Александра Друзя обвинили в подкупе с целью узнать ответы
Такого в сообществе любителей интеллектуальных игр, кажется, ещё не было. Илья Бер, редактор программы «Кто хочет стать миллионером», предоставил звукозаписи, на которых, по его словам, Александр Друзь предлагает поделиться выигрышем, если Бер сообщит ему правильные ответы на вопросы игры.
Бер написал обращение в комиссию по этике «Что? Где? Когда?». Есть, правда, некоторый парадокс в том, что Друзь эту комиссию и возглавляет. Ознакомиться с обращением можно здесь.
Расшифровка:
– Алло, Алло, Алло.
– Да, Илюша, я весь ухо.
– Александр Абрамович, здравствуйте.
– Да.
– Я чего хочу спросить.
– (перебивает) Спроси, чего хочешь.
– Вы в нашем последнем разговоре чего-то сказали про полтора миллиона. Я вам ничего не ответил. Это шутка была такая?
– Нет, ну, как. Шутка-не-шутка, но можно рассмотреть вариант.
– Ну, в принципе, сейчас время-то тяжёлое…
– Я понимаю. Ну, понятно, просто полтора лимона — это моя доля, да? А дальше, ну, можем смотреть.
– Ну, а как, хорошо, вы же с Сидневым играете. Как вы будете?
– Да, я с Сидневым и играю. Ну, смотри. Если мы до трёх дошли, то это по полтора на рыло. Я могу с ним поговорить, чтобы тоже так как-то это самое.
– Но Сиднев-то вряд ли согласится.
– Разберёмся. Раз-бе-рём-ся. Смотри. На что претендуем? Вот так. На троих?
– Ну, наверное, тогда. Вы в принципе с Сидневым достаточно мордатые, чтобы иметь право выиграть три миллиона в этой программе.
– Да, я тоже так думаю. Я тоже так думаю. Ну, хорошо, соответственно, ну, ты же понимаешь, минус 13 [процентов]
– Угу.
– То есть соответственно семьсот там, сколько там? Давай.
– То есть вы мне 700 тысяч готовы предложить, так?
– Нет, ну, я считаю, сколько это. Но 700 готов в любом случае. Но это больше получается, если на троих. Сейчас…
– Ну, там получится по 800 с лишним.
– Да, где-то так.
– Понятно. Ну, ладно, и тогда чего? Тогда я видимо в какой-то момент по телефону просто вам сообщаю ответы? Потому что ну, палевно куда-то посылать, я не хочу.
– Нет, ну, а как ты мне сообщаешь?
– Ну, как, говорю — будет такой вопрос, такой ответ. А как ещё?
– А, хорошо. Но мы в 15.30 начинаем.
– Ну, я понимаю. Соответственно я, когда выберу стек, а выберу я его завтра, соответственно я перед первой съёмкой или после первой позвоню, скажу.
– Договорились, хорошо. Но я прилетаю в Москву в 13.
– Я понял. Ладно.
– Давай, давай.
– Ок, до свидания.
– Пока.
Вот так Илья Бер описывает произошедшее:
«За три дня до съёмок в завершении телефонного разговора про дела МАКа Друзь мне сказал, что мы скоро увидимся. Я спросил, где? Он ответил, что на съёмках КХСМ, после чего сделал такой намёк, что, пора бы ему выиграть три миллиона, и их часть мне можно как-то и поиметь. Он сказал не такими словами, но намёк был вполне прозрачен.
Я растерялся, никак не отреагировал, сделал вид, что ничего не заметил и окончил разговор. Но потом подумал и понял, что не хочу оставлять это просто так. В тусовке Друзь многим известен как человек нечистоплотный, нечестный и в целом гнилой. Я решил попробовать его поймать, особо не рассчитывая на успех.
Я написал ему в Skype, спросил, может ли он говорить, он мне перезвонил, я включил диктофон и записал разговор. В ходе разговора он предложил мне треть от суммы максимального выигрыша, сказав, что с Сидневым сам обо всём договорится.
Кроме того, мы решили, что на следующий день я позвоню ему до съёмок и прочитаю вопросы и ответы их игры; сам же собирался записать и этот разговор. Дальше я планировал оставить в игре «слитые» вопросы с 6-го по 9-й, а остальные заменить.
Мне нужно было иметь неопровержимые доказательства того, что человек реально способен как ни в чём не бывало играть на деньги на известных ему заранее вопросах.
Вкратце, что происходило перед съёмками. Я сделал всё, как и запланировал: позвонил Друзю в день съёмок, прочитал ему под запись вопросы и ответы. К сожалению, делать это было неудобно, пришлось искать дальний угол, ставить разговор на громкую связь, записывать со второго устройства. Так что качество этих записей (Записи №3 и №4) не самое лучшее, однако голос Друзя вполне слышен и там.
На самих съёмках всё произошло почти так, как я ожидал. Не так было то, что игроки реально чуть было не выиграли 3 миллиона, причём в основном стараниями Сиднева. Но с 6 по 9 вопрос они играли на известных Друзю вопросах. И это свершившийся факт. С одной стороны, получилось, что я сдал пусть и не решающие, но реальные игровые вопросы игроку, и он на них сыграл, это плохо. С другой стороны, у него в любой момент была возможность остановить съёмку (это же не прямой эфир) и заявить, что редактор КХСМ — жулик и сдал ему вопросы этой игры. Теоретически я не мог исключать вариант, что Друзь сам всё записал и меня почему-то ловит. Но нет, ничего такого не произошло».
Запись эфира той передачи:
От себя могу добавить, что Илью Бера я знаю лично, и у меня не было поводов сомневаться в его честности.
Баянометр, естественно, ругается на заглавную картинку.