Аэропорты-призраки. Никосия

Аэропорт кипрского города Никосия нынче представляет собой удручающее зрелище. Поросшая травой ВПП, заброшенный терминал, километры колючей проволоки, ржавеющий уже много лет Hawker Siddeley Trident на одной из стоянок. Так было не всегда. Когда-то никосийский обслуживал столицу Кипра и был самым большим на острове. Впрочем, обо всём по порядку.

Аэропорты-призраки. Никосия Авиация, Гражданская авиация, Кипр, Заброшенное, Длиннопост

(Оригинал поста в Дзене)


Аэропорт в Никосии был построен в 30-х годах прошлого века для нужд Королевских ВВС Великобритании. Вскоре сюда стали летать гражданские самолёты нефтегазовой компании Shell, которая построила в аэропорту новую ВПП. В 1939 году в Никосии появилось первое регулярное пассажирское сообщение - рейсы в Египет выполняла авиакомпания Misrair (ныне EgyptAir).


В годы Второй Мировой войны пассажирские рейсы были прекращены, а аэропорт стал базой для американской авиации, бомбившей нефтяные месторождения в юго-восточной Европе. Для приёма бомбардировщиков аэропорт пришлось модернизировать и расширить взлётно-посадочную полосу.


Окончание войны ознаменовало возобновление гражданских перевозок и приход новых авиакомпаний. Уже с 1948 года на Кипр вернулась Misrair, открылись рейсы BOAC, Middle East Airlines, KLM, Interflug, Sterling Airways, Nordic-Air, Sterling Airways. Летал в Никосию и "Аэрофлот". Рейсы из Москвы на Кипр выполнялись самолётами Ту-134. Так же в аэропорту базировался национальный авиаперевозчик - Cyprus Airways.

Аэропорты-призраки. Никосия Авиация, Гражданская авиация, Кипр, Заброшенное, Длиннопост

Долгое время в аэропорту не было серьёзных происшествий. Однако уже в середине 50-х два самолёта были уничтожены в аэропорту в результате терактов. В марте 1956 года пассажирский лайнер Handley Page Hermes был взорван бомбой замедленного действия за 20 минут до вылет в Лондон. В апреле того же года бомба уничтожила Douglas C-47 ВВС Великобритании. В обоих случаях никто не пострадал. В организации взрывов подозревали греческих националистов, выступавших за независимость Кипра.


В 1967 году в аэропорту произошла первая крупная авиакатастрофа. Швейцарский Bristol Britannia следовал рейсом из Бомбея в Каир, однако погода не позволила совершить посадку в столице Египта. Экипаж принял решение уйти на Кипр, где также бушевала непогода. С первого раза сесть в Никосии не удалось, вторая попытка также оказалась неудачной. При третьем заходе на ВПП 32 самолёт не дотянул до аэропорта 3.5 километра и врезался в холм на юго-западной окраине города. В огне погибли 116 пассажиров и 10 членов экипажа, ещё четверым удалось уцелеть.


Бились в Никосии и советские лайнеры. 29 января 1973 года египетский Ил-18 заходил на ВПП 14 и столкнулся с горной цепью Кириния к северу от аэропорта. Из 37 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолёта выжить не удалось никому.


Спустя ровно 7 месяцев в аэропорту Никосии потерпел крушение чехословацкий Ту-104, направлявшийся из Дамаска в Прагу с промежуточной посадкой на Кипре. Из-за ошибки пилотов лайнер выкатился за пределы ВПП и разрушился. Жертв среди находившихся на борту удалось избежать, но "Туполев" получил сильные повреждения и был списан.

Аэропорты-призраки. Никосия Авиация, Гражданская авиация, Кипр, Заброшенное, Длиннопост

В 1968 году аэропорт получил новый терминал. Здание вместимостью 800 пассажиров было спроектировано немцами и стоило более миллиона фунтов стерлингов. Половину стоимости терминала оплатила британская сторона. Было увеличено и лётное поле - на стоянках аэропорта теперь могли разместиться 11 самолётов. В июне 1974 года было принято решение расширить лётное поле, построив ещё 3 стоянки для обычных лайнеров и 2 - для широкофюзеляжных. Однако этим планам так и не суждено было сбыться.


Летом 1974 года на Кипре произошёл государственный переворот. К власти пришли поддерживаемые Грецией радикалы. Регулярные рейсы из аэропорта Никосии были прекращены 15 июля. Спустя 3 дня, 18 июля, аэропорт возобновил приём гражданских лайнеров. Сделано это было с целью вывезти иностранных туристов с неспокойной территории. 20 июля на остров вторглись турецкие войска, вспыхнули вооружённые столкновения между турками и греками, и аэропорт был закрыт навсегда.


В ходе греко-турецкого конфликта аэропорт подвергся бомбардировкам и обстрелам. 22 июля два лайнера Cyprus Airways попали под огонь турецкой авиации. Hawker Siddeley Trident 5B-DAE был уничтожен на взлётно-посадочной полосе, а ещё один "Трайдент" с рег.номером 5B-DAB в ходе удара получил повреждение остекления кабины и был списан.


После завершения конфликта как с греческой, так и с турецкой стороны звучали предложения возобновить работу аэропорта. В 1975 году по этому поводу была даже проведены двусторонние переговоры, но они зашли в тупик. Последние пассажирские самолёты вылетели из аэропорта Никосии в 1977 году. Ими стали три Hawker Siddeley Trident, принадлежавшие Cyprus Airways. Инженеры British Airways привели самолёты в порядок, после чего те вылетели в Лондон. Ещё один "Трайдент", тот самый, с повреждениями кабины, пришлось оставить. Перед тем, как покинуть Кипр англичане буквально распотрошили лайнер, сняв с него всё, что могло представлять хоть малейшую ценность. Самолёт так и остался стоять на стоянке у терминала, где его можно увидеть и по сей день. Кроме него на территории аэропорта находятся останки ещё двух самолётов: ранее упоминавшегося Ту-104 и английского бомбардировщика Avro Shackleton, получившего критические повреждения при посадке на брюхо в 1962 году.

Аэропорты-призраки. Никосия Авиация, Гражданская авиация, Кипр, Заброшенное, Длиннопост

В настоящее время аэропорт находится в подконтрольной ООН буферной зоне, разделяющей Северный и Южный Кипр. В заброшенном терминале базируется штаб-квартира миротворцев ООН, поддерживающих порядок на Кипре после событий 1974 года. Иногда аэропорт используется в качестве посадочной площадки для вертолётов ООН.


За прошедшие десятилетия неоднократно звучали предложения возобновить работу аэропорта, но ни одно из них не было реализовано. Последнее предложение - создать в аэропорту промзону для иностранных компаний с нулевым налогообложением. Однако и эта идея не нашла поддержки у кипрского правительства.


Единственный легальный способ попасть на территорию аэропорта - связаться со пресс-службой миротворческой миссии ООН на Кипре. Сделать это можно по номерам и e-mail, указанным на сайте ВСООНК, оставив запрос на проведение экскурсии. Попытки самостоятельно проникнуть в аэропорт не рекомендуются - имеется неиллюзорная возможность словить пулю от миротворцев.