Авиатранспорт – самый безопасный вид транспорта?

Периодически сталкиваюсь с этим заявлением и каждый раз оно вызывает у меня сомнения. Не давно со мной поделились научной статьëй, которая проводит "анализ" И делает однозначный вывод (его я использую в качестве заголовка) Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-bezopa....

Уважаемые авторы пишут: "Статистические данные складываются таким образом, что за основу берется смертность (количество погибших людей) на 160 000000 км пройденного пути. Так при полетах этот параметр составляет всего лишь 0,6-0,7 человека". Там дальше идти сноска на статью того-же автора, доступа к тексту которой у меня нет. Судя по всему данные взяты из американского (или другой страны любителей миль) источника. Для железной дороги этот показатель: 0,9.

За что можно сказать спасибо авторам, так за статистику по пассажирообороту в пассажиро-километрах. Т. е. это сколько за год перевозят пассажиров умножив на расстояние, которое они преодолевают. Используя данные статьи легко посчитать, что на жд ПОГИБЛО 700 пассажиров только за 2016 год. ЧТО? Попробуем разобраться. Данные по железной дороге легко можно проверить в ежегодный отчëтах РЖД, например за 16 год https://ar2016.rzd.ru/ru/operating-results/passenger. Там же в отчëте есть данные о статистике происшествий https://ar2016.rzd.ru/ru/risk-management/traffic-safety/resu.... К сожалению РЖД не отчитывается именно о погибших пассажирах, вместо этого приводят некий "целевой показатель безопасности движения". Что это за зверь можно почитать здесь: https://base.garant.ru/71955634/. Кратко в него входят всё транспортные происшествия на жд включая сбитых пешеходов и зацеперов. Целевой показатель на 2016 год - 1,3, что даже нам 162 пострадавших за год.

Цифры не бьются. Можно смело делать вывод что статья в рецензируемом сборнике ВАК написана только чтобы один из его авторов мог стать кандидатом каких-то наук или выполнить план по публикациям. Кстати, если кто не знал, научные журналы не платят авторам, обычно как раз авторы платят за публикацию.

Но как подтвердить или опровергнуть утверждение из заголовка? Я предлагаю взять данные по авиационным катастрофам и железнодорожным крушениям. Таковыми считаются аварии, в которых погиб как минимум один пассажир. В качестве исследуемого периода выберу пятилетку 2016 - 2012, благо есть данные в статье. Всего пассажирооборот за пять лет: 658 для железной дороги вместе с пригородными перевозками и 1104 для авиации в миллиардах пассажиро-километрах. В авиакатастрофах погибла за это время 619 человек (461 без учёта вертолëтов) https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Катастрофы_гражданской_авиации_России_с_1991_года. В крушениях на железной дороге погибло за это время 6 человек (30, если прибавить метро) https://en.m.wikipedia.org/wiki/List_of_Russian_rail_acciden.... Или https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Крушение_на_перегоне_Нара_—_Бекасово_I

В итоге на железной дороге погибают 9 пассажиров на триллион пройденных километров, а на самолётах разбиваются 417. Конечно на фоне ситуации с автотранспортом авиация совершенно не пугает, но и на лавры "самого безопасного транспорта" не тянет. Если кто-то хочет опровергнуть мои умозаключения милости прошу в комментарии.