22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс!

Шутки про разборки в стиле «быдляк» среди интеллигентов довольно очевидны. Что-то из разряда: «Ты чего, пёс там гавкнул? Моне и Мане попутал?». Ну, знаете, весь юмор в противопоставление двух крайностей. С одной стороны, розочка из бутылок и майка-алкоголичка, которая ассоциируется с чем-то низменным, с другой: высокоинтеллектуальная причина для конфликта, вроде двойственного понимания сущностей философских школ. Подобные гэги слишком просты и очевидны, да? Но, представляете, в истории уже было что-то подобное! И нет, не в Симпсонах (хотя там, конечно, тоже). Знаменитый бунт в Нью-Йорке, который возник из-за... исполнителей Шекспира и особенностей различных стилей исполнения «Макбет»! Как вам? Ну ладно, опять же утрирую, но лишь немного. Итак, начнём с одного из главных виновников торжества, вот они слева направо.

22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс! Театр, Разборки, История, Нью-Йорк, Общество, Длиннопост, Негатив

Главные герои нашей истории.

Эдвин Форрест (на фото черно-белый) в начале XIX века считался в стране Свободы и Белоголового Орлана лучшим исполнителем Шекспира. Выбор, там, если честно, был не очень большой. Его ближайший конкурент был пьяницей, который мог просто наблевать на сцене, посреди своего выступления. Эдвин блистал на сцене Нью-Йорка, Питтсбурга, Нового Орлеана и прочих крупных городов. Его  мужественная внешность, околоживотная страсть и брутальный стиль исполнения ролей проложил тропинку в сердечко массового зрителя, в основном из бедных слоёв общества. Ага, раньше, как я уже говорил, особо было не до развлечений, поэтому в театр шли все подряд невзирая на уровень дохода. И Эдвин был идеальным ответом на запрос публики. Мачо с энергетикой простого рубахи-парня после кружки пива. Уверенные движения, порыкивающий голос. Короче, завоевав сердца соотечественников, Эдвин рискнул наладить экспорт своего виденья Шекспира и на родину великого драматурга! Он отправился в турне по Британии. Проблема была в том, что у англичан уже была своя звезда в этой нише — Уильям Макриди (на фото в цвете).

22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс! Театр, Разборки, История, Нью-Йорк, Общество, Длиннопост, Негатив

МакКриди в образе Кассиуса. Верим?

Его стиль был более мягким, эмоциональным и по возможности максимально благородным с нотками достоинства. Короче, тот самый актёр, который перед тем как упасть в обморок на кушетку, должен выпить чашечку чая, обязательно отставив мизинчик. Естественно, англичанам, привыкшим к другой актёрской школе, не понравилась из всех щелей прущая маскулинность и резкие движения Форреста, направленные на менее взыскательную публику, почитающую простые решения. Множество негатива, разгромные рецензии в газетах. Что бы подумал нормальный человек? Возможно что-то про «чужой монастырь» и «свой устав». Что решил Эдвин? Что всё было подстроено лично Макриди, испугавшегося соперника, готового сместить его с поста «Лучший актёр Мультивселенной». И это даже несмотря на то, что Уильям организовал приветливую встречу американского коллеги. Но паранойю было уже не остановить, поэтому в качестве ответного жеста Эдвин отправился в другой город, где явился на представление британца и в течение всего спектакля шипел, срывая выступление. После чего заявил журналисту, что все эти «жеманные танцы в образе являются оскорблением самого духа Шекспира». Естественно, британцы были в ярости, газеты подлили масла в огонь и ненависть к возомнившему о себе америкашке пробила все границы и устремилась в стратосферу. Американцы же, узнав уже из местных газет о происходящем за океаном, объединились вокруг своего кумира. Это и разожгло войну между актёрами.

22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс! Театр, Разборки, История, Нью-Йорк, Общество, Длиннопост, Негатив

Конечно без карикатур не обошлось.

Битвы велись в основном через статьи в газетах, рецензиях и разговоры в салонах и «на кухнях». Но спустя несколько лет (в 1849 году) Макриди решил сделать ошибку, выйти из комнаты и отправиться в турне, чтобы залить светом британской школы Американскую сцену. Вот тут Эдвин, почувствовал, что пришла пора время Ужасной МСТИ и отправился вслед за ним. Он выступал в тех же городах, что и Макриди, ставил точно такие же постановки, но в других театрах. Естественно, публика превозносила своего кумира, а Макриди закидывала тухлыми яйцами и поливала презрением. Чтобы вы поняли уровень ненависти к английскому актёру: в Цинциннати во время кульминации представления кто-то бросил на сцену половину дохлой овцы. То есть, представьте градус: человек несколько часов просидел в темноте в обнимку с гнилой тушей овцы, чтобы просто выразить своё презрение актёру. Макриди через СМИ пытался как-то объяснить историю конфликта. Но делал это с таким снобизмом и высокомерием, что лишь ещё больше разозлил американскую публику. Газеты практически требовали крови этого актёра! Защитить нашу великую страну от Англии. Не для того диды воевали! Гнать ссаными тряпками этого жеманного тюфяка с нашей звёздно-полосатой земли! И вот наконец финальная точка турне. Театр Астория в Нью-Йорке!

22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс! Театр, Разборки, История, Нью-Йорк, Общество, Длиннопост, Негатив

Вот он, если интересно.

Для справки: в этот период основным и любимым способом отдыха жителей Большого Яблока были массовые драки. «Банды Нью-Йорка» смотрели? Вот, что-то похожее. На улицах всё время схлёстывались местные лихие люди из трущоб, разгорались митинги, вспыхивали забастовки по любому поводу. О каком порядке можно говорить в городе, в котором возле здания мэрии однажды началась массовая драка между полицейскими? Там сферы ответственности не поделили городские и окружные департаменты. И для бедняков Нью-Йорка Театр Астория был реально костью в горле. Расположившись возле не самого престижного района Бауэри (место обитания Bowery Boys — одной из самых известных жестких и многочисленных уличных банд), этот театр позиционировал себя как высококлассное место для элит. Дикие цены на билеты. Обязательный для посещения дресс-код. Исключительно сюртуки и вечерние платья. Кого попало внутрь не пускают — только избранных. И это, естественно, дико злило обитателей трущоб — в другие театры они ещё могли попасть, а вот в это место обитания аристократии им путь был заказан.

22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс! Театр, Разборки, История, Нью-Йорк, Общество, Длиннопост, Негатив

Кстати, Bowery Boys послужили вдохновением для банды Мясника в  «Бандах Нью-Йорка»

А теперь просто представьте. Самый ненавидимый актёр собирается выступить в самом ненавидимом театре. Что могло пойти не так, правда? Перед первым выступлением руководители банд Нью-Йорка начали пачками скупать билеты и предоставлять вечерние наряды для своих подчинённых. Город затопило листовками о том, что англичане атакуют! Что клятые интиллихенты и богачи выступают против нашего любимого Форреста. Они демонстративно поддерживают снобского бриташку! Недопустим! Недадим! Короче, в день премьеры «Макбет» возле театра собралась толпа, и витал дух веселья. В зрительном зале, вышедшего на сцену Макриди встретили матерные плакаты и рёв аудитории. Он прождал тишины целых 15 минут, но зрители не утихали. Тогда Уильям дал отмашку, и спектакль начался несмотря на то, что актёры за шумом толпы даже не слышали друг друга. После этого в труппу полетели монеты, яйца, яблоки, гнилой картофель. Позднее их сменили баночки с мочой и другими неаппетитными жидкостями. Когда публика постепенно перешла в режим «Толпа крушить!» и начала выкорчёвывать кресла, Макриди понял, что возможно с него уже достаточно. Он спешно закруглился и ретировался со сцены.

22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс! Театр, Разборки, История, Нью-Йорк, Общество, Длиннопост, Негатив

Подобные листовки можно было найти во многих районах города.

Интеллектуалы Нью-Йорка во главе с мультимиллионером Джоном Астором (да, владельцем того самого) и писателем Вашингтоном Ирвингом поняли, что их город только что пробил дно в репутационном плане среди всех театралов и мировой общественности. Поэтому они принялись уговаривать Уильяма на вторую попытку. Делегация обещала усилить меры безопасности, вызвать дополнительные отряды полиции, окружить здание театра, не допустить повторения и так далее. Англичанин нехотя согласился. Но и босота тоже не дремала. На следующий день — 10 мая, возле театра, окружённого стеной из 300 полицейских, собралось целых 15 тысяч обитателей трущоб. Внутри здания особые отряды полиции вылавливали поклонников Форреста, купивших билеты и готовивших диверсию против актёра. Не найдя лучшего решения, что делать с этими саботажниками, силы правопорядка оттеснили их в первое попавшееся подсобное помещение и запрели их там. А те в ответ на это нашли гениальное решение — подожгли ветошь, опилки и мусор, который нашли внутри. Пламя разгорелось довольно активно, и часть театра запылала. В это время толпа снаружи камнями повредила водопроводные трубы. Поэтому здание начало заливать водой.

22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс! Театр, Разборки, История, Нью-Йорк, Общество, Длиннопост, Негатив

Как все это выглядело глазами художника

Маккриди всегда настаивал на том, что «Show must go on». И актёры играли в одновременно горящем и затапливаемом здании, которое окружила злобная толпа. Бунтовщики же только взращивали свой гнев. Они умудрились собрать импровизированный таран, чтобы идти на приступ. Чтобы их утихомирить пришлось даже прибегнуть на помощь армии. Те явились и, получив дождь из камней, перестроились и открыли огонь. Вначале холостыми, но после того как толпа не захотела расходиться и даже попыталась оттеснить кавалерию в переулки, в дело пошли и боевые. В задних рядах мелькнули пушки. Тут уж митингующие дрогнули и разбежались. В результате этого, самого кровавого столкновения Нью-Йорка погибло 22 человека, пострадало около сотни. Бунты против «убийства честных американцев в угоду аристократам и англичанам» продолжались ещё несколько дней. Руководство города рвало и метало. За Макриди по-прежнему вели охоту линчиватели и ему пришлось скрываться, перед тем как незаметно покинуть город. Естественно, он зарёкся возвращаться в Америку. А через два года закончил свою актёрскую карьеру. Форрест избежал обвинений в разжигании беспорядков, хотя многие затаили на него зло после происходящего. Ну а театр, получивший в народе прозвище DisAstor, пришлось закрыть. Через 50 лет его снесли.

22 человека погибло из-за спора о театре! Сотни раненых! Шок! Скачать без смс! Театр, Разборки, История, Нью-Йорк, Общество, Длиннопост, Негатив

Эта битва с еще одной стороны.

Нет, понятно, что по факту это была битва двух идеологий — демократов-богатых интеллектуалов, которые были открыты для других культур и республиканцев-простых работяг, считавших, что иностранцев и так в городе переизбыток. Но больше всего, меня конечно поразила причина этой борьбы. Какой там Ленин и Маркс с его «средствами производства», тут вопрос тоньше стоит!

И еще немного по теме:

1. Книга про это событие (требуется регистрация)

2. Статья в английской Вики

3. Интервью с театральным историком об этом событии