Безопасность предприятия

Когда я пришел в Службу безопасности, как и многие мои коллеги, считал, что эта тема давно изучена, работа выстроена, написаны учебники. Как и многие другие считал, что этой работой может заниматься любой более или менее подготовленный оперативный сотрудник. Однако по истечении 6-и лет, я пришел к выводу, что мягко говоря заблуждался и настал момент поделиться своими мыслями с коллегами. Кроме того мои рассуждения и наблюдения могут быть интересными тем, кто только задумывается о создании службы безопасности. Ряд вопросов я постараюсь осветить, ряд умышленно оставлю в виде тезисов. По дальнейшей реакции на выдвинутые тезисы, я оценю целесообразность продолжения публикаций, интерес к данной теме. 1. Немного о себе. - Я являюсь пенсионером силовых структур. Большую часть времени прослужил в уголовном розыске, от оперуполномоченного до руководителя подразделения. Ушел в звании подполковника, в должности начальника отдела. - В службах безопасности работаю более пяти лет. Однозначно на гражданке мне повезло в плане накопления опыта по организации Службы безопасности по ряду сложившихся обстоятельств. В отличии от многих своих собратьев, отслуживших положенный срок в правоохранительных органах, принявших решение продолжить деятельность в службе безопасности, которые пришли в ранее сформированные подразделения с установленными правилами, выработанными тактиками, мне посчастливилось приобретать опыт с «нуля» на своих пробах и ошибках. Свою деятельность я начал в торговой компании с международными связями. Наши партнеры находились как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Бизнеспроцессы набирали обороты. Компания нуждалась в защите. Повезло мне в том, что Службы безопасности в этой Компании до меня не было, я организовывал ее с «НУЛЯ». За три года был разработан и внедрен ряд основополагающих документов, в частности «Положение о конфиденциальной информации (Коммерческой тайне). Я благодарен директору, за то что мне была предоставлена полная свобода действий по всем направлениям организации СБ. В помощь был работоспособный коллектив финансовой служб, которые имели общую цель : оптимизация и оперативный контроль всех процессов. И конечно достаточно квалифицированные специалисты в области ИТ. Стоит отметить, что в доступных источниках мне легко удалось найти ответы на возникающие вопросы, многие делятся своими наработками. Кроме того, в торговых организациях накоплен хороший опыт в данном направлении деятельности. Возможно, что Предприниматели при открытии своих Компаний, изначально беспокоились о недопущении потерь. Теперь к основному вопросу: В начале 2017 года мне предстояло организовать службу безопасности на одном уникальном Предприятии. Деятельность связана с металлообработкой. Историю завод начинает с 40-х годов 20-го века. Коллеги меня поймут, почему я сказал, что мне ИМЕННО ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ. Как специалисту (коим я себя считаю), очень интересная площадка для изучения и реализации своих навыков и наработок. Основной интерес заключается в том, что подобных предприятий с подобными проблемами на территории нашей необъятной Родины огромное количество, и обобщенного опыта по их преодоления не очень много (по крайне мере по сравнению с торговыми Компаниями). Теперь подробнее о самом «объекте»: крупнейший в регионе производитель инструмента и оснастки промышленного назначения и нестандартного оборудования. Если очень примитивно описывать возможности завода, то без преувеличения могу сказать, что на описываемом заводе оборудование позволяет изготовить средний самолет, трактор, стиральную машинку и т.д. Теперь, можете себе представить на сколько интересен завод в плане изготовления чего-либо «мимо кассы». Каково будет удивление моих коллег из торговых сетей, когда узнают что завод в течении десятилетий имел трое транспортных ворот, которые были отрыты настежь все эти годы. Пропустим, сколько было здесь пешеходных входов-выходов. Какие стояли задачи на первоначальном этапе: -Упорядочить, взять под контроль движение ТМЦ. -Установить систему видеонаблюдения (вернее реконструировать имеющуюся) -Исключить доступ посторонних на завод. Учитывая размеры здания, количество всяческих ворот, дверей ходов и лазов, а так же число работников и не совсем, снующих по заводу и во все эти ходы-выходы, перечень мероприятий для наведения порядка, задумавшим эту работу казался исчерпывающим. Стоит отметить особую заинтересованность в этой деятельности директора завода (не является собственником), который был изначально инициатором организации службы безопасности. При его активном содействии в течении трех-четырех месяцев на заводе появились: 1. Электронная проходная. 2. Дежурная комната, оборудованная достаточно серьезно. 3.Установили автоматические ворота для транспорта с управлением как из из дежурной комнаты, так и при помощи носимого пульта. 4. Разработана и внедрена инструкция по пропускному режиму, различные рабочие инструкции, регламентирующие ежедневную деятельность. -Установлен перечень документов, на перемещение ТМЦ. -Внедрено 100% фотографирование всех ввозимых-вывозимых ТМЦ. -По окончанию каждой смены все фотографии ввозимых-вывозимых ТМЦ помещаются в папку на Сервере «ФОТО ПО ДНЯМ» В случае необходимости, можно идентифицировать Ввозимые-вывозимые ТМЦ по имеющимся фотографиям. -Силами дежурных вахты осуществляется контроль сохранности оборудования, находящегося на консервации, -Контроль качества приема оборудования дежурными электриками. -Составляются отчеты по опоздавшим и преждевременно покинувшим рабочее место. - Выявляются случаи оставления не выключенными электроприборы (освещение). Так же случаи оставления не запертыми помещений. Фотофиксация осуществляется как вручную, так и автоматически. Работа дежурной смены организована по дифференцированному графику: Основной сотрудник работает по графику сутки через трое. При увеличении количества отгрузок выводится дополнительный человек для осуществления одновременного отпуска ТМЦ через транспортные ворота и пешеходную проходную. В дни с массовым прибыванием гостей, работу по обеспечению безопасности осуществляются тремя сотрудниками. (Без остановки основной деятельности). Что мы хотим от безопасности на предприятии В большинстве случаев, собственник (руководитель) предприятия понимая, что у него «течет» подходит к непростому решению об организации Службы безопасности. Как правило, это какая- никакая охрана с привлеченными для этих целей бабушками-дедушками. Иногда отставными полицейскими, военными... Охрана, при должной ее организации приносит некоторые результаты, но не нужно забывать о том, что перечисленная выше категория работников в целом мало ориентирована на результат. Более того, в течении 2-3 месяцев вступают в дружбу с несунами и имеем дополнительные расходы на содержание «охранной структуры», в замен не имеем ничего... В двух словах: Необходимо организовать строгий учет на КПП движение ТМЦ, с неизбежным применением фотофиксации, по истечении рабочего дня (суток) производить сверку полученной с КПП информации, с бухгалтерскими данными по поступлениям и реализациям. В идеале, отчет интегрируется в 1С, с возможностью автоматической сверки с поступлениями и реализациями. В случае нестыковок, в течении суток не сложно изучить фотографии, просмотреть запись с камер видеонаблюдения. Скорее всего при такой системе контроля и учета максимум что может случиться это чья либо ошибка в документировании движения ТМЦ, которую не сложно исправить в течении короткого времени. Для тех кто проходил подобный путь я не открою тайны, о том что после наведения вышеописанного порядка, Вы получаете большое удовлетворение от проделанной работы, внедренных правил, но финансовый результат особо не порадует. В лучшем случае радовать будет не долго. Стоит признать, что в наследие от Советского прошлого многим достались бывалые бабушки бухгалтеры, которые с большим энтузиазмом, авторитетно обучают молодых сотрудников эффективным «системам учета», которые и добивают Предприятия. Руководители не видят истинное положение дел, не могут оперативно влиять на ситуацию. С пролетарским размахом в конце месяца героически собирают сведения о расходах, поступлениях реализациях и тд.... В такой ситуации ушлые менеджеры, мягко говоря, пользуются ситуацией. Малоквалифицированные, ленивые менеджеры закупки осуществляют с нарушением сроков (срыв отгрузок), не производят мониторинг поставщиков по критериям качества, цены, сроков поставок и тд. На склад поступают «немного не те» комплектующие на которых не совпадает «всего одна буква или цифра», Таким образом возникает пересортица комплектующих, что ведет с увеличению себестоимости заказа, что в последствии не покрывает цены реализации изделия. Коротко говоря, избежать подобных ситуаций возможно, лишь применяя схему по которой сотрудник отдела закупа в 1С создает документ «заказ поставщику», на основании этого заказа производится оплата (в идеале через операцию «заявка на расходование денежных средств»). Соответственно, работник распределительного склада (склад прихода) при поступлении товарной позиции, выбирает в документах «товар в пути» необходимую номенклатурную позицию, при этом кладовщик имеет возможность досконально сверить заказанную позицию как с сопроводительными документами, так и с маркировками изготовителя. Соответственно оприходование поступившей позиции происходит автоматически, путем нажатия одной кнопки. Возникает вопрос: какое отношение все это имеет к безопасности? Ответ прост: Исключается возможность недовоза товара. Т.е, когда бухгалтер по материалам приходует поступивший товар по предоставленным накладным, он не видит товара, не знает точно есть он на складе или нет. В случае поставки недобросовестным поставщиком возникает делема целесообразности претензионной работы. Контроль за процессом лежит на руководителе предприятия. До того момента, пока он не забудет. А менеджер менеджера всегда поймет и простит. Да и с предприятия не убудет. Ну и второй ответ на вопрос отношения к безопасности: все мы, в том числе безопасники получаем заработную плату из одного общего кошелька. Вернемся к «настоящей теме»: кражи, совершаемые работниками. Разберем банальную ситуацию: Токарь, изготовил некий вал «на лево». Мы получили информацию (на заводе нет тайн), Силами 2-3 безопасников несколько дней выслеживаем «негодяя», ждем время «Ч», для поимки с поличным, ловим... Что в итоге: Вариант 1. В душещипательной беседе Директор Иван Иваныч лечит токаря дядю Васю, тот (дядя Вася) кается, говорит что у него маленькая зарплата, большая ипотека.... И заработать с вала он хотел тыщ 3-5.... Токарь дядя Вася прощен, обещает Директору Иван Иванычу больше так не делать, говорит что следующие лет десять он будет работать еще лучше, включая выходные и сверхурочные, а Директор Иван Иваныч подумав на досуге, пришел к выводу, что сам виноват, что Токарь дядя Вася получает не достаточно и не плохо было бы ему добавить к зарплате... Вариант 2. Токарь дядя Вася не прощен. Вызываем полицейских. Они увозят дядю Васю с валом (вещдок как никак). Самый главный безопасник несколько дней возит в полицию справки, заявления пояснения. Уходит на это дней 7-8. В итоге ущерб для Предприятия незначительный. Кроме стоимости заготовки мы ничего не сможем заявить в ущербе. Результат: отказной материал. Вал пропадает в полиции. Потрачено: зарплата трех безопасников за три дня на выслеживание. Зарплата главного безопасника в течении семи дней на сбор справок и предоставление их в полицию. Еще топливо и амортизация служебного авто. Работа бухгалтера на составление справок, в ущерб основной работе. Я совсем не агитирую не заниматься вышеописанной работой, но ее я воспринимаю как итог плохой работы службы безопасности, допустившей такой исход событий. Умышленно не заостряю внимание на непосредственных руководителях дяди Васи. Это другая история. Если подойти к ситуации с иной стороны, дядя Вася мог быть не один в своих соисканиях дополнительного дохода. Если их было 3-5 одновременно, то при таком подходе к проблеме безопасников необходимо задействовать кратно количеству недобросовестных работников. А это уже ни какой бюджет не потянет. Конечно нужен комплекс мероприятий по недопущению подобных ситуаций. Работа кропотливая, не имеет эффекта красивого задержания с засадой и преследованием. Первое с чего необходимо начать, это сделать серьезный шаг к учету ТМЦ между участками, работниками. Интересно, у кого нибудь возник вопрос в истории про «Дядю Васю»: где он взял заготовку для вала, который зашабашил? Если есть такие люди, это мои единомышленники. При нормальной системе учета материалов, дяде Васе попросту не из чего будет делать левый вал. Странное дело. В торговле давно научились это делать. На производстве этот процесс идет очень медленно. Не редкость, когда материалы на конкретные изделия списывает некая тетя. Которая видела последний раз заготовку в своем комсомольском прошлом. А теперь у нее давно вместо комсомольского билета в кармане лежит не менее почетное удостоверение ветерана труда. Ни коим образом не хочу кого то обидеть, или уменьшить заслуги старшего поколения. Но свои трудовые подвиги они совершали совсем в другое время. Слово рентабельность им совсем не знакомо. 2. Безопасник кто это такой? Вернемся к моменту, когда на предприятии возникает вопрос создания службы безопасности. Если необходимо закрыть периметр, как вариант это заключение договора с ЧОПом. Как определить его дееспособность писать пока не буду. Сложнее, когда к вопросу есть желание подойти глубже. Здесь нужно понять что мы хотим от этой службы, какие задачи хотим ей поручить. Если созрели к тому, что необходима комплексная система безопасности, то совершенно нельзя исключать кадровую безопасность, введение режима по соблюдению Коммерческой тайны. Эти вопросы требуют очень тщательного и деликатного подхода, но при их игнорировании все вынесенные валы всеми дядями Васями ничего не значат в денежном эквиваленте. Повторюсь, ни в коем случае нельзя игнорировать эту работу. Теперь о главном. С чего начинать? Вернее с кого? При всем уважении к своим бывшим коллегам, с пенсионными удостоверениями, серьезным оперативным опытом, готовых безопасников среди них нет. Мои бывшие коллеги очень хорошо умеют выслеживать и ловить дядю Васю с краденным валом. Вопросы товарного движения, организация складского хранения, договорная работа, методика выявления сговоров среди менеджеров различных компаний и многого другого в уголовном кодексе ничего не написано. Следовательно им ничего не известно. Учиться поздно да и нет желания, многим не позволяют амбиции. Он же сидел в кабинете, имел волгу, которая его возила на обед и совещания. Компьютер в его кабинете появился когда его заставили «сверху» или стыдно стало его не иметь. Такая категория «полицейских функционеров» при наличии серьезного арсенала оргтехники, требуют от подчиненных справки и доклады исключительно на бумаге. Толпы изготовителей справок и докладов сидят у них в приемных, «отрабатывают деньги налогоплательщиков». Мало кто из описанной категории готов и способен учиться. Можно легко представить лицо такого "специалиста", который впервые видит многочисленные строчки 1С, ну очень сложно ему представить что вся жизнь и движуха между этих строчек, а не в засадах и приемных. Понимаю что мысли не закончены. Это сделано специально. При наличии, единомышленников будет что обсудить. И еще. Не вижу смысла в службах безопасности в виде лысых братков из 90х. Нужно идти в сторону Службы предотвращения потерь. В идеале установить допустимый % потерь (они возникают как в результате воровства, в широком смысле слова, так и в результате технологических процессов). Далее, проводить кропотливую ежедневную работу по сведению возникающих потерь к установленному % . Что касается дальнейших планов работы на описанном Предприятии: Продолжить работу по выстраиванию учетной дисциплины. Кадровая безопасность, Введение режима по соблюдению Коммерческой тайны. Еще одна мечта:-Инвентаризационная группа

Смотрите также публикации по темам