Берингов пролив необходимо сделать безопасным для китов и торговых путей

17 февраля опубликован совместный доклад Всемирного фонда дикой природы и партнерских научных организаций, посвященный «китовым магистралям» – ключевым миграционным путям китов и их пересечениям с хозяйственной деятельностью человека. Самый сложный в этом смысле район в российских водах – Берингов пролив.

Берингов пролив необходимо сделать безопасным для китов и торговых путей Доклад, WWF, Статья, Кит, Берингов пролив, Видео, Длиннопост, Природа

Карта "китовых магистралей" по всему миру

В рамках доклада впервые на одной карте были обозначены маршруты 845 китов, полученные в результате спутникового мониторинга. Были проанализированы результаты исследований более 50 групп ученых по всему миру за последние 30 лет. Данные, полученные в ходе этой масштабной аналитической работы показали, что антропогенные угрозы для китов становятся все серьезней с каждым годом. Промышленное загрязнение, столкновения с судами, подводный шум, неустойчивое рыболовство, изменения климата – все это влияет на китов, их места обитания и источники питания. Только в результате прилова в рыболовных сетях гибнет до 300 тысяч китообразных в год. Чтобы сохранить морских гигантов, которые помогают нам бороться с изменениями климата, поглощая углекислый газ из атмосферы, необходимо изменить подход к использованию океана человеком и организовывать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она приносила пользу людям и не вредила экосистемам.

Для нашей страны доклад представляет особенный интерес в связи с развитием Северного Морского Пути. Одним из ключевых районов, где китовые магистрали пересекаются с экономическими интересами человека, является Берингов пролив. Это единственный узкий (шириной чуть более 80 км.) и мелководный (с наименьшей глубиной фарватера равной 35 м) пролив, соединяющий Тихий и Северный Ледовитый океаны. Каждый год здесь концентрируется до сотни тысяч морских млекопитающих, которые каждый год перемещаются с севера на юг и обратно. Это серый, гренландский и горбатый киты, финвал, малый полосатик, косатки и белухи, моржи и другие ластоногие. Это единственный узкий (шириной чуть более 80 км.) и мелководный (с наименьшей глубиной фарватера равной 35 м.) пролив, соединяющий Тихий и Северный Ледовитый океаны. Из-за сокращения ледового покрова в Арктике летом, этот район становится все более востребованным. По данным доклада, трафик в этом районе за последние десять лет удвоился (с 262 проходов кораблей в 2009 году до 494 в 2019-м) и продолжит расти.

«Это один из ключевых районов Мирового океана – как по причине своего географического положения, так и благодаря своей продуктивности. Проходящее через пролив течение обеспечивает поступление в Чукотское море и море Бофорта относительно теплых и богатых биогенами вод из Берингова моря. О значимости этого района для китообразных, об их количестве и стабильности присутствия здесь говорит и факт формирования на берегах пролива целых культур, полностью ориентированных и зависимых от морской фауны, например, у эскимосов и чукчей, – отметил главный координатор проектов по морским охраняемым территориям WWF России Борис Соловьев. – Активное освоение арктических морей и развитие Северного морского пути – это уже наша реальность. К счастью ещё не поздно принять необходимые меры, чтобы при активном освоении региона сохранить хрупкие экосистемы, в частности организовать движение судов так, чтобы воздействие на животных было минимальным».

Авторы доклада отмечают, что в Беринговом проливе пересекаются три перспективных маршрута, которые будут активно развиваться ближайшие 20 лет: Северный Морской путь, Северо-западный проход и Трансполярный морской путь. В 2018-м году для того, чтобы упорядочить судовые маршруты и снизить риски ЧС в проливе, международной морской организацией по предложению России и США была принята особая схема движения судов в проливе, и сейчас она успешно работает. Чтобы сохранить миграционные пути китов и других морских млекопитающих максимально свободными, необходимо, чтобы эти правила соблюдались всеми судами и дальше, ведь трафик через пролив будет только расти. Кроме того, сейчас обсуждается создание особого района, которого судам следует избегать (РКСИ), вокруг острова Ратманова, расположенного в центре пролива.

Важными для сохранения китов также являются акватории соседствующих с проливом морей – Чукотского и Бофорта. В настоящее время при участии WWF России идет обсуждение возможности придать проливу и некоторым районам этих морей статуса Особо уязвимого морского района (ОУМР), который позволит на международном уровне создать гибкий режим регулирования судоходства в этих водах в целях сохранения морской среды. Кроме того WWF России проводит исследования подводных шумов у побережья Чукотки, чтобы понять, как они влияют на китов.

«Первые шаги уже сделаны, но впереди еще много работы. Берингов пролив – место беспрецедентное по своему значению и требует принятия соответствующих мер. Необходимо действовать для того, чтобы снизить вероятность столкновений судов с китами в проливе, добиться снижения уровня подводных шумов, наладить системный мониторинг. Делать это нужно немедленно, благо в мире уже накоплено достаточно релевантного опыта», – добавил Борис Соловьёв.

Берингов пролив необходимо сделать безопасным для китов и торговых путей Доклад, WWF, Статья, Кит, Берингов пролив, Видео, Длиннопост, Природа

Схемы из Атласа, посвященного использованию Берингового пролива, 2019 года

Берингов пролив необходимо сделать безопасным для китов и торговых путей Доклад, WWF, Статья, Кит, Берингов пролив, Видео, Длиннопост, Природа
Берингов пролив необходимо сделать безопасным для китов и торговых путей Доклад, WWF, Статья, Кит, Берингов пролив, Видео, Длиннопост, Природа

Распределение китовых маршрутов (обозначены полупрозрачными цветами) и судовых (желтые и красные, в зависимости от интенсивности)

https://wwf.ru/resources/news/bioraznoobrazie/wwf-beringov-p...