Битва при Марафоне – триумф эллинского духа

Битва при Марафоне - это одно из крупнейших сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 года до нашей эры неподалеку от греческого города Марафон, расположенного приблизительно в 42 километрах от Афин.

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Вначале несколько слов об обстоятельствах, приведших к этой битве. Конфликт между греками и персами начался в 499 году, когда греческие полисы на территории Малой Азии, находящиеся под властью персидского царя подняли восстание. Восставшие попросили помощь у свободных греческих полисов. Но откликнулись лишь Афины и Эретрия, направившие на помощь 25 своих кораблей. Восставшим, совместно с афинянами удалось захватить и сжечь столицу лидийской сатрапии – Сарды. Однако персы подавили восстание и афинский экспедиционный корпус, понеся существенные потери, вынужден был вернуться восвояси.


Дарий. Изображение на вазе

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Царь Дарий был взбешен. Он рассматривал случившееся как предательство афинян, которые в 507 году до нашей эры присягнули ему на верность и, вроде бы согласились признать суверенитет Персии над Афинами. Говорят, что каждый вечер, прислуживающий ему раб, должен был напоминать ему за ужином «Помни об Афинах». Кроме того, инцидент с Афинами был хорошим поводом для захвата всех разобщенных греческих полисов.

В 491 году до нашей эры Дарий отправил послов во все независимые полисы с требованием «земли и воды», то есть, изъявления покорности и признания власти персов. Большинство крупных полисов приняли эти требования. В Афинах же послы были преданы суду и казнены, а в Спарте их сбросили в колодец, предложив взять оттуда и землю и воду.

В 490 году персидская армия отправилась в Грецию. Первым объектом вторжения стала провинившаяся Эретрия, которую персы после недолгой осады взяли. Далее путь персов лежал на Афины.

По совету находившегося в составе их армии бывшего афинского тирана Гиппия персы высадились на равнине неподалеку от Марафона. Это решение имело ряд преимуществ. Во-первых, не нужно было рисковать, высаживаясь под Афинами в сфере действий афинского флота и афинской армии, которые могли напасть на армию вторжения.


Персидские суда в Марафонской бухте. Реконструкция

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Во-вторых, персы хотели за несколько дней привести войска в порядок, а кавалерийских лошадей откормить на богатых пастбищах Марафонской равнины, чтобы снять с лошадей стресс от морского путешествия, а после этого, по удобным дорогам, с отдохнувшей армией направиться под стены Афин.

Однако афиняне не стали ждать персов и отправили армию к месту персидской высадки – под Марафон, где и состоялась битва. Прежде чем описывать это сражение, я традиционно охарактеризую организацию, вооружение и командование двух противоборствующих армий.

Относительно численности персидской армии при Марафоне существуют различные мнения. Геродот не назвал количество персидских воинов, и это позволило разыграться фантазии последующим эллинским и римским историкам. У некоторых эта фантазия была воистину неуемной, потому что назывались цифры от ста до шестисот тысяч человек. Современные историки намного скромнее и оценивают численность персидской армии в 19 тысяч пехоты и 1 тысячу конницы.

Персидская конница участия в сражении не принимала. Поэтому о ней говорить не будем. Что же собой представляла персидская пехота?


Персидские воины. Реконструкция

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

При Марафоне персидская армия состояла из персов и мидян, а также ополчений покоренных народов фракийцев, армян, сирийцев, представителей скифской народности – саков и других.

Персидские отряды представляли собой профессиональных воинов, по-преимуществу лучников и копейщиков, сравнительно неплохо подготовленных. Войско делилось на тысячи, которые, в свою очередь, делились на сотни, состоявшие из десятков (именуемых датхабам).

Каждый датхабам разворачивался в небольшую колонну во главе с датхапатисом (десятником). Он держал в руках щит – спару, представляющую собой прямоугольный кусок кожи, натянутый на плетеную основу из лозы; такой щит закрывал тело от плеча до лодыжки.

Датхапатис был вооружен копьем, длиной около одного метра восьмидесяти сантиметров. За десятником стояли воины его отделения, вооруженные луками.

Таким образом, фронт персидского войска представлял одну шеренгу копейщиков, закрытых большими щитами и 9 шеренг лучников. Если датхапатиса убивали, лучники оборонялись от наседающих врагов с помощью коротких мечей – акинаков, длиной в 40-60 сантиметров, возможно перенятых персами у скифов. Главным оружием пехотинца был лук, бивший на 150-200 метров и способный пробить на короткой дистанции панцири греков. Похоже, никаких защитных доспехов персы не имели, по крайней мере, их не заметно на многочисленных барельефах. Хотя, по мнению некоторых исследователей, персы могли носить эти доспехи под туникой.


Рельеф из Суз с изображением «бессмертных»

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Элитную часть персидской армии составляли, так называемые «бессмертные», которых в персидской армии насчитывали 10 тысяч и их отряд, очевидно, был на поле боя при Марафоне. По одной из версий, это название произошло в результате того, что Геродот перепутал персидские термины «товарищи» и «бессмертные».

Другая версия объясняет происхождение названия тем, что, как только кто-то из «бессмертных» погибал, его заменяли другим, тем самым поддерживая число «бессмертных» постоянным.

Они были вооружены точно так же, как и прочие пехотинцы, лишь вооружение и одежда отличались богатой отделкой, часто изготовленной из золота. Кроме того, копье каждого датхапатиса «бессмертных» было украшено золотым гранатом, помещенным на противоположном от острия конце копья, для равновесия. У остальных членов его десятки эти гранаты были серебряными.

Как и бойцам многих профессиональных армий, персидским воинам был присущ высокий корпоративный дух и ясное понятие о воинской чести. Поэтому во многих сражениях они сражались весьма упорно, и это отметил даже Геродот (что для грека, презиравшего «варваров» сделать было весьма непросто).


Этническая принадлежность воинов армии Дария. Стела установлена на могиле Дария

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Кроме персов и мидийцев персидское войско набиралось из подвластных народов, причем каждое из подобных военных соединений использовало свое традиционное оружие, построение и тактику.

По-видимому, многие из этих соединений включали лучников. Арабские лучники использовали составной лук, а фракийцы были вооружены маленькими круглыми щитами, метательными копьями и короткими кинжалами (возможно, что их отряды составляли основу многочисленной легкой пехоты). Кроме того, в состав армии были включены гоплиты из греческих городов Малой Азии, которые, как и прочие греки, составляли фалангу и по боевым качествам не уступали прочим греческим гоплитам.


Гоплит

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Численность греческой армии в Марафонской битве составляла 9 тысяч пехоты и тысячу всадников. В битве были представлена армия Афин и 400 воинов из союзного полиса – Платей. Афинская армия представляла собой народное ополчение граждан от 17 до 59 лет. Обычно армия состояла из конницы, в которой служили наиболее зажиточные граждане, тяжелой пехоты – гоплитов и легкой пехоты – пельтастов, рекрутировавшихся из беднейших граждан. В марафонской битве пельтасты участия не принимали. Все вооружения и амуниция воина приобретались за собственный счет. Очень сильной стороной афинской армии было высочайшее чувство патриотизма и некоторого презрения к армиям восточных «варваров».

Вооружение гоплитов было совершенно единообразным, что выгодно отличало афинскую армию от разношерстной персидской.

Важной деталью снаряжения гоплита служил щит, под названием гоплон, от которого, собственно и пошло название гоплита. Гоплон представлял собой круглый, слегка выпуклый щит, делавшийся из дерева и целиком покрытый бронзой, диаметром от 80 до 100 см.

Он имел двойную ручку, состоявшую из кожаного ремня или металлической полосы по центру, под которую просовывали руку до локтя, и веревочной или кожаной рукоятки у противоположного края.


Гоплон с внутренней стороны

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Щит можно было закрепить на предплечье, а его выпуклая форма позволяла носить его на плече. Такой щит носить было легче, чем щит с одной ручкой, хотя им нельзя было столь же свободно манипулировать.

Гоплон неизменно украшали гербом — мордами горгон, минотавров и других известных грекам чудовищ. Спартанцы же ввели строгое единообразие: на своих щитах они помещали только лямбду, начальную букву имени лакедемоняне.


Коринфский шлем

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Другой отличительной чертой снаряжения гоплита был шлем. Известны несколько типов греческих шлемов. Самым распространенным был шлем коринфского типа, полностью закрывавший голову и лицо. Он имел Т-образную щель для рта и глаз, а позднее и выступ для защиты носа.


Аттический шлем

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

В позднем коринфском варианте шлема были сделаны прорези для ушей, чтобы улучшить слышимость. Аттический шлем не закрывал лицо полностью, но имел прикрепленные пластины, защищавшие щеки. Кроме них употреблялся шлем иллирийского типа, защищавший голову и щеки, но не лицо.


Мускульный панцирь

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Из защитного вооружения следует отметить панцири двух типов. Первый тип – так называемый «мускульный» панцирь, стилизованный таким образом, чтобы подчеркивать, иногда в гипертрофированном виде – мускулатуру. Он состоял из нагрудной и спинной частей, скрепленных петлями, иногда с полукруглой, свисающей с передней части, пластиной для защиты паха.

Более поздний тип панцирей был изготовлен из нескольких слоев льняной ткани, склеенных вместе, толщиной около 5 сантиметров. Он состоял из корсета, закрывающего торс и плечи, а также юбки, закрывающей нижнюю часть живота, обычно разделенной на птериги (крылья), чтобы не сковывать движения.


Гоплит с копьем

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Оборонительные доспехи гоплита завершали бронзовые наколенники, часто воспроизводившие мускулатуру ноги.

Основным оружием гоплита было копье – дори, диаметром в 5 сантиметров и длиной до двух с половиной метров с древком из ясеня или кизила с железным листовидным наконечником. Для уравновешивания на задней части древка был установлен еще один железный наконечник. Он служил противовесом, а также для уничтожения упавших врагов и вдобавок мог быть использован в бою, если основной наконечник ломался.


Ксифос. Современная реконструкция

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Вооружение гоплита дополнялось мечом. Использовались два вида мечей: ксифос – прямой обоюдоострый меч длиной около 60 сантиметров и копис – меч, заточенный по внутренней грани клинка, для нанесения рубящих ударов. Мечи использовались как вспомогательное оружие ближнего боя, и употреблялись в исключительных случаях, основным же оружием гоплитов оставалось копье.


Копис

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Главную силу армиям греческих полисов придавала фаланга – боевой строй тяжелой пехоты, представлявшее собой построение воинов в несколько шеренг. Гоплон прикрывал лишь левую часть воина, однако выдававшаяся часть гоплона прикрывала соседа слева, и в результате образовывался плотный ряд с перекрывающими друг друга щитами, при этом щит каждого воина прикрывал и незащищенный правый бок его соседа.

Все это сооружение, ощетинившееся копьями, давило всей массой на противника, и если его воины не были построены в фалангу, неизменно продавливала фронт врага, которому оставалось лишь убегать или погибать, не нанося ни малейшего урона противнику.


Греческая фаланга

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Ахиллесовой пятой фаланги были фланги. В случае удара противника во фланг фаланги строй ее ломался, и она была обречена на поражение. Поэтому фланги старались либо защитить кавалерией, либо еще лучше, найти такое поле боя, которое позволило бы обоим флангам фаланги упираться в естественные препятствия: овраги, реку, болото и тому подобное.

Поэтому, когда, во многих фильмах, показывают, как греческие гоплиты героически бьются в одиночку с врагом, копьями и мечами, а затем выигрывают битву – это неправда. Попробуйте сами, поскачите с мечом, имея на левой руке тяжеленный неповоротливый щит, удержанием которого занята вся рука. Да и в индивидуальном бою персидский профессиональный воин, наверное, будет посильнее греческого ополченца.


Сократ в битве при Потидее спасает раненого Алкивиада. Художник П. Басин

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Вспомните мой рассказ о Сократе. В молодости он был скульптором, но в качестве гоплита участвовал в нескольких битвах, и в одной из них даже отличился. Думаю понятно, что у него было немного шансов победить в единоборстве профессионального персидского воина, который кроме битв ничем больше не занимался, имея к тому же, крайне неудобный для единоборства щит.

Реально бой происходил так. Фаланга мерной поступью двигалась вперед. Противник, видя перед собой щетину копий, против которой совершенно бесполезны и небольшой меч, и короткое копье, пытается отступать. Но ничего не получается – задние шеренги напирают. Поэтому фаланга просто хладнокровно убивает беззащитных противников, добивая упавших обратной стороной копья. Неизбежно начинается паника, управление войсками утеряно, каждый сам за себя. Все бегут, спасая свою жизнь.

А если дело дошло до индивидуальных стычек, как это показывают в фильмах – это сигнал того, что строй фаланги сломан и скорее всего, эта фаланга будет уничтожена.


Македонская фаланга

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Описание спартанской фаланги дал Ксенофонт, но вот как были устроены фаланги других греческих полисов, мы не знаем. Известно лишь, что афинское войско было поделено на 10 таксисов, под командованием таксиархов, которые представляли десять афинских демов. Численность таксисов, естественно была разной, в соответствии с различной численностью граждан в деме.

Из описания противоборствующих армий понятно, что для достижения успеха персидская армия должна была навязать бой грекам на дальней дистанции. В ближнем бою шансы выстоять против напора греческой фаланги были крайне невелики, и противостоять решительной атаке тяжелой пехоты они не были способны. Будучи вовлеченными в рукопашный бой с греками или македонянами, персы оказывались в невыгодном положении из-за отсутствия доспехов и вследствие отсутствия боевой слаженности и дисциплины на поле боя.

Что касается командования персидской армии, то здесь все было благополучно. Командующим был назначен сын сатрапа Лидии и племянник Дария Артаферн, то есть, имел место явный непотизм, поскольку критерием при выборе командующего были не деловые качества, а степень родства с царем. Однако вторым командующим назначили Датиса – опытнейшего военачальника, принявшего участие во многих битвах. Он и руководил персидской армией при Марафоне, то есть в персидской армии было обеспечено четкое единоначалие.

Намного более кислым было положение в афинской армии, и вызвано это было некоторыми издержками афинской демократии. Здесь, как и в прочих отраслях государственного механизма, управление осуществляла коллегия из 10 стратегов. Решения принимались коллегиально, и ни один командир не имел большего веса, чем другой. Причем, армией стратеги управляли по-очереди, и если бы битва пришлась бы на тот момент, когда очередь командовать досталась бы полному неумехе, афинянам пришлось бы несладко. Среди стратегов выделялся Мильтиад – афинский гражданин и тиран Херсонеса Фракийского. Ему, в конце концов, и довелось командовать афинской армией в битве под Марафоном.


Место битвы под Марафоном сегодня

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Место боя – Марафонская равнина располагалась на берегу залива Марафон.

Имеет форму серпа, длиной около 9 километров, шириной от двух, до трех с половиной километров. Часть равнины занимает обширный овраг и болото, непригодные для ведения боевых действий и это сделало весьма затруднительной атаку персидской кавалерии, которая так и не приняла участие в битве.

Итак, в начале сентября 490 года до нашей эры, афинская армия, в сопровождении союзников из Платей заблокировала выход из равнины Марафона чтобы не дать персам двинуться вглубь страны.


Памятник Филиппиду по дороге в Марафон

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Афиняне направили также выдающегося бегуна Филиппида в Спарту с просьбой о помощи. Спартанцы обещали послать 2000 воинов, но немного погодя. Как раз в это время они отмечали праздник Карнейа в честь Аполлона Карнейоса, продолжавшийся до полнолуния. На период празднования объявлялся «священный мир» и спартанцам было запрещено вести боевые действия до его окончания. Спартанцы могли выступить лишь после восхода полной луны, и это задерживало выход спартанского войска, по крайней мере, на несколько дней.

Две армии стояли на марафонской равнине уже пять дней, и ни одна из них не решалась начать боевые действия. Почему не нападала персидская армия, остается лишь гадать, хотя некоторые исследователи высказали на этот счет несколько предположений. По их мнению, персы решили сковать греческую армию на Марафоне, а свою кавалерию погрузить на суда и направить под Афины, с тем, чтобы захватить их внезапным ударом. Якобы греческая армия ударила тогда, когда стало ясно, что персы грузят коней на корабли. Этим и объясняется отсутствие кавалерии на поле битвы.

В афинской армии, когда стало ясно, что поддержки от Спарты в ближайшее время не будет, часть военачальников стали отстаивать мысль о необходимости отказаться от битвы и отвести армию для обороны Афин.


Мильтиад

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

На военном совете мнения разделились: пятеро членов коллегии стратегов высказались за отказ от битвы, другие пятеро, во главе с Мильтиадом высказались за немедленное начало битвы, не дожидаясь помощи от спартанцев. Поскольку голоса разделились поровну, все зависело от еще одного члена совета – полемарха Каллимаха. Здесь снова необходимо дать разъяснение; полемарх - это один из членов коллегии архонтов, собственно третий архонт, возглавлявший армию. Но коллегия архонтов возглавляла правительство Афин в более ранние времена, а к моменту описанных событий, эта коллегия власти особой уже не имела, вопросы руководства армией целиком находились в руках коллегии стратегов, а должность полемарха была почти церемониальной, схожей с ролью президента в парламентских республиках. Но, тем не менее, полемарх традиционно считался членом военного совета и его голос учитывался. Мильтиад выступил на совете с пламенной речью и убедил Каллимаха. Было принято решение дать сражение.

На следующий день очередь командовать армией дошла, наконец, до Мильтиада, который и дал команду начинать сражение.

Мильтиад выстроил фалангу в линию, равную ширине персидского фронта, так что оба фланга фаланги упирались в естественные препятствия – овраг и болото.

Линия греков была неравномерной. На флангах фаланга состояла из восьми шеренг, а центр был ослаблен – всего четыре шеренги.

По-видимому, это было не результатом какого-то глубокого стратегического замысла, а диктовалось необходимостью – греческих войск не хватало, чтобы составить полноценную фалангу по всему фронту. На левом фланге греческого войска сражались платейцы, правым флангом командовал Каллимах.



Греческие войска устремляются вперед в битве при Марафоне. Художник Ж. Рочегросс

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

У персов же наиболее сильным был центр, там стояли «бессмертные» и другие наиболее подготовленные войска. Между боевыми линиями греков и платейцев был около полутора километров. Перед греками стояла задача как можно скорее сблизиться с персидской линией, чтобы избегнуть потерь от огня лучников, ведь любая задержка могла сделать эти потери невосполнимыми. Геродот сообщает, что греки преодолели пространство между ними и персами бегом.

Однако большинство исследователей считают, что большую часть расстояния греки шли быстрым шагом, а побежали на последних двухстах метрах, то есть с дистанции, когда обстрел из луков становился смертоносным. При этом грекам удалось не сломать строй фаланги.

Естественно на флангах фаланга начала теснить персов, но сильный персидский центр выдержал удар ослабленной фаланги и, в свою очередь, персы начали наступать. И вот здесь было принято решение, определившее исход битвы.

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Греческие войска на флангах прекратили фронтальное наступление, поскольку персы, попавшие под удар фаланги первыми, были деморализованы, бежали с поля боя и начали грузиться на корабли. Греческая фаланга развернулась и ударила по флангам и тылу центральной персидской группировки, которая вскоре была окружена.

Окруженные персы также утратили способность к сопротивлению, и единственной их заботой было прорваться сквозь строй греков и добежать до кораблей.

После разгрома центральной группировки персов, греки двинулись к месту стоянки персидских кораблей, и даже захватили семь из них, прежде чем персидский флот сумел сняться с якоря и спасти остатки персидского войска от полного уничтожения.

Персы потеряли 6400 бойцов, греки – 192 человека убитыми, причем значительная часть из них погибла от стрел лучников во время сближения с войском персов.


Курган Сорос

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Убитые греки были удостоены высочайшей почести – быть погребенными на поле боя и сейчас на марафонском поле высится курган Сорос – место захоронения 192 афинян.

Но опасность еще не была до конца устранена. Отчалив от Марафона, персидский флот отправился по направлению к мысу Сунион, чтобы обогнув его, захватить Афины. Поэтому победителям при Марафоне не суждено было отдохнуть. Оставив два таксиса во главе с Аристидом для охраны пленных и военных трофеев, греческая армия совершила форсированный марш к Афинам. Когда персы достигли Фалерской бухты вблизи Афин, где собирались высадиться, то обнаружили, что афинская армия снова стоит перед ними. Увидев, что город надежно охраняется, персы не решились на сражение и отплыли восвояси.

Поражение не имело для персов особого значения, слишком уж огромными ресурсами обладало Персидское государство. Персия начала собираться с силами и при сыне Дария – Ксерксе, возобновила попытки завоевания греческих полисов.


Греческий гоплит и персидский воин

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

Для греков победа при Марафоне означала гораздо больше, чем для персов, в первую очередь в духовном плане. Был развеян миф о непобедимости персов, битва при Марафоне значительно подняла боевой дух греков и я думаю, что без победы при Марафоне греческим полисам вряд ли удалось одержать конечную победу в греко-персидских войнах.

С битвой при Марафоне связано несколько легенд. Наиболее известную из них сообщил Плутарх, писавший почти через 600 лет после нее. По его словам, после победы при Марафоне, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу же после боя 42 километра, он добежал до Афин и, выкрикнув «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво.

Последующие сочинители отождествили Евкла с Филиппидом, о котором упомянул Геродот, сообщая, что он был направлен в Спарту за помощью.

Конечный вариант в описаниях позднейших историков выглядел так: Филиппид пробежал более 200 километров до Спарты, вернулся назад и сразу же принял участие в сражении и затем был послан в Афины. Изможденный организм просто не выдержал такой нагрузки, и Филиппид после последней пробежки умер. Эта легенда дала название спортивной дисциплине – марафонскому бегу (бегу на 42 километра 195 метров).

Следует отметить, что этот рассказ, несомненно, легендарен и не имел места в реальности. Не было необходимости отправлять каких либо гонцов, если вся афинская армия после боя форсированным маршем возвратилась в Афины.


Филиппид сообщает о победе после битвы при Марафоне. Художник Л.-О. Мерсон

Битва при Марафоне – триумф эллинского духа Марафон, Битва, Древняя Греция, Длиннопост

И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале "Mihnik" https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA

Лига историков

15.5K постов52.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения