Про то, как «Сапсан» едва не сошёл с рельсов
Осторожно, впереди много букв и несколько картинок.
Честно говоря, я немного удивлён, что СМИ молчат об этом случае...
Итак, история произошла в начале февраля сего года. Где-то на обширном участке между станцией Бологое и Ленинградским вокзалом в Москве случился сильный снегопад, пути завалило, и расчищать снежное безобразие вышел снегоуборочный состав, на жаргоне железнодорожников именуемый «Снежинка». Примерно вот такой: (фото из инета)
Такая (не именно эта, а ей подобная) чудо-машина счищает снег с самих путей, со шпал и даже немного с насыпей по бокам. Она пошла чистить пути за два-три часа до прохода «Сапсана»-спарки.
Спарка — это недавно появившиеся сцепленные два состава по 10 вагонов, в сумме 20, причём поезда считаются отдельными: свой экипаж, свой начальник поезда. В той спарке шли составы за номерами ЭВС 1-[забыл_номер] и ЭВС 1-10, который и фигурирует в истории.
«Снежинка» прошлась по своему участку, счистила снег и благополучно дошла до пересечения с автомобильной дорогой. Но снегоуборочный состав вовремя не остановил смотритель переезда («стрелочник», как его потом окрестили) и «Снежинка» своей навесной аппаратурой задела ограничительную металлическую полосу. Эти полосы устанавливаются по обе стороны от переездов поперёк путей, обозначая какиетотам границы, мне точно не известно, какие и зачем. Суть в том, что «Снежинка» почти сорвала эту полосу с креплений, но этого никто не заметил.
До прохода «Сапсана»-спарки оставалось чуть больше двух часов.
К слову, так выглядит сама спарка:
Проходит время, «Сапсан» проходит переезд на скорости около 230 км/ч. Почти сорванная с креплений, ограничительная полоса относительно спокойно переносит пролетевший первый состав спарки. Сильными завихрениями воздуха, созданными двумя сцепленными обтекаемыми носами спарки, полоса срывается с креплений и взлетает в воздух. К тому моменту, когда она достигает днища поезда, состав ЭВС 1-10 проходит примерно наполовину. Металлический ограничитель ударяется в листы защиты подвагонного оборудования шестого вагона, сминает и рвёт их, словно бумагу (ибо алюминий), а дальше начинается цепная реакция.
Сам оторванный ограничитель и ошмётки металла вскрывают подвагонное пространство 7, 8, 9 и 10 вагонов. Шестой и седьмой вагоны — повреждается множество подвагонного оборудования (к слову, упрятанного в металлические короба, сделанные из не самой тонкой стали), часть выходит из строя. Ограничитель ударяется в корпус редуктора 7 вагона (твёрдая сталь 10 мм), раскалывает его и летит дальше. Повреждает вторую колёсную тележку 7 вагона и обе 8-го, затем, судя по повреждениям, отлетает в сторону от путей. Но помимо злополучного ограничителя есть ещё масса обломков, которые повреждают подвагонное оборудование 8, 9 и 10 вагонов и фактически приводят в негодность поверхность катания ВСЕХ колёс вагонов с шестого по десятый.
Пассажиры шестого вагона почувствовали несильный удар и вибрацию. Пассажиры седьмого узнали, с какими звуками разрушается нижняя часть вагона и как хрустит редуктор, а затем началась паника и пассажиры попытались сбежать в соседние вагоны. Проводницы, к счастью, смогли их успокоить. Пассажиры остальных хвостовых вагонов имели счастье слышать всё тот же стук, грохот и скрежет и видеть, как из-под поезда в разные стороны разлетаются ошмётки металла. При последующем сборе обломков и разборе полётов куски поезда находили на расстоянии до 200 м от места происшествия на протяжении четырёх километров.
Вот так выглядит целое подвагонное пространство «Сапсана» (состав ЭВС 1-08), видны листы защиты оборудования:
...если среди читателей сего поста есть пассажиры того рейса — поделитесь впечатлениями.
В Москву поезд прибыл, по-моему, с некоторым опозданием. С испуганными пассажирами и с выведенными из строя тремя тележками (одна моторная) и покорёженным подвагонным пространством вагонов с 6 по 10.
Компания Siemens выкатывает РЖД кучу претензий. Помимо, собственно, материального ущерба, есть ещё простой поезда, уменьшение количества пассажиров, работа экспертов и прочее, и прочее. Общая сумма ущерба, включая материальный, примерно равна стоимости одного состава Siemens Velaro Rus. Состав ЭВС 1-10 стоит в ремонте, выбыв из игры. Точнее, даже не в ремонте — поднялся вопрос, а не проще ли купить новый на замену этому? Ведь итоговая стоимость та же.
Фоток сего безобразия у меня, к сожалению, нет. Информации в СМИ нет. Есть только рассказ, полученный из надёжного источника.
После сбора обломков и осмотра повреждённых вагонов эксперты говорили, что хвост спарки на скорости 230 км/ч чудом не сошёл с рельс и поезд чудом доехал до Москвы. Просто-напросто повезло.
Машинисты не остановили состав сразу и потом по нескольким причинам:
1. По приборам неполадки начались через неполные четыре минуты после случившегося. Предупреждение о неисправности в редукторе (раскололся → вытекло масло → перегрев), многочисленные отказы электроники — на всё это нужно какое-никакое время, а за эти четыре минуты «Сапсан» уехал от места происшествия минимум на 15 км. К тому же, тормозной путь даже в случае экстренного торможения составляет около двух километров с 200 км/ч.
2. Отказ электроники и неполадки в оборудовании не являются причиной для остановки поезда. Как не является и столкновение с человеком.
3. Человеческий фактор. Просто никто не понял сразу, что произошло. А поняли лишь после осмотра состава по прибытии в Москву. Поняли и поседели.
P.S.: А СМИ молчали и продолжают молчать.
У меня всё, спасибо за то, что дочитали до конца.