Арбалет

Привет всем жителям пикабу. Сегодня пятница, а значит самое время показать кое-чего моего собственноручно скрафченного.

Была у меня когда-то небольшая мечта – сделать себе арбалет. Но все как-то не складывалось: то времени нет, то материалов. В общем, руки никак не доходили. И вот, наконец, все сложилось. А что с чем и как складывалось, я сейчас и попробую рассказать.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Началось все, конечно, с идеи. Она давно росла и закреплялась в голове, потихоньку собирались материалы и мысли. Живу я в квартире, и обрабатывать большие объемы древесины не то, чтобы очень удобно. Да и перевести кучу материала, допустив пару дурацких ошибок, не хотелось. К тому же делаю такую штуку в первый раз и готовой технологии нет, поэтому я решил сделать небольшой по размерам арбалет, функциональную модель что ли. В общем все то же самое, только не 80 сантиметров длиной с огромными плечами, а 25 сантиметров длины ложа и 20 дуги. Делать сразу же решил из дерева, про работу с металлом я знаю только теоретически, да и инструментов минимум, тем более, что занимаюсь резьбой и всегда работаю с деревом.


С примерными размерами определился, теперь нужно было подобрать материалы. Для ложа была найдена старая 2-сантиметровая доска за шкафом из непонятной лиственной древесины, очень сухая и прочная. То, что нужно. А вот с дугой сложнее, все-таки основная рабочая часть. Для этих целей давно была найдена ореховая палка, ее и решил использовать, но тут возникли некоторые проблемы, но о них позже.


Следующий элемент, который необходимо было обдумать – спусковой механизм. Большинство средневековых арбалетов использовали роликовый затвор, называвшийся в то время «орехом». Его вырезали из кости либо отливали из бронзы. Но тут технологическая проблемка. Ни вырезать из кости, ни отлить из бронзы, ни выточить из стали возможности нет, поэтому я остановился на самом простом варианте. Обычная ступенька – зацеп для тетивы, и штырек, который сталкивает тетиву с этой ступеньки. На сам штырь жмем рычагом. Такой вот примитивизм, но в итоге работает отлично.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

При работе пользовался вот это картинкой и фотографиями средневековых арбалетов. Если кто-то соберется делать, то, наверняка, ее увидит, поэтому стоит прокомментировать. Общая схема нормальная, соотношения длин также брал отсюда, но со спусковым механизмом какой-то треш. Скорее всего ее рисовал человек, который не имел дело с арбалетами, да и просто с логикой проблемки, потому что такое закрепление тетивы во взведенном положении и ее спуск мягко говоря вызывает сомнения. Обычная иллюстрация из какой-то книжки, наверное.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Все теоретические вопросы были решены и можно приниматься за работу. Сначала я распилил доску и вырезал простое ложе с минимумом обработки, чтобы можно было испытывать дугу и пробовать натягивать тетиву. И если эта простенькая система заработает, то можно считать, что большая часть работы сделана и заняться обработкой всего остального и наведением красоты. Ну так вот. Не заработала… Подробных фотографий не сохранилось, но вот это – моя первая дуга.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Ее немножечко порвало. То ли этот кусок орешника не очень подходил для этой цели, то ли геометрия неправильная, то ли дефектов много – не знаю уж. Но результат таков. Я ожидал этого, но все равно не очень приятно. Следующим вариантом была рябина. Прямая, почти без малейших дефектов сухая рябиновая палка. Я расколол ее на две части и из одной сделал новую дугу. Другой формы, потолще, с ребрами. Обе дуги я немного изогнул на пару, чтобы придать им небольшой начальный изгиб. Вторая дуга уже заработала как надо. Не сразу, я достаточно долго ее подгонял, шкурил, старался выровнять напряжение на плечах. Но в итоге все вышло, как надо. Тут я уже успокоился и начал придавать ложу, дуге и всему остальному окончательный вид. Шкурить все, думать над украшением.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Еще один крайне важный элемент, на котором стоит остановиться – тетива. Казалось бы, чего проще. Петельки завязал, накинул, готово. Но при натяжении, все это будет непременно сползать, съезжать и тп. Методы крепления на картинках и схемах не всегда подходят, не работают, либо на них просто не заостряют внимания, и их нельзя использовать в принципе. В общем, готовое взять было нельзя. Можно то есть, но все опять же требовало испытания, проверки и осознания. Я вырезал небольшие выемки на концах, как у всех луков, но опять же, при сильном натяжении узел на конце растягивался и все опять начинало сползать и съезжать. После нескольких попыток пришлось гуглить узлы. Выбрал обычную петлю, как на виселицах, сюда она тоже вполне подошла. Начал я с одной нити веревки. Она, конечно же, порвалась. Потом перешел сразу на три сплетенные нити. (Стоит сказать, что нитью я называю свою веревку. По факту она изначально состоит из трех пеньковых нитей.) А вот это уже заработало. Три нити толщиной и две петли на концах – вполне рабочий вариант. С ним я и испытывал все.


Чтобы закончить говорить о тетиве скажу, что чуть позже я решил-таки сплести нормальную тетиву. Нагуглив, опять же, как это делать, сел за работу. Получалось вполне сносно, но проблема в том, что она почти не тянется. Предыдущий вариант с узлами можно было корректировать, ослаблять, натягивать и тп. Здесь же, если сплел, то все, плетение затянется, даст еще пару миллиметров длины максимум, и если ошибиться с размерами, то у меня для тебя плохие новости. Придется переделывать, либо натягивать на дугу и уже рисковать дугой, испытана-то она была при другом начальном натяжении. В итоге только с третьего раза я смог подогнать тетиву под свою дугу, но все равно это того стоило, даже выглядит «правильно», запас прочности там значительный, да и на дуге сидит, как влитая.


На фотографии можете посмотреть "эволюцию" тетивы. Первоначальный вариант, две не подошедшие по размеру и окончательный вариант.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Теперь вернемся к ложу и дуге. Основа уже была готова, дуга работала, тетива есть, но ложе пока что представляет из себя просто деревянный брус. Посмотрев на картинки, я выбрал такую форму. Спусковой рычаг крепится деревянным штифтом в пропиле и толкает штырь. Выступ под дугой носит скорее декоративный характер, ну а дальше ложе становиться тоньше, идет скос, но все это просто для красоты. Выпилил ложе, отшкурил до 1000, просверлил отверстия под штыри, сделал спусковой рычаг и пропил под него, подогнал все, чтобы нормально двигалось. Потом привязал дугу и решил провести небольшие испытания.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост
Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Общая схема работала хорошо, тетива спускается, болт летает, красота. Хотел бы обратить ваше внимания на небольшой элемент над ступенькой для тетивы. Не знаю, как правильно он называется, скажем, «держатель для болта». Он удерживает болт при спуске, не давая ему выпадать. Я знал, что он нужен, но не очень хорошо понимал, зачем, и первые выстрелы делал без него. Вот я заряжаю арбалет, натягиваю тетиву со скрипом, нажимаю на спуск и болт весело улетает вверх, крутится и падает в 30 сантиметрах от меня. Оказалось, что при спуске, когда тетиву толкает вверх, она сначала бьет по задней части болта и отправляет его не вперед, а тоже вверх. Он крутится и падает. Выстрел, конечно же, не получается, но как только болт придерживается сверху держателем, все сразу становится, как надо.


Все работало, как следует и можно было спокойно заняться украшательствами. Я изначально решил, что хочу сделать вставки с резьбой, все-таки этим занимаюсь. Но таких вещей я никогда не делал, собственно сложность такой инкрустации просто в том, что нужно руками подогнать вставки в выемки под них. Сделав это, я вырезал подобранный узор. Это стилизация древнескандинавских орнаментов X века.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Вставки вклеены, почти готово, оставалось только обработать все и собрать. Ложе и спусковой рычаг тонированы морилкой на водной основе цвета «дуб». Все элементы, кроме дуги обработаны льняным маслом с воском. Дуга же просто льняным маслом без добавления воска.


Также стоит сказать и о болтах для арбалета. Сделал я пока всего один, больше не нужно как-то было. Сделан он из остатков липы, оперение картонное. Наконечник сделал из гвоздя, расплющенного молотком и подогнанного под нужную форму. Оперение вклеено столярным клеем, наконечник на эпоксидке с дополнительной проклеенной обмоткой пеньковой веревкой. Схема болта нормальная, работает, выдержал несколько десятков выстрелов в доски, умирать пока не хочет.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Также в конце пройдусь по результатам своих стрельб. Честно говоря, я ожидал меньшего. ШЬЕТ ТРИ ДОСКИ НАСКВОЗЬ НА 150 МЕТРОВ (нет) Максимальная дальность, какую пробовал – около 7 метров. На это расстоянии у болта достаточно энергии, чтобы воткнуться в доску. На бОльших расстояниях не знаю, что будет, стрелял только в квартире. По ощущениям 10 метров на 10 должен стрелять, но там воткнется максимум в картонку. На расстоянии в пару метров входит в старую просушенную крепкую доску на 2-3 мм. Картон пробивает до конца-середины обмотки болта. В общем по людям и всему живому лучше не стрелять, сильно не повредит, но будет крайне неприятно.

И добавлю еще несколько фотографий готового арбалета.

Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост
Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост
Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост
Арбалет Моё, Арбалет, Ручная работа, Резьба по дереву, Длиннопост

Вроде бы описал весь процесс производства, если недорассказал или что-то осталось непонятным, спрашивайте - отвечу. Буду рад вашим комментариям и вопросам, спасибо за внимание)

Ссылка на мою страницу: https://vk.com/id409354822

Рукодельники

55.4K пост59K подписчиков

Правила сообщества

В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.

0. Соблюдайте основные правила Пикабу.


1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.


2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.


3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).


Запрещены:

-ссылки рекламного характера/спам;

-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;

-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.

(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).

При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.


3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).


4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.

Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».


5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.

Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.


6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.

За неоднократные нарушения автор получает бан.

Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.