Авторынок: хуже, чем всем остальным
Неделю назад я задумался: «а какой отрасли хуже, чем инвестиционной?». И ответ пришел сам собой после публикации данных о продажах авто. Если обороты на бирже упали в 2-3 раза, а инвесторы с диверсифицированными портфелями потеряли 20-40%, то авторынок упал на 83%. Говоря страховым языком – это тотал, актив умер.
Агентство европейского бизнеса опубликовало статистику автомобильных продаж за май. Пресс релиз звучит сухо: рынок сократился.
Хотя сокращение на 83% правильнее назвать обвалом, которое началось с марта. И похоже, что мой предыдущий прогноз на 1 млн. машин за 2022 год – слишком оптимистичный.
Если смотреть помесячно, то цифры пугающие:
Продажи 25-35 тысяч автомобилей в месяц – это сложно сказать уровень какого это года. Тогда еще не велась статистика. Такого не было ни в 2015, ни в 2009 – я проверял, нет таких месяцев за последние 20 лет. Темп снижения продаж с марта выглядит просто как кровавые следы. Может оно и так. Что делать автодилерам? Их сотрудникам?
Представляете, всего две марки упали меньше, чем на 50%. А сам рынок упал в 6 (!!!) раз.
Скорее всего, 2022 год будет худшим в современной истории России. И что самое важное – у многих производителей уровень локализации уже на начало года был выше 50%. У того же АВТОВАЗ локализация доходила до уровня 90%
Или нет? Другой источник (РБК) приводит уровень локализации в баллах МинПромТорг, и тогда даже у Lada Granta все не так хорошо.
Продажи той же Lada снизились больше, чем на 80% за май и почти на 60% за неполное полугодие.
Почему это важно?
Автомобилестроение, как и стройка - кормит много смежных отраслей. Задействованы сотни тысяч сотрудников: работники автозаводов, смежных производств, дилеры, кредитование, и т.д. И сейчас все это простаивает.
Автомобили - это сталь, алюминий, пластик, резина, электроника, и еще сотни компонентов.
Снижение продаж - это снижение производства - снижение выпуска смежных изделий - снижение заработных плат, прибыли, налогов - ...
И не так важно, почему заводы простаивают: отсутствие 0,1% компонентов, или отсутствие спроса. Нет продаж - нет денег.
Автомобилестроение - опережающий индикатор состояния экономики.
Вместо итога
Чтобы понять проблему, ее надо разделить на два важных вопроса:
1. Что делать авторынку? Продавцам и покупателям
2. Что делать производителям и как это отразится на экономике?
Авторынок будет подстраиваться и, думаю, сильно вырастет сегмент б/у автомобилей и импорт подержанных авто из-за рубежа. Уже сейчас фиксируется взрывной рост
А на второй вопрос у меня нет ответа. Автомобилестроение - опережающий индикатор состояния экономики, и если решение не будет найдено быстро, если не наладится вопрос поставок комплектующих – всем смежникам будет тяжело. А это будет эффект домино в экономике.
----------
Мой Телеграм - о финансах и недвижимости. Кратко и емко. Подписывайтесь!