Армянский историк Киракос Гандзакеци о сыне Батыя Сартаке

Армянский историк Киракос Гандзакеци о сыне Батыя Сартаке Батый, Сартак, Монголы, Татары, Русь, Киевская Русь, Князь Александр Невский

"Был у него сын по имени Сартах, о котором мы выше упомянули, воспитанный кормилицей-христианкой; вступив в возраст, он уверовал в Христа и был крещен сирийцами, которые вырастили его. Он во многом облегчил положение церкви и христиан и с согласия отца своего издал приказ об освобождении [от податей] священников и церкви, разослал его во все концы, угрожая смертью тем, кто взыщет подати с церкви или духовенства, к какому бы племени они ни принадлежали, даже с мусульманских мечетей и их служителей.


С этого времени, осмелев, стали являться к нему вардапеты, епископы и иереи. Он любезно принимал всех и исполнял все их просьбы. Сам он жил в постоянном страхе божьем и благочестии — возил с собой в шатре алтарь, всегда исполняя священные обряды.


Вместе с другими прибыл к нему (Сартаху) и великий ишхан Хачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом* — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению. Он (Сартах) любезно и почтительно принял его и всех, кто был с ним: ишхана Григора, которого обычно называли Отроком, [хотя] он в то время был уже старик, и ишхана Десама, скромного юношу, и вардапета Маркоса, и епископа Григора."


По версии Л.Н. Гумилева в юношеские годы Сартак стал кровным побратимом («андой») Александра Ярославича, известного в историографии как Александр Невский. Однако современник Сартака и Невского Киракос Гандзакеци (около 1203—1271) этого не упоминает.