102

Ave, Caesar! Как "вечный город" изменил мое отношение к сериалам

Ave, Caesar! Как "вечный город" изменил мое отношение к сериалам

Так получилось, что я не вырос любителем сериалов. Нет, конечно, в моем детстве были "Коломбо", "Друзья", "Пещера золотой розы", "Любовь и тайны Сансет-Бич" и даже отечественная "Графиня де Монсоро". Было и многое другое, что крутили по телевизору в годы моей школьной жизни. Но потом школа закончилась, я открыл для себя мир большого кинематографа, и вся эта "телемелочь" осталась в прошлом.


Прошли годы, жизнь на планете изменилась, и в мир телесериалов пришли крупные компании, у которых были ресурсы и желание подвинуть мастодонтов типа Warner Bros. или Universal с финансового Олимпа. Что примечательно, некоторые эти компании входят в концерны и принадлежат тем же Warner Bros. или Universal. Сути, конечно, это не меняет — механизм высокобюджетных сериалов уже был запущен, а его обороты успешно растут и по сей день.


Признаюсь, даже в таких условиях я какое-то время оставался консерватором на фоне многих моих товарищей, которые регулярно делились мнениями об атмосфере "Очень странных дел", очередной серии "Доктора Хауса", крутизны "Во все тяжкие" или о достоинствах и недостатках второго сезона "Настоящего детектива". Во всем этом безобразии единственным сериалом, отмеченным моим вниманием, был "Обмани меня".


И вот настала эпоха Джорджа Мартина и HBO. "Игра престолов" победно прошлась, наверное, по всем материкам. В тени Старков и Ланнистеров остались "Викинги" и "Спартак", а люди стали делить мир сериалов на "до ИП" и "после ИП". Не успела финальная серия ранить сердца зрителей, как Сеть уже выдала кучу статей и материалов типа "Кто займет нишу после "Игры престолов". Я же, получив от Бениоффа и Уайсса настоящие морально-психологические увечья, вынужденно обратился к предшественникам, чтобы хоть как-то компенсировать боль от Брана Сломанного.


И вот тут мне попался "Рим". Два сезона, двадцать две серии. Как исторический роман в двух частях по двенадцать и десять глав соответственно. Самое то для человека, который не может смотреть видео с утра до вечера из-за нехватки времени.


Оговорюсь сразу: сериал отличный, и лишь некоторые моменты не позволяют мне назвать его превосходным.


Но обо всем по порядку.


Начнем с плюсов.


Декорации. Они просто потрясающие. Даже такой придирчивый к исторической матчасти человек как Клим Жуков в совместных разборах с Дмитрием Пучковым признал их первоклассными. Городские улицы, римская архитектура, рисунки на стенах, интерьеры помещений, мебель, посуда — все это дело рук профессионалов с большой буквы. Взгляд зрителя совершенно не находит, к чему здесь можно придраться, а только принимает целиком каждый такой кадр с безоговорочной верой в истинность — настолько достоверно и реалистично выполнена работа.


Актеры. Они великолепны. Все персонажи выданы на ура, нет причин сомневаться в ком-то. Мне встречалось мнение, будто несколько подкачал второй исполнитель Октавиана, однако, думаю, такое мнение вызвано не столько некачественной игрой Саймона Вудса, сколько отличным исполнением Макса Пиркиса. Конечно, даже в такой массе положительных актерских работ есть те, кто играет первую скрипку: например, Киран Хайндс (Юлий Цезарь) или Джеймс Пьюрфой (Марк Антоний). Первый представил, пожалуй, самого убедительного Гая Юлия из всех, виденных мною на киноэкране. А второго я бы вообще, как говорится, вынес за скобки — он просто прекрасен в каждом своем появлении на сцене "Рима".


Сюжет. Он бессовестно хорош для такого рода произведения. Нет серьезных провисаний, интрига сохраняется умело почти в каждой серии, персонажи убедительны, мотивация их понятна, действия логичны и обоснованы характерами или событиями. Безусловно, многие эпизоды преподнесены не так, как было в реальной истории, но эти изменения, по большей части, сделаны именно для увеличения драматизма происходящего, а не от пустоголовости сценаристов. Никакой критичной для мировой истории подмены авторы сериала себе не позволили (привет "Бесславным ублюдкам"!), а то, что позволили, пошло сюжету только на руку.


Оператор. Он на высоте, как и требуется в самом дорогом сериале мира в период "до ИП". Если не брать во внимание батальные сцены, о которых я скажу дальше, к его работе претензий нет. Композиция, ракурсы, планы — все выбрано отлично и помогает зрителю ощутить масштаб разворачивающегося исторического полотна, а также почувствовать бюджет проекта. Предлагаемая картинка гораздо ближе к голливудскому блокбастеру, нежели к очередному долгоиграющему телевизионному шоу. На это действительно приятно смотреть.


Однако даже на Солнце, мы знаем, бывают пятна. Поэтому немного о минусах.


Батальные сцены. Они откровенно плохи. Без преувеличения военное дело — объективно самая слабая часть сериала. Сражений и схваток зрителю показывают немного, но те, что показывают, пугают скудостью постановки и глупостью происходящего. Приемы, которые исполняют люди в кадре, не имеют ничего общего с реальной тактикой римских легионов или действиями гладиаторов на арене. Оружие порой используется совершенно абсурдно и неправдоподобно, а доспешный ряд от вполне реалистичных кольчуг уходит к каким-то странным и нефункциональным кожаным панцирям. Фактически лучшие битвы — те, которых мы не видим. Когда на экране представлено поле боя, усеянное жертвами, или лагерь проигравших, у сериала все по-прежнему в полном порядке — декорации радуют, а актеры играют убедительно. Лучше бы так и было постоянно, но имеем, что имеем.


Исторические неточности. Они здесь есть, и с этим всем поклонникам достоверности придется смириться. Как я уже написал, большинство этих неточностей сделаны сценаристами не от отсутствия знаний, а исключительно в угоду сюжетным ходам. Это заметно и даже идет в некий плюс скриптрайтерам. Правда, есть и откровенно странные решения: например, именовать всех высших военачальников "генералами". Я прекрасно понимаю, что англоязычная аудитория воспримет это звание гораздо проще, чем настоящего "легата", но ведь в сериале наряду с привычными "консулами" и "сенаторами" герои занимают и такие специфические для английского уха должности как "трибун" или "магистрат". Что мешало сохранить достоверность и в отношении военных — не ясно. В любом случае, существенно на итоговое качество продукта это не влияет.


Подводя итог, вновь подчеркну, что "Рим" — отличный пример того, как нужно снимать исторические сериалы, чтобы в них уживались вместе людские страсти, политические интриги и реальные исторические личности. Да, в нем есть ошибки, неточности, допущения и бездарные батальные сцены, но, поверьте, атмосфера, герои, сюжетные повороты и игра актеров с лихвой компенсируют все недостатки. Сериал настоятельно рекомендуется к просмотру всем поклонникам хорошего, качественного кинодела, и его концовка вас уж точно не разочарует.

Древний Рим

277 постов3.1K подписчиков

Правила сообщества

Просьба уважать правила сайта и постить сообщения только по тематике сообщества. В случае если ваше сообщение не соответствует теме, оно будет перенесено в  общую ленту. Сообщество не является академическим обществом профессионалов, но все же, старайтесь подкреплять свои заявления фактами и не распространять мифы, слухи и прочее иначе будет вынесено предупреждение с дальнейшим баном. Неоднократное игнорирование тематики сообщества ведет к бану.