Белоруский монстр удивил мир! Как устроен Белаз 75710
Белла, эти грузовики всегда ассоциировались с невероятными размерами и огромной грузоподъемностью. Но, видимо, белорусским конструкторам этого показалось мало. Они решили создать не просто большой самосвал, а самый большой в мире. Новый БелАЗ способен перевозить груз массой в 450 тонн. Для сравнения, скажем, что это равно двум с половиной голубых китов, 35 двухэтажным автобусам и 300 Ford Focus. Кстати, Airbus A380, крупнейший пассажирский самолет в мире, весит значительно меньше – всего 277 тонн.
Итак, встречайте БелАЗ 75710! При виде БелАЗа 75710 сразу возникает вопрос: зачем? Зачем нужен такой огромный самосвал, которому, кажется, и футбольного поля для разворота не хватит? Может, проще возить груз на двух грузовиках поменьше, вместо одного монстра, способного увезти 450 тонн за один раз?
Ответ на этот вопрос кроется в предназначении новой машины.
БелАЗ – это карьерные самосвалы. То есть их основная задача – перевозка руды и прочих полезных ископаемых. А когда речь идет о добыче, то на счету не то что каждый рубль, а буквально каждая копейка. Думаю, не стоит объяснять, что стоимость перевозки на двух грузовиках, пусть и меньших по грузоподъемности, в любом случае будет выше, чем транспортировка того же объема груза одним БелАЗом.
Так что, если благодаря новому БелАЗу удастся сэкономить даже по несколько центов на себестоимости каждой тонны породы, это может оказать серьезное влияние на снижения производственных затрат на шахтах, ведущих разработки в нескольких крупнейших в мире месторождениях угля, железной руды и меди. Даже при учете стоимости нового самосвала. Кстати, о стоимости: если вы после просмотра этого ролика решите приобрести себе БелАЗ 75710, то вам придется достать из копилки ни много ни мало, а целых шесть миллионов долларов. Хотя, если взглянуть на характеристики супергрузовика, то эта цифра уже не кажется такой запредельной.
Вот несколько фактов про новый БелАЗ: высота монстра составляет 8,18 метров – это больше высоты второго этажа типового дома. Ширина – 9,75 метра, автобус ЛиАЗ-677 длиннее всего на 78 сантиметров. Длина – 20,6 метра, а это почти два ЛиАЗа-677. Грузоподъемность, как мы уже говорили, составляет 450 тонн. Однако на испытаниях самосвал перевез чуть больше пятисот тонн груза.
Слово сказать, масса самого самосвала тоже впечатляет 360 тонн. Таким образом, общий вес груженой машины равняется невероятным 810 тоннам. Неудивительно, что с такими параметрами БелАЗ 75710 попал в Книгу рекордов Гиннеса, причем сразу по нескольким номинациям. Так что это, без преувеличения, самый-самый грузовик в мире.
Но вернемся к техническим характеристикам чудо-самосвала. Несмотря на свои огромные габариты, язык не поворачивается назвать эту махину неповоротливой. Радиус разворота составляет всего 45 метров. Разумеется сердце любого автомобиля, и новый БелАЗ в этом плане не является исключением, – это его двигатель. 810 – их целых два. Это огромные дизели MTU 20V 4000, расположенные поперечно. Мощность каждого – почти 2300 лошадиных сил, или 4600 суммарно. Но самое интересное, что непосредственно к движению автомобиля эти моторы не имеют никакого отношения.
Дело в том, что новый БелАЗ – это гибридный автомобиль. То есть его колеса приводятся в движение с помощью тяговых электродвигателей, а дизели нужны для того, чтобы крутить турбины и генераторы, вырабатывающие ток для них. Помимо генераторов, дизели также обеспечивают работу гидравлических систем. Кстати, если вы подумали, что электропривод делает БелАЗ тихоходом, вы ошибаетесь. Скорость монстра может достигать 65 километров в час, что весьма неплохо, особенно с учетом его габаритов и массы.
Генераторы вырабатывают переменный ток для четырех электродвигателей, установленных внутри ступиц колес. Связку из двух генераторов и четырех двигателей называют тяговой установкой.
Производитель БелАЗ – компания Siemens. Но сейчас идут переговоры с российским АО «Силовые машины», так что вполне вероятно, что в будущем трансмиссия станет родом из Санкт-Петербурга.
Каждый из электромоторов имеет мощность 1200 киловатт, или 1600 лошадиных сил. Поэтому итоговая мощность на колесах достигает 6520 лошадок. Представьте, какой налог пришлось бы платить за машину с таким двигателем…
Кроме электромеханической тяговой установки, отдельного внимания заслуживает тормозная система нового БелАЗа. Согласитесь, махину весом более 800 тонн обычными тормозными колодками не остановишь. Поэтому на гигантском самосвале установлена сразу две тормозных системы.
Первая – привычная дисковая с гидравлическим приводом. А вторая – электродинамическая. Здесь исполнительным механизмом является тот же колесный электромотор. При работе этой тормозной системы выделяется огромное количество тепла, которое надо как-то отводить. Поэтому в конструкции предусмотрено принудительное воздушное охлаждение тормозных резисторов.
Но на этом ноу-хау белорусских конструкторов не заканчиваются. Один из интереснейших механизмов – это, пожалуй, ходовая часть самосвала. Строго говоря, она здесь зависимая, пневмогидравлическая, со встроенным гидравлическим амортизатором. Благодаря стабилизаторам поперечной устойчивости самосвал почти не кренится под нагрузкой, сохраняя высокую плавность хода. Внутри гигантских амортизаторов – азот и масло.
Есть еще одна особенность ходовой части БелАЗа, которую заметят, правда, только самые искушенные автолюбители. Дело в том, что передние и задние мосты абсолютно одинаковые. Невольно возникает вопрос: как же эта махина поворачивает? Тут же нет шкворней и шаровых опор. Секрет кроется в том, что оба моста управляемые. Два цилиндра тут играют роль своеобразных рулевых тяг. Это не совсем точное определение, зато понятное. В остальном же рулевое управление почти традиционное, гидравлическое, с обычной рулевой колонкой в кабине.
Ну и, конечно, разговор о ходовой части нельзя закончить без упоминания гигантских колес нового самосвала. Вот какая резина стоит на вашем автомобиле? 17, 19? Так вот, у БелАЗа она 59! Вообще не дай бог перепрофилировать лишний раз эти колеса, поэтому разработчики постарались сделать тяговые моторы таким образом, что их ремонт и обслуживание возможны без снятия колес. Это очень важно, особенно для тех, кто эти самосвалы будет эксплуатировать. Снять колесо без крана невозможно, а каждый такой простой стоит больших денег.
Ну и на десерт давайте заглянем в кабину монстра. Хотя нет, до нее ещё нужно подняться. Причем лестницы для подъема на палубу, а именно так называется площадка рядом с кабиной, занимает не один, а целых два лестничных пролета. Так что операторов водителя монстра принято называть именно так: гарантированно не наберет лишний вес. Лифта в машине не предусмотрено, во всяком случае пока. Дверцы кабины открываются против хода движения. В этом есть определенный смысл: так удобнее садиться на место водителя, да и пассажиру тоже.
Внутри, в целом, все более-менее стандартно, за исключением разве что трех педалей на полу. Сначала может показаться, что три педаль это сцепление, но ведь коробки у нового БелАЗа нет вообще. Зачем же она нужна? На самом деле это ещё одна педаль тормоза. В центре, как и положено, педаль обычного гидравлического тормоза, а вместо рычага сцепления - педаль электродинамического тормоза. В остальном же в кабине все так же, как и у большинства других грузовиков и самосвалов.
С одной стороны, это немного обидно, ведь от супер машины ждешь какого-то футуристического дизайна. Хотя на самом деле это очень удобно, ведь чем он понятнее, тем лучше управление.
Ну и напоследок хочется отметить невероятную надежность новых БелАЗов. Мало того, что разгонять машину с электромеханической трансмиссией проще и безопаснее, так и ломаться там практически нечему. Нет трущихся деталей, нет поломок и износа. Говорят, в глаза способны проехать по карьеру не менее 900 тысяч километров, а реально служат более миллиона. Одним словом, БелАЗ 75710 - это самый-самый грузовик в мире, во всяком случае, до тех пор, пока белорусские конструкторы не изобретут что-нибудь более впечатляющее.