Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Анализ мер правительства РФ по борьбе с COVID-19

25 марта 2020 года, когда количество инфицированных COVID-19 в России достигло 658 человек, Владимир Путин экстренно обратился к россиянам. Президент рассказал о мерах, которые российская власть собирается принять для стимуляции экономики на фоне пандемии коронавируса. В частности, Путин перенес голосование по поправкам в Конституцию на неопределенный срок, объявил неделю каникул с сохранением зарплаты, пообещал ввести, увеличить или ускорить выплаты отдельным категориям граждан, ввести отсрочки по потребительским и ипотечным кредитам, а также по выплате налогов для предпринимателей.


При этом в некоторых случаях, как, например, с повышением выплат по больничным листам или с введением недели оплачиваемых каникул, нагрузка по осуществлению этих выплат была возложена на работодателей, то есть во многом на предприятия малого и среднего бизнеса.


Меры, объявленные президентом 25 марта

— перенос голосования по поправкам в Конституцию на неопределенную дату;

— выходные с 28 марта по 5 апреля с сохранением заработной платы для всех россиян, кроме сотрудников медучреждений, аптек, магазинов, транспорта, банковских и финансовых учреждений, а также органов власти;

— автоматическое продление всех социальных пособий и льгот на шесть месяцев;

— перенос праздничных выплат ветеранам ВОВ с мая на апрель 2020 года;

— выплаты пособий в размере 5 000 рублей на каждого ребенка в возрасте до трех лет всем семьям, обладающим правом на материнский капитал;

— перенос начала реализации запланированных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет с июля на июнь 2020 года;

— изменение выплат лицам, находящимся на больничном, — до конца года размер выплат не должен быть ниже МРОТ;

— увеличение пособия по безработице до размера МРОТ — то есть с 8 000 рублей до 12 130 рублей;

— возможность введения каникул по потребительским и ипотечным кредитам для граждан, чей доход сократился более чем на 30%;

— поручение Банку России предусмотреть аналогичный механизм пролонгации кредитов для индивидуальных предпринимателей;

— введение шестимесячной отсрочки выплаты всех налогов, кроме НДС, для предприятий малого и среднего бизнеса, а также микропредприятий;

— введение шестимесячной отсрочки выплат по страховым взносам для микропредприятий;

— поручение правительству и Центробанку разработать дополнительные меры устойчивого кредитования, в том числе государственные гарантии и субсидирование;

— обеспечение защиты предприятий от банкротства, в том числе мораторий на подачу заявлений о банкротстве и взыскании долгов и штрафов;

— поручение правительству составить и обновлять список отраслей экономики, наиболее затронутых кризисом;

— снижение с 30% до 15% страховых взносов предприятий малого и среднего бизнеса по зарплате работников, в случае если она выше МРОТ. Для работников с зарплатой на уровне МРОТ или ниже ставка остается прежней. Эта мера является долгосрочной, а не временной;

— повышение налога на выплату процентов и дивидендов в офшоры с 2% до 15% и соответствующая корректировка соглашений о двойном налогообложении с другими странами, в случае отказа — выход из подобных соглашений;

— повышение до 15% налога на прибыль от ценных бумаг и вклады в размере более миллиона рублей.


Примечательно, что непосредственные меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции Владимир Путин затронул лишь вскользь, объявив период с 28 марта по 5 апреля каникулами, а также посоветовав гражданам оставаться дома и прислушиваться к рекомендациям врачей. Сами рекомендации (например, регулярное мытье рук) президент не озвучил. Тем самым, такие меры, как карантин, временное ограничение передвижения граждан, социальная изоляция и т. д. на всероссийском уровне пока что не рассматриваются.


Основная часть выступления Владимира Путина была посвящена планам по экономической поддержке граждан и бизнеса. Предложенные президентом меры касались введения новых, увеличения существующих и переноса на более ранний срок запланированных выплат и льгот частным лицам, в том числе семьям с маленькими детьми, больным и безработным гражданам. Отдельно следует отметить, что большинство мер, связанных со стимуляцией среднего, малого бизнеса и микропредпринимательства выражаются лишь в отсрочке платежей и взносов, например, налогов. Таким образом, спустя 6 месяцев они все равно будут обязаны заплатить налоги за текущий период. Одновременно Путин поручил правительству и Центробанку разработать меры стимуляции экономики.


В своем выступлении Владимир Путин акцентировал внимание на том, что в связи с коронавирусом эпидемиологическая ситуация находится под контролем российских властей. Президент подчеркнул, что благодаря заранее принятым мерам в области здравоохранения распространение коронавирусной инфекции удалось замедлить, а случаи инфицирования связаны в первую очередь с географическим положением России, которая граничит со странами, подверженными эпидемии. При этом сразу после его заявления в российских СМИ появилась информация о том, что в Москве умерли двое пациентов с положительным тестом на коронавирус.


Ранее вице-премьер России Татьяна Голикова, возглавляющая оперативный штаб по противодействию коронавирусу, на вопрос о возможной вспышке COVID-19 в России заявила: «Это, я считаю, абсолютно раздутая история». Хотя власти публично называют панику вокруг распространения коронавирусной инфекции преувеличенной, во внутренних аналитических обзорах, подготовленных для правительства Московской области, оказавшихся в распоряжении Центра «Досье», предполагается, что реальное количество заражений коронавирусной инфекцией (COVID-19) существенно превышает официальные цифры и может намеренно скрываться властями.


Составители документов предполагают, что отсутствие ограничительных мер может привести к экспоненциальному росту количества заболевших коронавирусной инфекцией россиян и, соответственно, к перегрузке системы здравоохранения. Кроме того, из документов, подготовленных для правительства РФ (находятся в распоряжении Центра «Досье») следует, что авторы оценивают риски для экономики России как высокие и прогнозируют, что предприятия отдельных отраслей могут оказаться на грани банкротства. Следует отметить, что власти рассматривают меры по поддержке не только малого и среднего бизнеса, но и крупных, в том числе государственных корпораций, например в нефтяном секторе.


Так, в документе от 16 марта приводятся данные, согласно которым по «крайне оптимистичным» оценкам в Москве на тот момент было около 500 случаев заражения коронавирусом. При этом, по официальной информации, опубликованной на сайте Роспотребнадзора, 15 марта на всей территории России было зафиксировано лишь 63 случая инфицирования.

Анализ мер правительства РФ по борьбе с COVID-19 Коронавирус, Политика, Экономика, Анализ, Статья, Россия, Длиннопост
Анализ мер правительства РФ по борьбе с COVID-19 Коронавирус, Политика, Экономика, Анализ, Статья, Россия, Длиннопост
Таблица данных прогноза распространения эпидемии коронавируса в Москве (из внутренних документов, подготовленных для правительства Московской области от 16 марта 2020 года).

В обзоре, подготовленном для правительства МО, рассматриваются прогнозы заболеваемости коронавирусом в Москве вплоть до 10 июня по двум различным сценариям — без принятия срочных мер и при введении карантина с 26 марта.


При первом варианте развития событий ожидается, что к концу марта в Москве и Подмосковье будет около 10 000 инфицированных, а к середине апреля — почти 100 000. В первой декаде мая эпидемия достигнет пика в 2,2 миллиона зараженных человек (или 19% населения), из которых госпитализации потребуют до 200 000 случаев (при том что общее количество больничных мест в Москве составляет около 60 000, включая занятые другими больными). Ожидается, что к маю интенсивная терапия с аппаратами ИВЛ будет необходима 50 000 человек (по данным составителей отчета, в настоящее время в Москве насчитывается всего 2 000 реанимационных койко-мест и около 2 000–3 000 аппаратов ИВЛ).


Авторы документа утверждают: «От коронавируса за следующие два-три месяца умрет около 30 000 человек. В Москве ежегодно умирает около 120 000 человек. С одной стороны, получается +20% к обычной смертности. Много конечно, но есть соблазн подумать, что сохранение экономики и позитивного настроя электората стоят того. А для бюджета так и вовсе двойной плюс — и экономику (доходы) сохраняем, и нагрузку на пенсионную систему (расходы) снижаем»


[здесь и далее орфография и пунктуация авторов документов сохранены — прим. Центра «Досье»].


Одновременно с этим ожидается, что суточный показатель смертности от заболеваний органов дыхания возрастет в 100-300 раз, тогда как ежедневный уровень смертности, вызванной коронавирусом, на пике эпидемии будет составлять от 1 000 до 3 000 случаев (в отчете указано, что в общей сложности в настоящее время в Москве по разным причинам умирает около 300 человек в день). Это вызывает у составителей обзора определенные опасения: «рост ежедневной смертности в 3-10 раз не заметить и/или скрыть будет уже невозможно.


И картина через месяц-два будет крайне безрадостной — переполненные больницы, родственники, пытающиеся выбить ИВЛ для своих, похоронные процессии, перерастающие в митинги и т. д.».


Предложения по введению жесткого карантина подкрепляются расчетами, в соответствии с которыми при введении мер 26 марта пик эпидемии передвинется на конец апреля и максимальное количество инфицированных удастся сократить почти в 10 раз (до 250 000 человек). Ожидается, что карантин позволит сократить показатели смертности от коронавируса к июню 2020 года в девять раз — количество умерших в этом случае достигнет 3 000 человек, по сравнению с 28 000 без введения мер. Ежедневная смертность от коронавируса в момент пика в этом случае превысит 300 человек в день (то есть общий уровень смертности повысится в два раза). Прогнозируется также, что при таких показателях понадобится около 20 000 обычных больничных коек и 5 000 реанимационных.


Следует учитывать, что расчеты по обоим сценариям основаны на текущем показателе ожидаемой смертности пациентов (1% смертей на 99% поступивших в больницы), который подразумевает безотказную работу системы здравоохранения. По мнению авторов документа, в действительности такое развитие событий является «невозможным при указанном выше соотношении больных и имеющихся койко-мест и аппаратов ИВЛ». Таким образом, высокая загруженность больниц сама по себе может стать фактором ухудшения ситуации.

Анализ мер правительства РФ по борьбе с COVID-19 Коронавирус, Политика, Экономика, Анализ, Статья, Россия, Длиннопост
Презентация «Коронавирус в России: Последствия и меры противодействия», подготовленная для правительства Московской области 19 марта 2020 года.



Согласно еще одному внутреннему прогнозу, подготовленному для правительства Московской области, к первой декаде мая, на пике эпидемии, ежедневно в Москве и Московской области будут умирать 6 000–7 000 человек (средний уровень смертности от других причин в Москве и Московской области составляет 600 человек в день), при этом нагрузка на реанимации возрастет в 15 раз. Число заболевших коронавирусом в Москве и области без принятия мер составит шесть миллионов человек (почти 30% населения), тогда как введение карантина с 30 марта позволило бы снизить этот показатель до 750 тысяч, одновременно сократив общее число летальных исходов со 120 тысяч до 16 тысяч. Интенсивная терапия может единовременно понадобиться до 150 000 человек (в настоящее время в Москве и Московской области в общей сложности 6 500 реанимационных койко-мест).


Расчеты, приведенные в этом прогнозе, показывают, что введение до 23 марта полного карантина, то есть ограничения на общение и перемещение людей внутри и между городами на срок от одного до полутора месяцев (включая полное закрытие всех школ, университетов, мест досуга и магазинов), позволило бы остановить эпидемию с минимальным ущербом для населения и экономики, сократив количество заболевших в Москве и Московской области в четыре раза (до 150 000), а число летальных исходов в 35 раз (до 3 400). Количество больных, требующих интенсивной терапии, в этом случае осталось бы на приемлемом для системы здравоохранения уровне (4 000–5 000 человек одновременно).


Отсрочка введения карантина всего на одну неделю, согласно данным отчета, увеличивает смертность в пять раз, перегружает систему здравоохранения и продлевает негативные последствия эпидемии на 1,5–2 месяца.


В соответствии с прогнозом по России в целом, «без принятия срочных мер до 60-70% населения будет заражено в течение 3–4 месяцев», а общая смертность от коронавируса в стране может составить от 1 до 6 миллионов человек. Ожидается, что госпитализация одновременно потребуется 3–4 миллионам человек, при том что в стране всего 40 000 аппаратов ИВЛ.

Анализ мер правительства РФ по борьбе с COVID-19 Коронавирус, Политика, Экономика, Анализ, Статья, Россия, Длиннопост

Центр «Досье» подготовил калькулятор на основании модели, предложенной Gabriel Goh, с использованием данных клинических характеристик ВОЗ и текущих оценок репродуктивного числа вируса. В модели учитывается 17 параметров (включая количество населения, показатели заразности заболевания, а также показатели, связанные с временем инкубационного периода и тяжестью последствий для заболевшего). Передвижение вертикальной линии регулятора позволяет установить день введения карантина, в свою очередь, с помощью перемещения ползунка «скорость распространения» задается жесткость мер карантина (где 0 — отсутствие карантина, а 1 — полный карантин).


Калькулятор https://dossier.center/corona/index.html


В калькуляторе реализована классическая идеализированная модель распространения инфекционного заболевания SEIR (Susceptible (восприимчивые) → Exposed (латентные) → Infected (инфицированные) → Removed (выздоровевшие)), которая используется в передовых исследованиях, например, Wu, et. al, Kucharski et. al. Динамика этой модели характеризуется набором из четырех обыкновенных дифференциальных уравнений, соответствующих четырем этапам развития заболевания.


Помимо динамики распространения заболевания, эта модель позволяет дополнительно использовать информацию о времени, что, в свою очередь, дает возможность моделировать уровень смертности и оценивать нагрузку на систему здравоохранения. В подробном исследовании [Liu et. al] показаны текущие оценки репродуктивного числа вируса. Параметры для клинических характеристик заболевания взяты из отчета ВОЗ. Параметры населения Москвы основаны на данных Росстата.


Клиническая динамика этой модели построена на базе SIER и симулирует развитие заболевания, разделяя инфицированных/выздоровевших пациентов на легких (выздоравливают без госпитализации), средних (требуют госпитализации, но в результате нее выживают) и со смертельным исходом (пациенты, которые требуют госпитализации, но не выживают). Каждая из этих переменных идет по собственной траектории до конечного результата, где эти компоненты складываются в значения, прогнозируемые SIER (детали в исходном коде). Следует отметить, что модель построена на предположении, что все смертельные случаи произошли в госпитале, куда пациенты поступили в стадии «инфицированные».

Автор технической реализации: Gabriel Goh.



О том, что реальное количество заражений коронавирусной инфекцией (COVID-19) может намеренно скрываться властями, свидетельствуют не только внутренние документы, подготовленные для правительства МО, но и информация в СМИ. Новостное агентство Reuters, основываясь на существенном расхождении официальных данных о распространении пневмонии, заявило, что статистика по коронавирусу в Москве может быть существенно искажена. Так, согласно сообщению Министерства здравоохранения Москвы от 13 марта, «в январе и феврале 2020 снижение случаев внебольничной пневмонии по сравнению с этими месяцами предыдущего года составило 8 и 7% соответственно», тогда как статистика Роспотребнадзора, предоставленная Росстатом, свидетельствует о росте заболеваемости пневмонией в российской столице в январе этого года на 37% по сравнению с январем 2019 года.


Помимо эпидемиологических прогнозов, Центру «Досье» удалось получить данные, содержащие информацию о влиянии коронавирусной инфекции на экономику России.


В частности, во внутренних документах, подготовленных для правительства РФ, отмечается, что одновременно с распространением эпидемии будет происходить: 1) снижение мирового спроса на нефть, газ и металлы; 2) снижение количества туристов из Китая и деловых поездок в обоих направлениях; 3) снижение выручки транспортного сектора из-за прекращения авиаперелетов; 4) увеличение оттока капитала и повышение ставок; 5) проблемы с поставками в отдельных, зависимых от китайского импорта отраслях (автопроме, фармацевтике, радиоэлектронной промышленности).


Следует отметить, что только за период с 12 по 18 марта отток капитала из России составил 1,4 миллиарда долларов и стал рекордным за всю историю наблюдений.


Для сравнения, в первом квартале 2019 года по групповым безвизовым спискам в Россию из Китая въехало около 120 тысяч человек, при этом по оценкам Банка России туристы потратили 264 миллиона долларов за этот период. В рамках борьбы с эпидемией коронавируса 20 февраля российские власти запретили въезд в страну гражданам Китая, однако, согласно информации Ассоциации туроператоров России, лишь 50% организованных туристов из Китая приезжают в Россию легально, остальные — пользуются услугами «серых» китайских компаний.


Последствия от коронавирусной инфекции уже начали отражаться на сфере потребительских услуг в России. Сильнее всего распространение заболевания влияет на малый и средний бизнес. По данным издания Forbes, в Москве уже началось массовое банкротство, а убытки владельцев столичных ресторанов, турфирм, частных школ составляют около 90%. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова в комментарии РБК заявила, что количество предпринимателей, которые прекратят свою деятельность на российском рынке, может достигнуть около 3 миллионов человек.


Во внутренних документах, подготовленных для правительства РФ, рассмотрены сценарии экономических последствий от пандемии. Ожидается, что по «оптимистичному сценарию» влияние коронавируса на экономику России будет ограниченным и составит около 0,2% роста ВВП. По «пессимистичному прогнозу» темп роста ВВП РФ в 2020 году может снизиться с ожидаемых 1,9% до 1% и ниже. При этом в документах значится, что масштабы потерь для российской экономики главным образом зависят от тех стабилизационных мер, которые будут или не будут приняты (в частности, к ним может относиться поддержка Банком России кредитования российских предприятий).


В распоряжении Центра «Досье» оказался план правительственных мер по экономической поддержке российских отраслей в ситуации эпидемии коронавируса.


Вследствие ограниченного эффекта стимулирования спроса авторами документа предлагается «сконцентрироваться на таргетированной поддержке основных пострадавших отраслей (транспорт, авиакомпании, туризм, общепит, культура и массовые мероприятия), а также сектора МСП [малого и среднего предпринимательства — прим. Центра «Досье»], включая ИП». В перечень предложений также входит недопущение снижения объемов кредитования ключевых отраслей, в особенности оборотного кредитования. Отмечается, что не «стоит применять меры личной субсидиарной ответственности к лицам, принимающим решения о кредитовании экономики в условиях и в период объявленных мер борьбы с коронавирусом».


Продолжение