БОИ ЗА ХОМС, окончание
Окончание статьи Бои за Хомс.
ЭР-РАСТАН. В КОЛЬЦЕ ИСЛАМИСТОВ
Гораздо более интересные и показательные события происходили после освобождения Хомса в северном анклаве вокруг Эр-Растана. Оказавшись один на один с силами Сирийской Арабской Армии боевики ССА вынуждены были перейти к глухой обороне. Кроме того, по согласованию с сирийским правительством, в Эр-Растан были вывезены силы, удерживавшие до последнего Старый Хомс.
Деморализованные отряды «Свободной сирийской армии», потеряв стратегическую инициативу на фронте, постепенно начали радикализироваться, сливаясь с исламистскими бандгруппами, либо полностью в них превращаясь. В результате, уже к концу 2014 года «светская» часть антиправительственных сил в Эр-Растане уступила место радикальным исламистам. 29 ноября 2014 года сирийский активист Омар Джассим заявил, что город и его окрестности, сформировавшие печально известный «Растанский котел», уже занимают боевики «Джебхат ан-Нусры» ***, выставившие свои блокпосты на въезд и выезд из Эр-Растана. Значительные позиции в районе также сохраняет группировка «Ахрар аш-Шам».
Аннексия анклава исламистами произошла на фоне общего междоусобного конфликта в стане вооруженной оппозиции — между «Ан-Нусрой» и коалицией группировок ССА «Сирийский революционный фронт» во главе с движением «Харакят аль-Хаззм». Стороны обвиняли друг друга в неудачном нападении на Идлиб (на тот момент подконтрольный сирийской армии) в октябре 2014 года, в результате которого исламисты понесли тяжелые потери. В результате четырехмесячного противостояния руководство «Харакят аль-Хаззм» заявило о самороспуске организации, а боевики перешли на сторону «Джебхат ан-Нусры».
В самом же Эр-Растане боевики примыкают не только к «Джебхат ан-Нусре», но и к другим исламистским бандформированиям — в том числе и к «Исламскому государству»*. В декабре 2014 года командир группировки «Лива Асуд аль-Ислам», базирующейся в Телльбисе, объявил, что присягает на верность Абу Бакру аль-Багдади. На этом история бандруппы де-факто завершилась: после того, как командование объявило о своем решении, 400 из 500 членов формирования вышли из ее состава и примкнули к «Джебхат ан-Нусре».
Еще одной группой боевиков Эр-Растана, которую подозревали в присяге на верность «Исламскому государству» (ИГ*), стала «Катибат Шухада аль-Байяда» (араб. «Батальон мучеников аль-Баяды»). Группировка была собрана из боевиков ССА, участвовавших в битве за Хомс, а во главе ее встал Абдул Басит ас-Сарут — бывшая молодая звезда сирийского футбола. Как сообщалось, в 2014 году Ас-Сарут вместе со своей группировкой принес присягу верности «Исламскому государству», находясь в осажденном правительственными войсками Хомсе. Однако порыв боевика в ИГ не оценили: присяга была признана «неполноценной», Абдул Басит ас-Сарут подвергся остракизму со стороны других бандформирований, вынужден был бежать в Турцию, а после — вступил в ряды группировки «Джейш аль-Изза».
ФРОНТ ПОДДЕРЖКИ
В 2015 и 2016 годах проблема «Растанского котла» для сирийской армии стояла крайне остро. На протяжении нескольких лет значительные силы ССА, «Джебхат ан-Нусры» и «Ахрар аш-Шам» неоднократно начинали боевые действия на границе провинций Хама и Хомс с тем, чтобы отвлечь внимание правительственных сил от других важных направлений. В частности, от битвы за Алеппо и зачистки подконтрольных боевикам территорий на севере Хамы, связанных с захваченной провинцией Идлиб.
16 августа 2015 года сводные отряды боевиков ССА и «Ан-Нусры» начали наступление на проправительственные силы в районе населенных пунктов Джибрин и Тиснин в долине Эр-Растан. В результате ожесточенных столкновений боевики захватили два блокпоста за пределами Тиснина, однако Сирийская Арабская Армия и отряды проправительственного ополчения контратаковали город и восстановили над ним контроль.
В октябре-ноябре 2015 года, на фоне начала военной операции России в Сирии, сирийская армия при поддержке ВКС РФ начала операцию в районе Эр-Растана. Предполагалось разделить анклав надвое, тем самым принудив боевиков к капитуляции. Один из выступов «котла» был ликвидирован точечными ударами сирийской армии — при этом, как сообщали арабоязычные СМИ, в ходе этой операции был уничтожен полевой командир «Ахрар аш-Шам» Шейх Абу Ратиб, руководивший оперативной комнатой боевиков в Эр-Растане. Также, как отмечалось, в результате ударов ВКС РФ и ВВС Сирии был ликвидирован полевой командир «Лива ат-Таухид» Равад аль-Акса. Тем не менее, боевики удержали анклав за собой и отбросили наземные силы Сирийской Арабской Армии от Эр-Растана.
На фоне финальных этапов битвы за Алеппо боевики, засевшие в Эр-Растане, также попытались оттянуть внимание сирийских войск от стратегического направления. В августе 2016 года оперативная комната Северного Хомса — «Джебхат Фатх аш-Шам», «Ахрар аш-Шам» и несколько других группировок-осколков ССА объявила о старте кампании «Поддержка Алеппо» против правительственных сил. Ключевой целью боевиков в этой кампании стала теплоэлектростанция в населенном пункте Зара, которая является одной из крупнейших в Сирии. В результате боевых действий территория населенного пункта была захвачена боевиками «Ахрар аш-Шам», сама ТЭС была частично разрушена, следствием чего стали веерные отключения электроэнергии.
С 2017 года анклав в Эр-Растане начал держать круговую оборону, попутно удерживая в своих застенках сотни пленных солдат и значительную часть мирных жителей. Отдельные операции в окрестностях Эр-Растана, проводимые боевиками «Хайят Тахрир аш-Шам»*, показывали, что радикальные исламистские банды сохраняют влияние в анклаве. Дерзкие набеги на позиции сирийской армии не могли переломить ситуацию в регионе, однако больно били по правительственным силам: 22 февраля 2017 года, на фоне сложной ситуации в районе Пальмиры, силы ХТШ* атаковали правительственные позиции вдоль шоссе Хомс-Саламия с применением артиллерии и танков. 25 февраля в результате атаки смертника из Эр-Растана в Хомсе погибли 42 человека, в том числе — генерал Хасан Даабул, глава городского отделения военной разведки.
ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА
Военное поражение «Исламского государства» в конце 2017 года высвободило значительные силы сирийской армии и позволило начать возвращение отдельных мелких и крупных анклавов вооруженной оппозиции в Центральной и Южной Сирии под контроль законной власти. На фоне операции «Дамасская сталь» по освобождению анклава в Восточной Гуте, антиправительственные группировки в «Растанском котле» стали приходить к мысли о необходимости сдачи района.
28 марта 2018 года боевики «Ахрар аш-Шам» и «Свободной сирийской армии», отряды которых дислоцировались на территории городов Эр-Растан, Аль-Хула и Эль-Ганто, выказали желание заключить перемирие с сирийским правительством. Представители Дамаска и российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) сообщили боевикам об обязательных условиях — конфискации оружия и техники, урегулировании правового статуса, установке сирийских флагов в указанных населенных пунктах, а также передаче военной полиции РФ и Сирии всех позиций на трассе между Хамой и Хомсом. Однако тогда договоренности были сорваны боевиками «Хайят Тахрир аш-Шам», которые в намеченные сроки сдачи произвели обстрелы опорных пунктов Сирийской Арабской Армии.
После провала попытки договориться с боевиками в Эр-Растане, сирийская армия отложила проблему анклава в долгий ящик — и вернулась к ней после завершения зачистки Восточной Гуты. 27 апреля 2018 года проправительственные активисты начали сообщать о том, что под Эр-Растан из Восточной Гуты передислоцируется спецподразделение «Силы Тигра» Сухейля аль-Хасана, в тот же день артиллерия САА открыла огонь по штабу «Хайят Тахрир аш-Шам», в результате которого погибли два полевых командира группировки. После прибытия подкрепления, сирийское правительство возобновило наступление на анклав, проводя артиллерийскую и воздушную операции.
Чтобы избежать ненужного кровопролития среди мирных жителей, в дело вновь вмешались представители ВС России. С 29 апреля по 2 мая делегация Центра по примирению враждующих сторон вела длительные переговоры с представителями от боевиков из Эр-Растана, в ходе которых силы вооруженной оппозиции все же согласились на мирную сдачу анклава. В обмен на вывоз в Идлиб или в районы, подконтрольные Турции, боевики потребовали лишь одно условие — что сопровождать автобусы будут подразделения российской военной полиции.
Начиная с 9 мая, боевики и их семьи начали партиями выходить из Эр-Растана: часть была отправлена в провинцию Идлиб, часть — в район деятельности протурецких группировок ССА в город Эль-Баб провинции Алеппо. По подсчетам источников, с момента начала эвакуации повстанцев провинцию Хомс покинуло около 19 тысяч человек, 65 поселений на севере провинции перешли под контроль сирийской армии. Процесс вывоза боевиков и их сторонников был завершен 16 мая 2018 года: в этот день над административными зданиями Эр-Растана были подняты флаги Сирийской Арабской Республики
Битва за Хомс окончилась победой сирийской армии. Однако лишь при непосредственном участии России были освобождены последние анклавы боевиков, которые не давали жителям Хомса спокойно жить даже после полного освобождения города.
*** «Джебхат ан-Нусра», «Исламское государство» (ИГ), «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) — террористические группировки, запрещенные на территории Российской Федерации.
TopWar
828 постов2.2K подписчика