Армия такая армия

Серые будни.

Сегодня, в день весеннего равноденствия, когда Венера в третьем доме Марса, а Луна готовится затмить собою Солнце, я представляю вам неправильный длиннопост про свою службу. Я никого не просил на меня подписываться (чёрт, вас уже 426, спасибо всем!) и не обещал, что буду писать посты в единой манере. Я обещал рассказать про присягу - честное слово, в следующий раз всё будет в лучшем виде, а сейчас то, что есть, уж не обессудьте =) Кто не прочитал теги - я не виноват.

Всю мою сознательную жизнь музыка служила мне фоном: бухнуть в клубе под неистовый долбёж басов, танцы-обниманцы под медляки, поездки в машине под электронику без слов, уборка в квартире под французский реп, готовка яичницы по утрам под радио. Музыка служила чем-то третьестепенным, лишь бы заглушала тишину. Я мог прослушать песню несколько раз подряд и даже относить её в разряд любимых, но не мог сказать, о чём поётся, хотя всё на русском. Своё предпочтение я отдавал опираясь исключительно на ритм и тембр голоса, а не на слова и ноты.

Не так давно купил я более менее качественные наушники и занялся настройкой эквалайзера. Сижу, значит, там подкручиваю, тут подстраиваю, а сам внимательно вслушиваюсь - оказывается, не было у меня в детстве встречи с медведем. Вся беда в том, что это я не уделял должного внимания вокальным партиям и композициям, не в наушниках дело было. Стоило на минутку заткнуть внутренний голос, который постоянно гоняет мысли по черепной коробке и спорит с собственным эхом, и вслушаться, так сразу фон перестал быть таковым.

Неожиданно для самого себя я стал не только слушать, но и слышать. Слышать, как много инструментов и как много различных звуков они способны издавать. Слышать гармонию, которую дарит сочетание инструментов и голосов. Треки, которые я гоняю в плеере не первый десяток лет, начали открываться мне новыми деталями. Не знаю, как правильно говорить в подобных случаях, но я "прозрел". Надо было всего лишь уделить чуточку внимания.

Вы часто смотрите на небо? Я, например, смотрел раньше каждый день. Посмотрю мельком и мне становилось ясно, брать зонт с собой или нет, снег пойдёт или всё же очки от солнца прихватить. А ещё на закате там красиво бывает. В армии тоже смотрел каждый день. На каждом долбаном построении мне предоставлялся выбор: созерцать затылок впереди стоящего или разглядывать облака на небе. Я вам так скажу: в армии любое действие начинается построением, им же и оканчивается.

Любоваться небом в армии можно 20 раз на дню. Когда мне надоело анализировать форму затылков и ушей военнослужащих, ничего не оставалось, как уделить внимание этой прекрасной непередаваемой словами игре света и форме облаков. Я и раньше мог ясным утром определить, будут на небе к обеду облака или нет, затянет всё от горизонта до горизонта или будут только рваные белые барашки, так что во время службы я довёл это умение до совершенства. А ещё я нашёл тысячу отличий домашних облаков от увиденных с плаца. Вы можете подумать, что это у меня от нехватки в тот период жизни всего и вся фантазия разыгралась.

Всё возможно, но только по возвращению домой я всё так же видел эти различия и с тем же упоением любовался красотой небесной тверди. После армейки я сделал не одну сотню фоток облаков и запечатлел не меньшее количество закатов (посмотрите мой первопост на пикабу), потому что с тех пор я поднимаю взгляд ради той прелести, что там есть. Уделив однажды минуту своего времени, я стал настоящим ценителем прекрасного. Кто знает, случилось бы это, если бы я не забросил аспирантуру ради казавшейся в тот период жизни интересной и перспективной работы.

Я однажды спросил у своего командира отделения: Чего мне не хватает до отличного солдата? Его ответ был кратким: Внимания. Похоже, я тогда перестарался=) А всё началось достаточно прозаично - я попал в карантин и сутки на пролёт единственным развлечением был вид из окна. Моему взору открывалась грустная картина: дерево с облетевшей листвой, кусочек плаца с марширующими солдатами и небо, затянутое облаками. Тучи были серыми и хмурыми, прям как мои последние 2 дня, а чтобы хоть как-то развеять вселенскую скуку, я решил написать письмо домой.

В голову ничего не лезло, писать про карантин я бы уж точно не при каких обстоятельствах не стал, поэтому я стал описывать облака. Для начала я описал те, что были за окном в ту минуту, потом стал вспоминать все построения и тут Остапа понесло: я исписал 3 двойных листа в клетку со всех сторон, а почерк у меня далеко не размашистый. Я, знаете ли, мелочный в этом плане и пишу очень компактно. В тот раз писал через клетку, чтоб родным читать было удобно, но заканчивал всё равно на полях, как тут заканчиваю в комментариях.

Надеюсь, теперь вы понимаете, как мне хочется выражаться кратко, но ёмко. Не склалось =) С другой стороны, я умудрялся находить не только слова, но и темы для 2-3 писем каждую неделю и зачастую они не умещались в два двойных листа со всех сторон, а чаще ещё и в каждой строке. Меня даже предостерегли, что слишком толстое/тяжёлое письмо может не дойти. Я писал обо всём подряд, а всё ради того, чтобы убить время. А что ещё делать, если почти всё запрещено и не положено, не уставы же учить.

По сути, небо стало отдушиной на службе. В любой момент я мог устремить взор вверх и в никуда одновременно. Находясь в строю среди ещё тысячи безликих я мог почувствовать себя одиноким, побыть наедине с безграничным великолепием. Понимаю, что само словосочетание "50 оттенков серого" успело набить оскомину всем и каждому, но это лучшее описание той картинки, что характеризует индивидуальность в армии, картинки, застрявшей в моей памяти.

Это было осенью на ничем не выдающемся утреннем построении. Вся разница от всех предыдущих была лишь в очень плотном тумане, который окутывал плац. Я обожаю карандашные рисунки, мне нравится театр теней и мне близка идея чёрно-белых фотографий. В тот момент всё это воплотилось в реальной жизни и я был близок к визуальному оргазму. В этой жизни обычным считается желание развидеть,я же многое бы отдал за фото того построения.

Плац у нас был не маленький, метров 100 на 200, может меньше или больше, я потом найду на карте и уточню размеры. Смысл в том, что подразделения стояли по его периметру и каждый взвод был "нарисован" новым оттенком серого. Прозвучала команда Смирно!, всё застыло как на фотографии и только голос командира части доносился из пелены. Ветра нет, деревья не колышатся, все птицы куда-то пропали, а все движения солдат скрадывает туман. Такого густого и жирного тумана мне видеть ещё не приводилось. Почти что Сайлент Хилл, только пепла не хватает =)

С каждой "коробкой" очередного взвода силуэты меняли форму, видимое количество шеренг уменьшалось, а отличия между бойцами стирались. На плацу стояли плоские картонные фигурки, у них не было имён, они были безмолвны и не было видно ни единого лица. В тот момент я ощущал себя в стоп кадре какого-нибудь фильма, когда главный герой ходит среди людей, застывших в движении. В конце концов тишина поглотила и голос командира части, так что я остался наедине с самим собой.

Кто-то выкрутил тем утром настройки цвета и звука в ноль, убавил яркость до минимума, стерев тем самым все различия, оставил только меня и мою тень, размноженную на ксероксе. Мне до сих пор хочется верить, что я тогда не один любовался этим видом, что и я кому-то виделся нарисованным призраком и кто-нибудь помимо меня оценил то редкое мгновение одиночества.