не более 150 мм.

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

Броненосец "Шлезвиг-Гольштейн"

Естественно, что такие ограничения исключали Германию из числа Великих морских держав, а флот превратился из "флота Открытого моря" во флот берегового охранения.

Первым новым кораблем, спущенным на воду в послевоенное время стал легкий крейсер "Эмден" (водоизм. 5700 т.) в 1925 году.

Также, по программе обновления флота были заложены три легких крейсера тиа К - "Кенигсберг", "Карлсруэ", "Кельн". Все они были введены в строй в 1927, 1927, 1928 г.г. соответственно.

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

Лгк. крейсер "Кельн" на испытаниях

Позже вступили в строй и лгк. крейсера типа "Лейпциг" - "Лейпциг" и "Нюрнберг" в 1929 и 1933 г.г. соответственно.

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

Крейсер "Нюрнберг"

Версаль накладывал ограничения и на численность людского состава в флоте. Поэтому после окончания войны на флоте остались одни из самых опытных людей, которые смогли передать опыт новому поколению моряков, коих в 1920-х годах было не много.

В 1920 произошел Капповский путч. Многие флотские офицеры были смещены со своих должностей. В их числе был и Эрих Редер, которму уже на тот момент было 44 года. До ПМВ он некоторое время служил штурманом на личной яхте кайзера "Hohenzollern". Во время ПМВ принял участие в Ютландском сражении, а с 1917 года - начальник штаба командующего крейсерскими силами адмирала Хиппера. (Стоить сказать,что Э. Редер владел английским, испанским и русским языками.) Уже в 1922 году он контр-адмирал.

В 1928 году вскрылось тайное финансирование флота в обход Версальским ограничениям ("скандал Ломанна"), в результате которого был вынужден подать в отставку командующий Рейхсмарине адмирал Ценкер. Новым командующим был назначен Э. Редер.

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

Эрих Редер

Поскольку Германии было запрещено строить подводные лодки (ПЛ) и авиацию, немцы пошли таким путем. На деньги, которые тайно выделялись на финансирование флота, в обход бюджета (а после прихода Редера они были "легализованы" - добавлены в бюджете в секретные расходы), была куплена голландская судостроительная фирма, штат которой составили инженеры и офицеры флота, уволенные в запас. Весь накопленный опыт они оттачивали и дополнял, проектируя лодки для других стран, некоторые легли позже в основу уже своих лодок II, VII и IX серий.

Также в самой германии была создана Школа противолодочной обороны, которая стала готовить, в том числе, и будущих подводников.

В 1914 лгк. крейсер "Бреслау" передается турецкому флоту на Черном море. В составе его экипажа прибывает и лейтенант Карл Дениц. В 1916 году был авиационным наблюдателем в Дарданеллах, однако уже в этом году возвращается в Германию, где проходит курсы подготовки офицеров-подводников. В 1918 году - он уже командир UC-25. Позже, командуя UB-68, при атаке конвоя его лодка была потоплена, а сам Дениц со своим экипажем попадает в плен.

Вернувшись из плена в 1919 году, возвращается на службу во флот, где командует миноносцами, затем назначен командиром крейсера "Эмден" в 1934 году. А в 1935 году он назначается командиром первой флотилии ПЛ "Отто Веддиген".

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

Карл Дениц

К концу 1920-х ухудшились отношения с Польшей, и вопрос об обороноспособности страны встал особо остро. Имеющиеся в распоряжении Германии тяжелые силы явно не отвечали требованиям своего времени, и командование ВМФ предложило построить серию линкоров, естественно, отвечающим требованиям Версаля. Однако, в рейхстаге против этого выступили социалисты, мотивируя это тем, что в стране не хватает денег. "Что важнее - голодные дети, или новенький линкор?". Однако, после долгих дебатов, рейхстаг согласился выделить на это деньги, и на свет появился проект линейного корабля типа "Дойчланд".

Уникальный в своем роде проект, заставивший немецких конструкторов, экономя в весе везде где можно, уместить в водоизмещение параметры настоящего линкора. Из-за этого, корабль получил две трехорудийные башни калибром 283 мм - достаточно мощный аргумент, однако бортовая броня составила всего 80 мм. Главное требование к кораблю было сформулировано примерно следующим образом - быть достаточно мощным, что бы справится с крейсерами противника и достаточно быстрым, что бы уйти от более мощных линкоров. Поэтому в качестве силовой установки были выбраны 8 дизельных двигателей фирмы MAN, позволявшие развить скорость до 29 узлов. Броня крейсера и вооружение линкора способствовали тому, что данный проект в итоге получил прозвище "карманный линкор".

Было заложено три корабля - "Дойчланд", "Адмирал Шеер", "Адмирал граф Шпее". Вступили в строй в 1933, 1934, 1936 г.г. соответственно.

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

Карманный линкор "Адмирал граф Шпее"

Не отставали в развитии и эсминцы. Отдавая отчет в том, что Рейхсмарине весьма малочислен, по сравнению с флотами потенциальных противников, конструкторам были предъявлены требования, согласно которым новые эсминцы должны были превосходить подобные образцы противника по скорости и артиллерийскому вооружению. Так появились эсминцы типа 1934, 1934А и 1936.

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

Эсминец Z-2 "Георг Тиль" (проект 1934)

Собственно, примерно так выглядел флот Германии на момент прихода к власти нацистов. Пару слов хочу добавить относительно личности Э. Редера и его роли в развитии флота. Редер был настоящим моряком, и старался всячески повысить престиж флота не только в глазах немцев, но и в мире. Он старался всячески уберегать флот от любых политических течений, которые присутствовали в Германии в 20-30-х годах, будь то социалисты или нацисты. Именно поэтому, до сих пор историки выделяют тот факт, что флот, в отличие других родов войск, практически до конца войны оставался самым аполитичным. Понимая, как важны морские традиции (в отличие от Королевских ВМФ, которые имели 300 лет истории и таких ярких исторических личностей, как Нельсон и Дрейк, немецкий флот был очень молодым), Редер старался всячески сохранить то, что осталось от кайзерского флота и приумножить их. Все это стало результатом того, что флот практически не запятнал себя преступлениями нацистского режима (Э.Редер и К.Дениц, в отличие от других нацистских деятелей, на Нюрнбергском процессе получили лишь тюремные сроки, а не виселицу, потому как практически ничего предъявить против них смогли), а моряки и офицеры вызвали уважение со стороны своего противника.


О подготовке флота к войне и Королевских ВМФ расскажу в следующих частях.

Битва за Атлантику. Начало развития немецкого флота до прихода нацистов. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Рейхсмарине, Война, Вторая мировая война, Длиннопост