6 октября 1920 года Герберт Уэллс встретился с Лениным. Впечатления о поездке в Россию писатель опубликовал в очерке "Россия во мгле"

6 октября 1920 года Герберт Уэллс встретился с Лениным. Впечатления о поездке в Россию писатель опубликовал в очерке "Россия во мгле" Герберт Уэллс, Ленин, Писатели, Впечатления, Россия глазами иностранцев, Коммунизм, Кремль

"Прогуливаться по улицам при закрытых магазинах кажется совершенно нелепым занятием. Здесь никто больше не "прогуливается". Люди торопливо пробегают мимо; улицы стали гораздо пустыннее по сравнению с тем, что осталось у меня в памяти с 1914 года", - пишет Уэллс.

В Петрограде писатель обнаружил лишь действующий магазин фарфора и несколько цветочных лавок. Его поразило, что цветы до сих пор продаются и покупаются в городе, большинство жителей которого голодает и вряд ли у кого-нибудь найдется второй костюм или смена белья.

"Как это ни поразительно, русское драматическое и оперное искусство прошло невредимым сквозь все бури и потрясения и живо и по сей день", - пишет Уэллс. Театры остались в своих помещениях, которые никто не разрушал и не грабил. Артисты привыкли собираться там и работать. В голодном замерзающем Петрограде ежедневно давалось порядка 40 представлений. Билеты на них в большинстве своем были бесплатны, места в зрительном зале распределялись по жребию - как на спектаклях лондонского театрального общества.

О большевиках Уэллс пишет, как о целеустремленных романтиках, сплотивших вокруг себя всех озлобленных и обездоленных при помощи нескольких коротких и ясных идей типа "земля - крестьянам". При этом писателя раздражало обилие скульптур и портретов Карла Маркса, которого он называл скучнейшей личностью.

"Большевистское правительство - самое смелое и в то же время самое неопытное из всех правительств мира. О его простодушии свидетельствует вопрос, который мне постоянно задавали в России: "Когда произойдет социальная революция в Англии?". Меня спрашивали об этом Ленин, руководитель Северной коммуны Зиновьев, Зорин и многие другие", - записал Уэллс.

«Самое обычное делопроизводство в русских правительственных учреждениях ведется из рук вон плохо, с неописуемой расхлябанностью и небрежностью. Создается впечатление, что служащие тонут в ворохе неразобранных дел и грудах окурков", - пишет он.

Прибыв в Россию, Уэллс сразу попросил показать ему школу. Заведение, куда привели писателя, было хорошо оборудовано - гораздо лучше, чем английские начальные школы, - дети казались развитыми и смышлеными. Сопровождающий стал расспрашивать их об английской литературе и их любимых писателях. Школьники отвечали, что знают и любят в основном Герберта Уэллса, перечислив при этом добрую дюжину его книг. Англичанин заподозрил показуху и уехал разгневанный.

Через несколько дней он внезапно попросил отвезти его в ближайшую школу. "Я был уверен, что первый раз меня вводили в заблуждение и теперь-то я попаду в поистине скверную школу. На самом деле все, что я увидел, было гораздо лучше - и здание, и оборудование, и дисциплина школьников", - пишет Уэллс. Его приятно удивили высокий уровень педагогов и обилие наглядных пособий, вкусный обед, который готовили на школьной кухне и отсутствие книг Уэллса в библиотеке. Особенно впечатлила писателя практика создания школ-интернатов - в Англии в заведениях такого типа учатся дети знати.

Но наибольшее впечатление от поездки произвела встреча с Лениным в Кремле - в частности, его рассказ о планах электрификации страны.

"Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех "утопистов", в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность?" - написал Уэллс в 1920 году.

Побывав в России в 1934-м, Герберт Уэллс заметил: "Теперь, просматривая свою, написанную четырнадцать лет назад книгу, я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, действительно великим человеком". (по материалам СМИ)