ALMAZ и DORIAN: военно-космические станции Советского Союза «Алмаз» и Manned Orbiting Laboratory Соединенных Штатов (часть 1-2)

Авторы Барт Хендрикс и Дуэйн А. Дэй
Понедельник, 11 декабря 2023 г.
Первоисточник


Продолжение первой части ...

Истоки и цели: советская история

Ранние пилотируемые военные космические проекты

В советской космической программе отсутствовало четкое разделение между гражданскими и военными космическими проектами, которое существовало в Соединенных Штатах после образования НАСА в 1958 году. В результате пилотируемая и военная космические программы с самого начала были тесно переплетены. «Восток», первый в стране космический корабль с экипажем (построенный ОКБ-1 Сергея Королева), на самом деле был пилотируемой версией автоматического разведывательного спутника с идентичным названием, который был переименован в «Зенит» после того, как название «Восток» стало общеизвестным после запуска Юрия Гагарина в апреле 1961 года. Характерно, что в постановлении правительства, санкционировавшем «Восток» в мае 1959 года, пилотируемый аспект проекта упоминался только в дополнениях. Как стало ясно из рассекреченных в последние годы документов, важной первоначальной целью проекта «Восток» с экипажем было продемонстрировать ценность присутствия военных на орбите, хотя ни одна из миссий, которые в конечном итоге были запущены, не преследовала каких-либо однозначных военных целей.

Как и Соединенные Штаты, Советский Союз изучал пилотируемые космические самолеты, которые будут использоваться для таких миссий, как проверка спутников и отрицание. Эта работа продолжалась даже после отмены Dyna-Soar в 1963 году. Космический самолет воздушного базирования под названием «Спираль» был одобрен в 1966 году и достиг стадии испытаний при сбросах в атмосфере в 1970-х годах, прежде чем его заменил «Буран», аналог американского космического челнока «Спейс Шаттл». Даже сам «Буран» в первую очередь рассматривался как ответ на предполагаемую военную угрозу, исходящую от космического челнока. (См. «Цель Москва: подозрения СССР по поводу военного использования американского космического челнока (часть 1)» The Space Review, 27 января 2020 г.; и «Цель Москва: подозрения СССР по поводу военного использования американского космического челнока (часть 2)» The Space Review, 3 февраля 2020 г.).

В бюро ОКБ-1 Королева планы создания специальных военных пилотируемых космических кораблей появились в 1962-1963 годах в рамках проекта «Союз», который в то время был направлен на сборку космических аппаратов на околоземной орбите для самых разных целей. Двумя транспортными средствами, которые появились на чертежных досках, были 7K-P для осмотра спутников и 7K-Р для разведки (7K было промышленным обозначением «Союза»). Вскоре работа была передана в филиал № 3 ОКБ-1 в Куйбышеве (ныне Самара), возглавляемый Дмитрием Козловым. Это уже взяло на себя производство и дальнейшее проектирование спутников-шпионов «Зенит» из центрального бюро ОКБ-1 и в дальнейшем будет фактически монополистом в области спутников оптической разведки (сейчас оно известно как Ракетно-космический центр «Прогресс»).

Один из дерзких планов миссий 7K-P заключался в том, чтобы один из членов экипажа совершил выход в открытый космос к вражескому спутнику и прикрепил к нему взрывчатку. Другая версия космического корабля, получившая название 7K-PPK, будет оснащена восемью ракетами класса «космос-космос» для поражения вражеских целей. Однако планы по созданию пилотируемых платформ ASAT были недолговечными, поскольку внимание переключилось на выполнение той же работы с беспилотными перехватчиками.

Один из дерзких планов миссий 7K-P заключался в том, чтобы один из членов экипажа совершил выход в открытый космос к вражескому спутнику и прикрепил к нему взрывчатку.

К 1965 году единственным сохранившимся проектом был разведывательный корабль (7K-Р или Союз-Р), по сути, небольшая космическая станция на базе «Союза», которую должны были посещать космические корабли «Союз». Позже в том же году оно преобразовалось в 7K-ВИ ( «ВИ» расшифровывается как военно-исследовательский, что означает «военные исследования»). Также известная как «Звезда», она была спроектирована для полета двух космонавтов в месячных миссиях. К началу 1967 года он значительно отличался от базовой конструкции «Союза»: спускаемая капсула была установлена поверх рабочего отсека цилиндрической формы, что делало его чем-то похожим на уменьшенную версию MOL. Как и MOL, он был бы запущен с экипажем на борту, и космонавты вошли бы в рабочий отсек через люк в теплозащитном экране. Бортовые системы будут получать энергию от радиоизотопных генераторов, а не от солнечных батарей. В отличие от «Алмаза», о 7K-ВИ известно очень мало. Почти вся доступная информация об этом взята из серии статей, опубликованных в российском космическом журнале «Новости космонавтики» в 1997 году.

ALMAZ и DORIAN: военно-космические станции Советского Союза «Алмаз» и Manned Orbiting Laboratory Соединенных Штатов (часть 1-2) Космонавтика, Запуск ракеты, Спутники, Военные спутники, Длиннопост

Разведывательный спутник "Зенит-2", похожий на "Восток". (предоставлено РКК "Энергия")

Происхождение и цели «Алмаза»

Инициатива по разработке гораздо более крупной военно-космической станции исходила от конструкторского бюро ОКБ-52 Владимира Челомея. Первоначально специализировавшись на противокорабельных крылатых ракетах, в конце 1950-х - начале 1960-х годов она расширилась до межконтинентальных баллистических ракет, космических ракет-носителей и военных спутников. Среди проектов, над которыми он работал, были ракета УР-500 / «Протон» (первоначально задуманная как МБР), спутники океанской разведки и раннего предупреждения, а также противоспутниковые системы.

Корни «Алмаза» уходят в 1964 год, но даже в новых публикациях об «Алмазе» остается неясным его происхождение. Как и более ранние источники, они датируют начало проекта 12 октября 1964 года, когда Челомей созвал совещание в своем конструкторском бюро, чтобы объявить о цели создания большой 20-тонной пилотируемой разведывательной платформы, которая будет запущена мощной ракетой «Протон» его конструкторского бюро, двухступенчатая версия которой дебютирует в июле 1965 года ( «Алмазу» требовалась трехступенчатая версия). Очевидно, что Челомею не пришла в голову эта идея в одночасье, но, похоже, никто не знает и не помнит, что побудило его выступить с этим предложением и даже был ли «Алмаз» его собственным детищем. Заманчиво полагать, что основным источником вдохновения Челомея был MOL, но нет никаких веских доказательств, подтверждающих это утверждение. История «Алмаза» за 2019 год показывает, что к началу 1966 года и 7K-ВИ, и «Алмаз» были включены в «пятилетний план развития космических систем». Возможно, это была ссылка на пятилетний план создания разведывательных систем космического базирования, который, как известно, был подписан министром обороны Родионом Малиновским 18 июня 1964 года.

Несмотря на то, что «Алмаз», возможно, занимал первое место в списке желаний Челомея, окончательное одобрение проекта было еще далеко не решенным делом. Всего через два дня после октябрьской встречи советский лидер Никита Хрущев был свергнут и заменен Леонидом Брежневым. Хрущев был решительным сторонником Челомея, по крайней мере частично, потому, что его собственный сын (Сергей Хрущев) работал в конструкторском бюро. После ухода Хрущева Челомею пришлось бороться за выживание многих космических и ракетных проектов. В октябре 1965 года Министерство общего машиностроения, созданное в марте 1965 года для координации советских космических и ракетных проектов, разрешило ОКБ-52 разработать предварительный проект как «Алмаз» (тогда просто называвшейся орбитальной пилотируемой станцией или ОПС), так и пилотируемого транспортного средства «инспектор / перехватчик» (сокращенно ИП), вероятно, являющегося продолжением военного космоплана (ракетоплана), который был разработан в СССР и конструкторское бюро ранее работало над этим проектом.

ОПС занимал важное место в повестке дня во время важного совещания в Министерстве общего машиностроения в январе 1966 года. Об этой встрече рассказывали по-разному, но, согласно истории «Алмаза» за 2019 год, ее главной целью было решить, кто будет строить ОПС. Некоторые выступали за то, чтобы роль ОКБ-52 в космической программе перешла к испытаниям оборудования, разработанного другими конструкторскими бюро, и передать как 7K-ВИ, так и «Алмаз» филиалу ОКБ-1 под номером 3, что означает, что предварительный проект «Алмаза», который уже появился к тому времени, еще не был высечен на камне. Челомей, как сообщается, отразил атаки на свое конструкторское бюро, заявив, что необходим быстрый ответ на американский MOL и что и без того перегруженное работой ОКБ-1 вряд ли сможет справиться с этой задачей. Это единственное известное упоминание, которое Челомей когда-либо делал о MOL.

ALMAZ и DORIAN: военно-космические станции Советского Союза «Алмаз» и Manned Orbiting Laboratory Соединенных Штатов (часть 1-2) Космонавтика, Запуск ракеты, Спутники, Военные спутники, Длиннопост

Владимир Челомей

На совещании был достигнут консенсус в отношении того, что «Алмаз» должно разрабатывать бюро Челомея, но что филиал № 3 ОКБ-1 должен будет спроектировать транспортную машину для станции на основе 7К-ВИ. Это решение было закреплено постановлением Коммунистической партии и правительства от 21 июля 1966 года, которое официально назначило бюро Челомея главным подрядчиком для «Алмаза» и открыло финансирование проекта. Это можно считать реальной датой начала проекта, почти через год после того, как MOL получила одобрение генерального секретаря.

Доступная информация предполагает, что 7K-ВИ и «Алмаз» были не конкурентами, а двумя проектами, которые имели свои собственные четко определенные цели и оба были признаны заслуживающими реализации. Одним из доказательств, указывающих в этом направлении, является тот факт, что две отдельные команды космонавтов тренировались для двух проектов одновременно. Российские источники пролили мало света на мотивы создания двух разных пилотируемых военно-космических систем. Однако очевидно, что корабль на базе «Союза» (весом чуть менее семи тонн) имел гораздо более ограниченные возможности, чем 20-тонный «Алмаз». Как следует из самого названия «ВИ», оно, по-видимому, предназначалось в основном для военных исследований, в то время как «Алмаз» рассматривался как оперативная разведывательная платформа. В некотором смысле, 7K-ВИ будет выполнять исследовательскую роль, которая изначально была предусмотрена для MOL, в то время как «Алмаз» будет выполнять оперативную разведку, которая стала конечной целью MOL.

Мало что известно о том, какая работа будет выполняться на борту 7K-ВИ. Космонавты использовали оптический визор для поиска интересных целей и впоследствии фотографировали их бортовой камерой. Известно, что один эксперимент, подготовленный для 7K-ВИ, носил название «Свинец»и был направлен на наблюдение за запусками советских ракет с помощью экспериментального инфракрасного детектора, который позже мог быть модифицирован для установки на борту спутников раннего предупреждения (эксперимент в конечном итоге был проведен экипажем «Союза-6» в 1969 году.). 7K-ВИ также обладал ограниченными возможностями электронной разведки и должен был иметь оборудование для защиты от атак ASAT.

Как стало ясно из недавно опубликованной информации, «Алмаз» изначально задумывался как универсальная разведывательная платформа, которая несла бы не только оптические приборы, но и полезную нагрузку для радиолокационной, инфракрасной и радиолокационной разведки. Согласно июньскому указу 1966 года, «Алмаз» должен был проводить «детальную всестороннюю разведку особо важных малоразмерных и частично скрытых стратегических объектов с разрешением 0,5 - 1,0 м» в течение миссий продолжительностью от одного до двух лет.

Среди объектов, представляющих интерес, были стартовые площадки МБР и космических ракет-носителей, аэродромы для стратегических бомбардировщиков, военно-морские базы, системы обнаружения и наведения в противоракетном и противокосмическом пространстве, средства связи, военно-промышленные объекты и складские помещения. Также в задачи входило «изучение методов военного использования космических средств во время длительных миссий продолжительностью до шести месяцев», а также биомедицинские исследования (предположительно, связанные с длительными миссиями).) Это указывает на то, что «Алмаз» также преследовал невоенные цели, что может быть объяснено тем фактом, что в то время не было серьезных планов строительства гражданских космических станций. Поскольку ОКБ-1 было занято «Восходом», «Союзом» и пилотируемой лунной программой, его работа на космической станции ограничивалась бумажными исследованиями, что облегчало ОКБ-52 заполнение ниши космической станции.

Короче говоря, «Алмаз» мог бы выполнять ту же работу, что и целая группа военных спутников, взятых вместе.

В дополнение ко всему этому, космонавты могли бы также выполнять ремонтные работы и техническое обслуживание, если потребуется.

Ожидалось, что «Алмаз» значительно расширит возможности, предлагаемые советскими военными спутниками в 1960-х годах. Разведывательные спутники «Восток», похожие на «Зенит», имели традиционные рефракторные (со стеклянными линзами) системы камер с ограниченными фокусными расстояниями. Более того, они могли оставаться на орбите всего одну-две недели, что требовало огромного количества запусков для обеспечения непрерывного охвата критически важных районов. Ни один из снимков не мог быть отправлен обратно на Землю в режиме реального времени, а это означало, что критически важным снимкам потребовались бы дни, чтобы добраться до анализа фотографий. Вдобавок ко всему, на многих снимках, полученных со спутников, была видна только облачность, что делало их бесполезными. В отличие от Соединенных Штатов, в Советском Союзе не было специальных военных метеорологических спутников, которые помогали бы разведывательным спутникам получать снимки без облаков.

«Алмаз» мог бы решить все эти проблемы. Его огромные размеры позволяли использовать большие системы катодиоптрической визуализации (использующие как линзы, так и зеркала) с большими фокусными расстояниями, которые не помещались внутри переполненной спускаемой капсулы «Зенита» и обеспечивали разрешение в один метр или меньше. В отличие от «Зенита», один «Алмаз» мог оставаться на орбите неделями или месяцами, и снимки могли регулярно отправляться на землю в капсулах для возврата пленки или обратно на Землю (в более низком разрешении) в режиме реального времени с использованием системы считывания фотографий. Космонавты могли заранее искать интересные цели и определять облачность, чтобы убедиться, что ни одна драгоценная пленка не была потрачена впустую во время полета над этими регионами. При необходимости для наблюдения за облаками можно было использовать бортовые инфракрасные и радиолокационные системы. Короче говоря, «Алмаз» мог выполнять ту же работу, что и целая группа военных спутников, взятых вместе. В дополнение ко всему этому, космонавты могли бы также выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию, если потребуется. Присутствие космонавтов не только увеличивало гибкость станции, но и было просто необходимо, потому что все эти операции вряд ли можно было автоматизировать с помощью технологий, доступных в 1960-х годах.

Проект Козлова 7K-ВИ, похоже, просуществовал до начала 1968 года, но причины его отмены остаются неясными. Судя по дневникам начальника подготовки космонавтов генерала Николая Каманина, Василий Мишин, сменивший Сергея Королева после смерти последнего в январе 1966 года, сильно возражал против этого. Вместо 7K-ВИ Мишин предложил небольшую космическую станцию на базе «Союза» (Союз-ВИ), которая восходит к проекту «Союз-Р» 1963 года, но от нее также отказались в 1970 году после утверждения гражданских космических станций «Салют». Пилотируемый корабль, разработанный для «Союза-ВИ», позже превратился в космический корабль «Союз-Т» из трех человек, который совершил 15 полетов на «Салют-6», «Салют-7» и «Мир» в 1980-1986 годах.

ALMAZ и DORIAN: военно-космические станции Советского Союза «Алмаз» и Manned Orbiting Laboratory Соединенных Штатов (часть 1-2) Космонавтика, Запуск ракеты, Спутники, Военные спутники, Длиннопост

Макет космического корабля 7К-ВИ "Звезда". (предоставлено "Новости космонавтики")

Отбор космонавтов

Группы космонавтов для 7K-ВИ / «Звезда» и «Алмаз» были отобраны в сентябре 1966 года. Первоначально команда «Алмаз» состояла всего из пяти человек во главе с ветераном «Восхода-2» Павлом Беляевым, но в последующие годы постепенно расширялась. После окончательной отмены «Союза-ВИ» стажеры этого проекта были переведены в группу компаний «Алмаз» в августе 1970 года. К 1971 году группа космонавтов «Алмаз», которую теперь возглавлял ветеран «Востока-4» Павел Попович, насчитывала 28 человек, что делало ее крупнейшей учебной группой в отряде советских космонавтов на то время. Ожидалось, что, как только проект достигнет рабочего состояния, несколько станций «Алмаз» будут вращаться вокруг Земли одновременно, что потребует привлечения большого количества космонавтов. В конечном счете, только шесть космонавтов из команды «Алмаз» продолжат полет на борту станций.

Далее: MOL и Almaz приступают к активной разработке.

Барт Хендрикс - давний наблюдатель российской космической программы. С Дуэйном Дэем можно связаться по адресу zirconic1@cox.net.

Космическая движуха

1.7K постов1.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.

Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."