14

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1)

Когда-то давно Севастополь был закрыт для посещения обычных советских граждан. Чтобы сюда попасть, нужно было иметь прописку здесь либо специальное разрешение. Но было место, куда не пускали даже большинство жителей Севастополя. Находилось оно в Балаклаве. Всё дело в том, что здесь находился особосекретный Объект 825 ГТС или К-825. Тут, в горе Таврос, был вырыт целый подземный завод для советских подводных лодок, а к нему вел скрытый от глаз канал длиной более полукилометра. В наше время на этой базе создан музей - Балаклавский подземный музейный комплекс, о нём и пойдет речь сегодня.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

В целях обеспечения безопасности при нанесении ядерного удара, в 1953 году было принято решение о строительстве подземного комплекса для укрытия и ремонта подводных лодок и их экипажей. Строительство началось в горе Таворс (в переводе с тюркского значит «пустая») в 1954 году. В 1958 году проект был расширен. В него включили площади для обслуживания и хранения ядерных боевых частей торпед и ракет, стоящих на вооружении подводных лодок, надводных кораблей и береговых частей. Предполагалось, что убежище выдержит прямое попадание атомной бомбы, мощность которой оценивалась в 100 килотонн.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Проектированием занимались специалисты из ленинградского института «Гранит», а возводили объект московские, харьковские и абаканские метростроевцы и горнопроходчики.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Базы подводных лодок на территории СССР в 80-е годы. В послевоенный период Балаклава являлась местом базирования 155-й бригады подводных лодок.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост
Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

«Объект 825 ГТС» заработал в 1961-м. Этот комплекс вмещал в себя укрытие, сухой док. Строителями было выработано более 45 тысяч кубометров скального грунта. Здесь занимались ремонтом подводных лодок. Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В горе планировалось одновременно прятать до семи подводных лодок советского военно-морского флота.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост
Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Таким образом, подземный комплекс включал в себя два объекта: объект 825 ГТС (гидротехническое сооружение) и объект 820 РТБ (ремонтно-техническая база). Общая площадь подземных сооружений составляет 19.000 м². Объекты располагались по разным сторонам морского канала, имеющего два выхода. До недавнего времени сообщения между объектами не было, так что обслуживающий персонал объекта 825 ГТС мог и не догадываться о специфике деятельности соседей. Так сказать, эшелонированная защита секретных объектов.

Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1С.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Рабочие инструменты строителей.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Переход между основными площадками осуществлялся по длиннющим потернам, проделанным в толще горы.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Подземный завод, находящийся на западном берегу Балаклавской бухты, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что его вход не просматривался даже с близкого расстояния. Сооружение было построено как в подводной части бухты, так и в скале на уровне воды. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный насквозь в толще горы. Протяженность канала — около 600 метров, глубина - 8 метров. Вход в канал закрывался специальным устройством, батопортом - он весил около 150 тонн. Завод имел подземный сухой док, куда могла стать на ремонт подводная лодка. Когда подводная лодка заходила в док, из него быстро выпускали воду, и на дне оставалось много рыбы. Практичные работники тут же начинали ее коптить. Воскурялся дымок, по которому всегда можно было определить, что очередную подлодку поставили на ремонт. После обслуживания и ремонта субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы. Этот выход находится в конце Таврической набережной, ближе к выходу из бухты. Когда-то он тоже был тщательно замаскирован.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Балаклавский сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок - первая и единственная в мире подземная гавань. В подземный канал подводные лодки входили только по ночам и в Балаклаве гасили свет. Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуска во все подразделения завода.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Экспозиция рассказывающая о торпедном вооружении.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост
Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Подводные лодки входили в канал в надводном положении. Протяженность канала чуть более полукилометра (505 м), глубина 8 м, ширина 10 м. Личный состав и обслуживающий персонал попадал на территорию объекта 825 ГТС через специальный тамбур.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом. Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М». Сверхмалые подводные лодки предназначались для обеспечения боевых пловцов. С их помощью проводилось боевое патрулирование, осуществлялись диверсионные операции. Первая лодка "НВ" (Носитель водолазов) семейства "Тритон" закончила свои испытания в 1959 году и была принята на вооружение всеми флотами СССР. Она была проста в эксплуатации и очень облегчала работу пловцов. Подводная лодка проекта 907 "Тритон-1М" прошла испытания в 1972 году. ВМФ разместил заявку на 32 лодки. Длина лодки 5 метров, высота и ширина менее 1,4 м. Водоизмещение 3,7 т. Дальность хода до 35 миль. Скорость 6 узлов, глубина погружения 40 м. Автономность при работе двигателя ограничивалась 7,5 часами. При необходимости лодка могла оставаться на грунте до 10 суток. Лодки этого проекта выведены из эксплуатации, в наличии осталось несколько штук сверхмалых подводных лодок на музейных площадках и в качестве образцов.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост
Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Тренажёр для отработки действий в случае приводения космического корабля «Союз». Старт и посадка - самые сложные элементы полёта. И возвращаться на Землю не менее опасно, чем отправляться на орбиту. Конечно, баллистики рассчитывают, где и когда приземлится спускаемый аппарат (СА) космического корабля. Но если экипажу надо будет немедленно покинуть МКС или уже во время спуска случится нештатная ситуация, тогда местом посадки СА может оказаться любая точка земного шара, в том числе океан, озеро и даже болото. Поэтому каждый год специалисты ЦПК по экстремальным видам подготовки проводят тренировки по действиям после посадки СА на водную поверхность. В период с 1972 по 1991 год силами черноморцев была обеспечена подготовка более 30 экипажей космонавтов как Советского Союза таки и других стран.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост
Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Корпус подводной лодки состоит из двух стенок. Снаружи- шумопоглощающий, а второй- прочный. Взгляните на толщину его стенки.

Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 1) Города России, Путешествие по России, Достопримечательности, Автопутешествие, История города, Краеведение, Длиннопост

Продолжение здесь: Балаклавский подземный музейный комплекс (часть 2)

Ваш Промблогер №1 в России Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу